Китай совершил первую в истории посадку на обратную сторону Луны

В закладки
Аудио

3 января Китай вписал себя в историю исследования Луны. В 02:26 UTC платформа Чанъэ-4 успешно села на обратной стороне Луны, в кратере Карман в Бассейне Южный полюс — Эйткен. Час спустя на Земле получили первые снимки.

Фото поверхности с Чанъэ-4 после приземления. Сверх в кадр попали рельсы, по которым луноход Юйту-2 съехал на поверхность (Credit: CNSA/CLEP)

Когда речь заходит об изучении космоса, про Китай незаслуженно забывают. Хотя их успехи привлекают меньше внимания, чем масштабные научные миссии NASA или ESA, Китай активно изучает Луну: два орбитальных зонда, посадочный аппарат и луноход, облёт Луны с возвращением на Землю. И вот, новым витком в череде миссий стала Чанъэ-4 — первая в истории миссия на обратную сторону Луны.

Чанъэ-4 состоит из посадочной платформы и небольшого лунохода. Они во многом аналогичны аппаратам Чанъэ-3, которая тоже была миссией на поверхность Луны — тогда, в 2013 году, Китай впервые совершил мягкую посадку на поверхность нашего спутника. Поскольку всё прошло успешно, учёные начали планировать новую миссию с использованием аппаратов-дублёров, которые были построены на случай неудачного запуска Чанъэ-3.

Снимок поверхности, сделанный после успешного приземления (Credit: CNSA/CLEP)

Посадочная платформа массой 1200 кг несёт несколько научных инструментов. Это, во-первых, две камеры: камера приземления (LCAM) вела съёмку во время спуска на поверхность, а камера местности (TCAM) будет снимать окружающий рельеф уже после посадки. На платформе установлен низкочастотный спектрометр LFS для проведения астрономических наблюдений. Не обошлось и без международного сотрудничества — платформа несёт немецкий прибор LND (Lunar Lander Neutrons and Dosimetry Experiment). На борту есть и «пассажиры». Это канистра с биосферным экспериментом — семенами разных растений, а также яйцами шелковичных червей.

Юйту-2 перед спуском на поверхность (Credit: CNSA/CLEP)

Маленький шестиколёсный луноход тоже будет делать фотографии поверхности  — у него есть панорамная камера. Вдобавок к этому он несёт спектрометр видимого и близкого инфракрасного диапазона, а также ещё один международный прибор — Advanced Small Analyzer for Neutrals (ASAN) Шведского института космической физики. Луноход назвали Юйту-2 (Нефритовый заяц-2), взяв имя ровера из миссии Чанъэ-3.

Юйту-2 на поверхности (Credit: CNSA/CLEP)

Подготовка к прилунению Чанъэ-4 началась еще в начале 2018-го. Для связи с аппаратами на обратной стороне Луны необходим ретрансляционный спутник. Поэтому на орбиту вокруг точки Лагранжа Л2 системы Земля-Луна был выведен спутник  Цюэцяо («Сорочий мост»). Название отсылает к китайскому мифу о возлюбленных, которые разделены Серебряной рекой (символизирующей Млечный путь) и сходятся раз в год по мосту из сорок.

В 2019 году планируется запуск новой миссии на Луну — Чанъэ-5, которая должна будет доставить на Землю образцы лунного грунта.

Войдите, чтобы видеть ещё 11 комментариев, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.

Слева в центре светлый отрезок. Это блик?

Обратите внимание на цвет.Это явно не Луна - посадка сфальсифицирована и снята в студии. Студия, похоже, находится на Марсе.