ПопулярнеРедакціяСвіже
КращеОбговорюване

Красивое воскрешение “Хаббла”

Этот текст также доступен на русском языке

Большинству, если не всем известно, что относительно недавно телескоп имени Хаббла испытывал проблемы с управляющей электроникой и совсем недавно ее удалось решить. И вот уже после восстановления телескоп сумел получить изображение далекого квазара 2M1310-1714 (смотреть рисунок 1). Но ведь на фото шесть светящихся объектов в центре, скажут многие и будут правы. Все дело в том, что центральная пара галактик представляет собой две отдельные галактики. Четыре ярких точки вокруг них и одна менее яркая точка, расположенная в центре, на самом деле являются пятью отдельными изображениями одиночного квазара. Напомню вам, что квазары представляют собой активные ядра галактик – объекты крайне высокой яркости, расположенные крайне далеко от нас. Господствующая теория говорит нам, что квазар – это сверхмассивная черная дыра (масса варьируется от 100000 до 10^11 масс Солнца), вокруг которой расположен диск из аккрецирующего на него материала (смотреть рисунок 2), благодаря трению в котором квазар и излучает большую часть своей огромной энергии.

Рисунок 1 – изображение далекого квазара 2M1310-1714.
Рисунок 2 – “пир” черной дыры в центре галактики.

Причина того, что мы видим перед собой не одно, а много изображений одного и того же объекта проста и называется она гравитационное линзирование. Гравитационное линзирование происходит, когда объект с гигантской массой, а значит и такой же энергией искажает метрику настолько, что геодезические линии, вдоль которых и распространяется свет, огибают этот объект с разных сторон и дают нам множественные изображения одного объекта. Важно следующее: светящийся объект должен быть очень ярким, на эту роль хорошо подходят квазары и сверхновые звезды например, линзирующий свет объект должен быть массивным и компактным и все они и наблюдатель должны находиться примерно на одной линии (смотреть рисунок 3). В самом идеальном случае расположения этих трех объектов получается красивейшее явление – кольцо Эйнштейна (смотреть рисунок 4).

Рисунок 3 – принцип работы гравитационной линзы.
Рисунок 4 – кольцо Эйнштейна.

А полезно это явление для астрономов тем, что на самом деле далекий квазар просматривался бы напрямую лишь как тусклая точка между галактиками. Гравитационная линза сделала его видимость намного лучше, собрав свет, уходивший в разные стороны.

Увійдіть, щоб читати ще 4 коментаря, брати участь в обговореннях та не бачити рекламу.
Заздрісний Ілон

Это надо так попасть в нужное время в нужном месте! Думаю что на таком огромном расстоянии меж объектов, эта прямая линия быстро исчезнет.