Как выбрать телескоп?

Зачем мне нужен телескоп?

На каком-то этапе жизни любителя астрономии, красивых снимков космоса становится маловато для удовлетворения своего внутреннего Маска. Возникает мысль обзавестись телескопом. Но как выбрать такой телескоп чтобы не перегореть любовью к астрономии после первого же сеанса наблюдения? Давайте разберемся.

Ожидания и реальность

Те, кто ожидает увидеть в телескоп что-то похожее на красочные фото с Хаббла, будут порядком расстроены. В действительности все не так ярко и живописно, но от этого не менее красиво и интригующе!

Многие считают, что астрономические исследования - это удел обсерваторий и институтов. На самом деле это не совсем так. Подавляющее большинство исследований переменных, новых и покрытий звезд астероидами принадлежит окулярам тысяч аматоров астрономии по всему миру. К слову, открытие комет щедро вознаграждается, и как знать, вдруг через пару лет и на найденную Вами комету будет запланирована высадка, пока вы будете попивать вино с очередного гранта. Интересно и то, что, к примеру, Вася Иванов из 9-А класса, может быть опубликованным на одной странице с каким-нибудь профессором астрофизики из США, за наблюдения, скажем, переменной. Согласитесь, немного областей науки, где существует такое равенство, ощущение великой миссии, и вообще возможность внести свой вклад в науку, не обладая научной степенью. В конце концов раз вы задумались о телескопе, то видите в этом свою, непередаваемую романтику исследователя вселенной. Девочкам такое нравится.

Ну хорошо, а где мне его достать?

Существует два способа: купить или сделать. Чтобы сделать телескоп совсем не нужно обладать навыками инженера NASA, но все равно это сложно и довольно затратно. Поэтому остается вариант покупать. Покупать лучше всего на ebay и бывшие в употреблении. Цены на них значительно ниже. Желательно покупать телескопы именитых фирм, они ненамного дороже ноунеймов, но так вы будете уверены в надежности и качестве инструмента. Цена вопроса колеблется от 30$ до 800$, но хороший инструмент можно купить и за 100-200$, если достаточно подождать и умело пользоваться ставками.

Так они еще и разных типов бывают?

Совершенно верно, существует множество различных типов оптических систем, среди которых самыми популярными являются рефракторы и рефлекторы. Остальные являются разными модификациями последних. У рефракторах для фокусировки света на окуляр используется линза объектива.

У рефлекторов для этой цели используется зеркало и изображение в них перевернутое, если не прибегать к помощи дополнительных линз. Большое зеркало проще в изготовлении, поэтому такие телескопы дешевле.

Какой телескоп нужен именно мне?

Тут все зависит от того, что и при каких условиях Вы будете наблюдать. Если хотите смотреть с балкона своей городской квартиры Луну, планеты, звездные скопления и то, как одногруппница Таня из соседнего дома принимает душ, то Вам нужен рефрактор. А если вы живете в местах отдаленных от засветки города, или есть возможность выезжать за город, то рефлектор решает все. В любом случае, какой бы телескоп вы не выбрали, чтобы вести полноценные наблюдения вам нужно будет бежать от света города. Важный момент: телескоп лучше покупать с контролером, или докупить его отдельно. Контроллер - это спутниковая система навигации для телескопа с базой всех каталогизированных объектов, нажал пару кнопок и привод телескопа сам наводит трубу на объект. Это важно, поскольку новичку очень трудно на первых порах находить даже достаточно яркие объекты, а это частая причина того, что телескоп закидывается на чердак, вместе с бессмертной любовью к звездам. Но стоит она прилично, и, если Вы ладите с электроникой и программированием, такое можно изготовить и самому. Диаметр зеркала рефлектора или объектива рефрактора лучше всего брать больше 10 см, но тут выбор ограничен только количеством денег, которые вы готовы потратить. Увеличение ограничено только окулярами и качеством неба. Монтирование телескопа также не менее важный элемент чем оптическая система. Здесь все просто - существует три системы монтирования:

• Альт-азимутальная, на которой обычно смонтированы рефракторы (если вы хотите вести серьезные наблюдения за deep sky объектами то забудьте о ней).
  • Экваториальная, на которой обычно монтируются рефлекторы, удобная во всех планах.
  • Система Добсона - компактная, и удобная для перемещения, по точности немного уступает экваториальной, если есть контролер и моторный привод, то это оптимальный выбор, так как она дешевле экваториальной.

Маленький нюанс - если в будущем вы планируете заняться поиском комет, то лучше иметь альт-азимутальное монтирование или систему Добсона.

Ну купил я телескоп, что дальше?

Некоторое время потребуется, чтобы привыкнуть к инструменту, еще некоторое - для того, чтобы наловчиться находить объекты на небе. Затем наступает период когда юный Галилей разбивает все фонари, которые создают засветку; приводит всех своих друзей, чтобы те посмотрели на Луну, в которой они видят, какой-то свой сакральный смысл; и конечно же, показывает галактику Андромеды всем своим пассиям. Шутки в стороны, работает как валерьянка на котеек;)

Ясного неба и бессонных ночей.