ESA рассказали об эксперименте по изучению влияния долгих космических перелетов на способности пилотов

Когда установка для научного эксперимента выглядит как на этом фото, ее легко спутать с сеансом в аркаде. Но иногда наука так же реальна, как и вымысел.

Изображенный здесь объект – это подготовка к полету на космическом корабле «Союз», который в настоящее время является единственным средством передвижения астронавтов к Международной космической станции и от нее. Тем не менее, не симулятор, а то, где он находится, является центром этого эксперимента. Он расположен на станции Конкордия, исследовательском центре на плато на высоте 3200м над уровнем моря на Антарктическом материке. Температура на белом континенте может упасть до -80°C зимой, а среднегодовая температура здесь -50°C. Поскольку Конкордия находится на самой южной оконечности Земли, Солнце не поднимается над горизонтом зимой и не заходит летом. Экипаж должен жить без солнечного света четыре месяца в году. Несмотря на эти суровые условия, около 15 человек проводят около года, живя в Конкордии во имя науки. Вдали от цивилизации белый мир Антарктиды предлагает исследователям возможность собирать данные и экспериментировать, как никакое другое место на Земле.

Человек на этом изображении принимает участие в проекте SimSkill, который исследует, как часто астронавты должны тренироваться, чтобы поддерживать свои навыки пилотирования во время длительного космического полета. После первого тренинга участники делятся на две группы: одна «летает» один раз в месяц, а другая группа проходит курсы повышения квалификации один раз каждые три месяца в течение их зимнего пребывания в Антарктике.

Поскольку ни одна видео- или аркадная игра пока не дала удовлетворительных ответов на этот запрос, ЕКА участвует в итальянско-французской базе для исследования будущих миссий на другие планеты, используя базу в качестве модели далеких планет. Эксперимент исследует, влияют ли изоляция и кислородная депривация в Конкордии на способности пилота и, если да, то как.

Воздух в Конкордии очень тонкий и содержит меньше кислорода из-за высоты. Также над южным континентом находится «озоновая дыра» из-за которой здесь очень высокий уровень ультрафиолетового излучения. Выход за пределы базы требует ношения большого количества одежды и ограничивает время, проведенное на открытом воздухе — очень похоже на жизнь на другой планете. В большом открытом ландшафте, покрытом мраком, цвета, запахи и звуки почти не существуют, добавляя чувство одиночества. Изоляция и сенсорная депривация могут нанести ущерб биологическим часам членов экипажа, мешая хорошо выспаться ночью.

Космонавтам, выполняющим длительные космические полеты, необходимо пилотировать свои космические корабли и проводить сложные операции через месяцы или даже годы после их обучения на Земле. На Международной космической станции астронавты периодически проходят курсы повышения квалификации для выполнения важных задач, таких как стыковка грузовых космических кораблей.

Для астронавтов, возвращающихся с Марса, разработчики миссии должны знать, что они смогут выполнить после месяцев изоляции и напряженного исследования. Для эксперимента с SimSkill потребовалось отправить симулятор космического корабля в Антарктику, чтобы увидеть, как команда Concordia справится со своим пребыванием в изоляции.

Результаты будут оценены и сравнены с тем же экспериментом, проведенным в Штутгарте, Германия, и на станции Halley Британской антарктической службы, расположенной на уровне моря в Антарктике.

З.Ы. Как по мне, на Союз это не особо похоже.