ПопулярнеРедакціяСвіже
КращеОбговорюване

Куда совершит посадку Mars: InSight и почему?

Этот текст также доступен на русском языке

Это перевод материала Five Things to Know About InSight’s Mars Landing от NASA.

Без сомнений, NASA изучает одни из самых захватывающих мест нашей солнечной системы и за её пределами. Однажды увидев, кто сможет забыть величие космонавта Джима Ирвина, стоящего перед застывшей красотой горного хребта Hadley Apennine на Луне, пленительные «Столпы творения», запечатленные телескопом Хаббл, или завораживающую мозаику Сатурна?

Марс также играет свою роль в этом визуально привлекательном уравнении c изображениями высокой четкости хребтов и округлых плоских нагорий у основания горы Шарп, сделанных ровером Curiosity, и так напоминающих просторы американского юго-запада. Тем не менее, нагорье Элизий — место, выбранное для посадки миссии InSight на Марсе — вряд ли будет упоминаться наряду с вышеперечисленными… Потому что оно плоское. И это хорошо.

Да, посадочная площадка следующей миссии NASA на Марс может быть больше похожей на парковку около спортивного стадиона, и именно поэтому она так нравится команде программы InSight — миссии по исследованию внутреннего строения планеты при помощи сейсмологии, геодезии и теплопередачи.

Место высадки платформы InSight относительно семи предыдущих миссий NASA на топографической карте Марса. Image credit: NASA/JPL-Caltech.

«Предыдущие миссии на Красную планету исследовали её поверхность, изучая каньоны, вулканы, камни и грунт» — говорит Бенерд. Но ключ к процессам, которые формируют планету, можно найти только изучая и понимая данные, зарытые глубоко под поверхностью. Задача программы InSight изучить внутреннее строение Марса на основе его жизненно важных показателей — пульса, температуры и реакций на внешние воздействия.

Получение этих жизненно важных показателей поможет научной команде InSight заглянуть в прошлое, когда формировались каменистые планеты нашей солнечной системы. Исследование будет основываться на на трёх инструментах:

• Шестисенсорный сейсмограф, называемый Сейсмический эксперимент внутреннего строения (SEIS), который будет регистрировать сейсмические волны, проходящие сквозь недра планеты. Изучение сейсмических волн подскажет ученым, что именно может быть причиной этих волн. (Ученые предполагают, что виновниками могут быть марсотрясения или метеориты, сталкивающиеся с поверхностью планеты)
  • Прибор для изучения теплового потока и физических свойств (HP³) пробурит более глубокую скважину, чем любой другой инструмент до него. Он оценит количество тепла, выходящее из-под поверхности планеты. Эти наблюдения прольют свет на вопрос схожести состава Земли и Марса.
  • И, наконец, Эксперимент вращения и внутренней структуры (RISE), который будет использовать радиостанции посадочного модуля для оценки колебаний оси вращения Марса, предоставляя информацию о ядре планеты.

Для  успешного выполнения задачи миссии команде нужна посадочная площадка, которая будет отвечать нескольким критериям. В отличие от марсоходов, трёхногий посадочный модуль останется там, где он приземлится.

Посадочная площадка для миссии InSight. Эта карта показывает область, которая рассматривалась в качестве подходящего варианта, за год до запуска миссии в мае 2016 года. Овалом обведено выбранное место в северной части плоского нагорья Элизий, примерно в четырех градусах к северу от экватора Марса. Image credit: NASA/JPL-Caltech/ASU

«Выбор хорошего посадочного места на Марсе это как выбор хорошего дома: все дело в расположении. — говорит Том Хоффман, менеджер проекта в Лаборатории Реактивного Движения (JPL). — И прежде всего, оценка посадочной площадки должна определить, что лежит под её поверхностью. Нам нужно не просто безопасное место для посадки, а рабочее пространство, которое пригодно для бурения нашим пятиметровым зондом теплового потока».

Место также должно быть достаточно освещённым и тёплым для работы солнечных панелей, в тоже время сохраняя температурные пределы для электроники в течение всего марсианского года, который составляет 26 земных месяцев.

Таким образом, команда сосредоточилась на поясе вокруг экватора, где солнечные панели посадочного модуля получит достаточно света для работы его систем на протяжении целого года. Поиск места, которое было бы безопасным для приземления и дальнейшего развёртывания солнечных панелей и инструментов, заняло немного больше времени.

«Геодезическая отметка (возвышение) места для приземления должна быть достаточно низкой, чтобы иметь требуемую толщину атмосферы над собой для безопасного приземления, поскольку космический аппарат будет сначала тормозить за счёт трения атмосферы, и только потом погружаться в неё на парашюте, за счёт чего значительно замедлится. — говорит Хоффман. — Когда парашют отстегнётся, и посадочные двигатели приступят к конечному спуску, там должно быть ровное пространство для приземления — не слишком бугристое и относительно свободное от камней, которые могли бы опрокинуть трёхногий модуль».

Из 22-х рассмотренных мест основным инженерным требованиям удовлетворили только нагорье Элизиум, долина Исидис и долина Маринер. Чтобы оценить три оставшихся претендента, были сделаны разведывательные снимки с марсианских орбитальных космических аппаратов NASA и проанализированы архивы данных о погодных условиях. В конечном счете, равнина Исидис и долина Маринер были отброшены, будучи слишком каменистыми и ветреными.

Таким образом остался посадочный овал 130 км длиной и 27 км шириной на западном краю плоского ровного пространства лавовой равнины.

Художественный концепт посадочной площадки InSight: На концепте изображена гладкая и ровная поверхность посадочного места в области нагорья Элизий на Марсе. Credit: NASA

«Если бы вы были марсианином, прибывшим разведать внутреннее строение Земли, так же как мы разведываем внутреннее строение Марса, не имело бы значения, приземлились вы посреди Канзаса или на пляже Оаху. — говорит Бенерд. — Хотя я с нетерпением жду первых фотографий с поверхности, ещё больше мне хочется увидеть первый набор данных, раскрывающий то, что происходит глубоко под нашими посадочными площадками. Красота этой миссии находится под поверхностью. Нагорье Элизий подходит нам идеально».

После начавшегося 5 мая 205-дневного путешествия миссия InSight приземлится на Марс 26 ноября, чуть ранее 20:00 по Гринвичу. Её солнечные панели будут развернуты спустя несколько часов после приземления.

Приблизительно через 3 месяца после посадки и оценки рабочего пространства инженеры и учёные начнут развёртывание инструментов SEIS и HP³ и займутся наукой всерьез.

InSight была двенадцатой выбранной программой NASA в классе Discovery. Созданная в 1992 году, программа Discovery спонсирует частые миссии по изучению солнечной системы с конкретными научными целями.

Лаборатория реактивного движения занимается управлением миссии InSight для NASA. InSight это часть программы Discovery, управляемой центром космических полётов им. Маршалла в Хантсвиле, штат Алабама. Американская военно-промышленная корпорация Lockheed Martin Space в Денвере построила космический аппарат для InSight, разработала полётный и посадочный модули, а также поддерживает операции космического корабля для миссии.

В проекте также участвует большое количество европейских партнеров, включая французское космическое агенство (CNES) и немецкий центр авиации и космонавтики (DLR). CNES построил шестисенсорный сейсмограф для Сейсмического эксперимента внутреннего строения (SEIS), при поддержке Института Макса Планка по исследованию Солнечной системы (MPS), Швейцарского технологического института (ETH), Имперского колледжа и Оксфордского университета в Великобритании и Лаборатории реактивного движения. Немецкий центр авиации и космонавтики (DLR) обеспечивает работу модуля HP³.

Увійдіть, щоб читати ще 5 коментарів, брати участь в обговореннях та не бачити рекламу.
Злий Дейв Боумен