PopularEditorialNewBest

Новый тип сверхновых вызван поглощением звездой чёрной дыры

1В закладки

Недавно человечество впервые стало свидетелем редчайшего космического события: чёрная дыра (или, возможно, нейтронная звезда) была поглощена звездой, после чего разрушила её ядро изнутри и вызвала сверхновую ранее не виданного типа.

Событие глазами художника. Спираль вокруг звезды – материя, поднятая объектом (чёрной дырой или нейтронной звездой, которая до этого была одной из двух звёзд в двойной системе) из её атмосферы. После столетий сближения двух тел, объект наконец погрузился сначала в атмосферу звезды, а потом дошёл и до ядра, чем вызвал зрелищную вспышку сверхновой и два джета.
Credit: Chuck Carter

Первым это событие запечатлел в 2017 году Very Large Array – радиотелескоп, расположенный в штате Нью-Мексико, США. Внимание астрономов привлекла мощная радиовспышка VT 1210+4956, которую связывали со взрывом сверхновой, исходящая из карликовой звездообразующей галактики в приблизительно 480 миллионах световых лет от Земли.

«Мы подумали: „О, а это интересно“» – говорит Диллон Донг, астроном из Калифорнийского технологического института.

К дальнейшему наблюдению за галактикой Донг с коллегами подключили, кроме VLA, работающий в оптическом диапазоне спектрометр LRIS (Low Resolution Imaging Spectrometer) в Обсерватории Кека, что на Гавайях. Он помог учёному обнаружить следующую подсказку: сверхскоростные потоки материи, исходящие из точки на окраине этой галактики – знак того, что когда-то там произошёл сильнейший взрыв.

Последней деталью стали архивные данные японского телескопа MAXI (Monitor of All Sky X-ray Image), находящегося на МКС. Они показали мощный рентгеновский всплеск с центром в том же месте – но на этот раз датированный 2014 годом.

Вот как, по мнению астрономов, развивались события: давным-давно там находилась двойная звёздная система. Со временем одна из звёзд стала сверхновой и превратилась или в нейтронную звезду, или в чёрную дыру, и под действием гравитации всё быстрее приближалась к своей «сестре», оставляя за собой спираль перетянутого с неё газа.

После того как она достигла внешних слоёв атмосферы звезды, ей понадобилось ещё несколько сотен лет, чтобы достичь ядра. Последнее повлекло за собой формирование двух джетов – именно их рентгеновские отголоски засёк в 2014 году японский телескоп – а также привело к тому, что и вторую звезду постигла участь сверхновой. Обнаруженные VLA радиоволновые всплески, с другой стороны, были вызваны столкновением материала со взрывающейся сверхновой с образовавшейся ранее огромной газовой спиралью.

Подобный феномен, называемый вызванной слиянием сверхновой с коллапсирующим ядром (Merger-triggered core-collapse supernova), был предсказан учёными, однако никогда до этого не наблюдался напрямую.

«Вторая звезда бы все равно рано или поздно взорвалась бы, но слияние ускорило процесс» – говорит Донг.

Исследование опубликовано в журнале Science под названием «A transient radio source consistent with a merger-triggered core collapse supernova».

Источники: ScienceNews, Caltech

Войдите, чтобы видеть ещё 15 комментариев, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.
Волшебная Лея С.