PopularEditorialNew
BestОбсуждаемое

Новое исследование показывает, что облака Венеры могут поддерживать фотосинтез

Учёные считают, что химический состав венерианских облаков вместе с падающим на них солнечным светом создают условия, подходящие для жизни фотосинтезирующих микроорганизмов.

Ночная сторона Венеры в инфракрасном диапазоне. Снимок сделан японским космическим аппаратом «Акацуки». Источник: ISAS, JAXA

Работа, ведущим автором которой выступил профессор биохимии Калифорнийского политехнического университета в Помоне Ракеш Могул, была опубликована в специальном выпуске журнала Astrobiology за октябрь 2021-го, посвящённом пригодности атмосферы Венеры для микробной жизни.

В своей работе Могул с командой показали, что фотосинтез в облаках нашей соседки не только возможен, но и может проходить круглосуточно. Днём, как и на Земле, его питал бы солнечный свет: средний и нижний слои облаков планеты получают его примерно столько же, сколько и поверхность Земли. Ночью же его сменяло бы инфракрасное излучение, поступающее как от поверхности, так и от атмосферы Венеры; при этом поток фотонов этого излучения гораздо выше того, которым довольствуются микроорганизмы в глубинах земных морей. Такой широкий выбор источников энергии позволил бы микроорганизмам «расселиться» по различным высотам, поощряя широкое разнообразие жизни. Что интересно, в обоих случаях длина волны излучения такова, что оно может поглощаться некоторыми земными фотосинтетическими пигментами.

Кроме этого, таким организмам не угрожает ультрафиолетовое излучение. Соавтор статьи Ён Чу Ли показал, что всё те же средний и нижний слои облаков получают на 80 — 90 процентов меньше излучения в диапазоне UV-A (ультрафиолет А), чем поверхность Земли; при этом UV-B (ультрафиолет В) и UV-C (ультрафиолет С) практически полностью рассеиваются и поглощаются высокими слоями атмосферы.

Команда также нашла доказательства того, что облака Венеры частично состоят из
нейтрализованных форм серной кислоты, таких как гидросульфат аммония, что делает их гораздо менее сухими и кислотными, и, следовательно, более благоприятными для жизни, чем предполагалось ранее.

Наше исследование предоставляет весомые доказательства возможности существования фототрофных и хемотрофных микроорганизмов в облаках Венеры. Уровни кислотности и активности воды находятся в рамках, допустимых для роста земных микроорганизмов, в то время как наличие круглосуточного источника света с ограниченным уровнем ультрафиолетового излучения означает, что венерианские облака могут быть благоприятными для жизни. Мы считаем, что облака Венеры — отличная цель для миссий по обнаружению жизни, подобных тем, что сейчас планируются к Марсу или Европе.

Ракеш Могул, ведущий автор исследования

Войдите, чтобы видеть ещё 9 комментариев, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.
Завистливый Питер Снепбек

Известный биолог Михаил Никитин (автор книги "От туманности до клетки") скептически высказался на тему жизни в облаках Венеры в том числе потому, что для жизни нужны не только углерод и азот, но и металлы (для работы ферментов), а с ними там напряг.

Коррозийная Космическая Альпака

Що таке нейтралізована сірчана кислота? Нейтралізація кислоти - це реакція кислоти із лугом, в результаті якої отримаємо воду та сіль.Тобто хмари складаються із солі та води? Тоді до чого тут сірчана кислота?

Отличный Дарт Мол

Так вопрос же не в источнике света для фотосинтеза. Понятно, что там он есть. Вопрос в воде или в любом другом растворителе... Сухо там, земные бактерии просто высохнут до состояния спор. А свои не заведутся по той же причине. Саган в 1961 году предлагал фотосинтезирующие водоросли на Венеру закинуть, чтобы они углекислоту связывали с выделением кислорода. А потом передумал, потому что на Венере воды практически нет.