«Хаббл» и «Чандру» починили: телескопы вновь работают!

Отличные новости! Буквально только что NASA сообщило в Twitter, что телескоп им. Хаббла снова в строю.

Как вы наверняка знаете, проблемы с аппаратом возникли в начале октября. На «Хаббле» установлены три главных гироскопа, один из которых как раз и вышел из строя. Два других механизма сломались гораздо раньше, так что на какое-то время телескоп остался вообще без возможности точно ориентироваться в пространстве.

Вместо поломанного гироскопа через неделю был запущен один из запасных. Он не включался с 2011 года, поэтому сам факт того, что он включился, можно было считать радостным событием. Хотя на самом деле радоваться было рано.

Телескоп «Хаббл». Фото в космосе. Credit: NASA

Дело в том, что гироскоп — это механизм, который постоянно вращается. Однако у запасного элемента скорость вращения оказалась слишком высокой, он просто не смог бы выполнять необходимые для ориентирования задачи. Поэтому NASA пришлось решать новую проблему: да, специалисты действительно пытались отключить гироскоп, а затем включить, но это не помогло. Тогда был использован более грубый метод: аппарат целиком несколько раз заставили покрутиться, грубо говоря, «потрясли» его. Именно эта «встряска» элементов помогла восстановить работу гироскопа.

Патрик Круз, один из участников команды, посетовал на СМИ: мол, представленное ими решение (многие писали, что «Хабблу» помогло именно включение-выключение) является слишком упрощённым и не отображает проделанной за весь месяц работы. На деле всё гораздо сложнее, чем переключение тумблера «вкл.-выкл».

Так или иначе, все необходимые проверки были завершены. И сегодня, 27 октября, телескоп выведен из безопасного режима, снова работает и уже выполняет научные задачи.

К слову, «Хаббл» — не единственный проблемный телескоп октября. Небольшая поломка произошла и на телескопе NASA Чандра. В начале октября телескоп перешёл в спящий режим. Мало того, что это случилось примерно тогда же, когда вышел из строя «Хаббл», так и причиной тоже оказался неисправный гироскоп.

Команде Чандра удалось определить, что из-за сбоя в работе гироскопа бортовой компьютер получил неверные данные, что и привело к автоматическому переходу в спящий режим. После того, как неисправный гироскоп перевели в резерв, команда испытала работу телескопа в изменённой конфигурации. С 21 октября телескоп вернулся к штатным научным наблюдениям.

Телескоп Чандра, иллюстрация художника. Credit: NASA

Стоит отметить, что рентгеновский телескоп Чандра находится на орбите уже 19 лет, хотя изначально рассчитывался на 5 лет работы. Будем надеяться, что Чандра продолжит работать ещё многие годы, открывая для нас загадки Вселенной.