PopularEditorialNewBest

Любитель впервые в истории открыл новый спутник Юпитера

В закладки

Астроном-любитель Кай Ли обнаружил в данных, собранных более 15 лет назад, ранее неизвестный 80-й спутник Юпитера.

«Могу с гордостью сказать, что это — первый спутник, открытый астрономом-любителем!» — заявил он изданию Sky and Telescope 8-го июля.

Сейчас Юпитер насчитывает 79 «официальных» спутников, однако на самом деле их гораздо больше. Новое открытие, скорее всего, повысит это число до 80 (на рисунке новый спутник не изображён).
Credit: Carnegie Inst. for Science / Roberto Molar Candanosa

На данный момент вокруг Юпитера обращается 79 официально признанных Международным астрономическим союзом лун, но на самом деле на его орбите находится намного больше небольших тел, захваченных громадным гравитационным полем гиганта. Одно из именно таких тел обнаружил Ли.

Новобранец под временным названием EJc0061 был определён в группу Карме — множество небольших спутников, обращающихся в направлении, противоположному вращению Юпитера. Вскоре ему должны дать новое, постоянное, имя, которое обязательно будет заканчиваться на букву «е», как и у всех спутников в группе.

Своё открытие Кай Ли совершил в тот момент, когда просматривал снимки телескопа Канада-Франция-Гавайи (Canada-France-Hawaii Telescope, CFHT), сделанные исследователями из Гавайского университета в 2003-м году. Его внимание особо привлекли фотографии, сделанные в конце февраля того года во время явления, называемого противостоянием: тогда газовый гигант и Солнце находились по противоположные стороны от Земли, что позволило астрономам запечатлеть всю систему лун Юпитера в ярком солнечном свете.

В данных CFHT Ли обнаружил три потенциальных новых спутника, однако только один из них появлялся и на более поздних снимках. Он же присутствовал и на снимках, сделанных телескопом Субару в начале месяца. Это подтвердило, что тело обращается вокруг Юпитера с периодом в 22 суток. Находка подтвердилась и в гораздо более недавних данных: EJc0061 удалось найти на фотографиях за 2018-й год.

Сам Ли называет эту охоту за лунами «летним хобби, пока я не вернулся на учёбу». Конечно, он надеется, что это — далеко не последнее его открытие. Вполне возможно, что это так: в прошлом году он уже нашёл четыре «потерянных» луны Юпитера — эти тела уже были известны науке, но, казалось, исчезли из виду.

Об открытии астроном уже сообщил в Minor Planet Mailing List, а также в Центр малых планет.

Источники: Space.com, Sky And Telescope

Войдите, чтобы видеть ещё 9 комментариев, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.
Исключительный Starman

>Сам Ли называет эту охоту за лунами «летним хобби, пока я не вернулся в школу» Там я так и не понял с переводом, было вроде не про школу, а учебу. То ли школьник, а может быть студент. Но смысла это не меняет. Пацан нашел спутник и все математически подтвердил и предсказал. Чувствую себя ущербным.

Нервный Инопланетянин

Настоящий энтузиаст)

Волшебный Пол Атрейдес

> захваченных громадным гравитационным полем гиганта Нет никакого "поля" — это гравитационный колодец, искажение пространства-времени. Вы что, Эйнштейна плохо слушали? Дед вам более ста лет тому назад объяснил это [а после это много раз доказали другие], а вы всё "поле" да "поле",) - Ну а парень открывший спутник большой молодец! Хорошее у него хобби, уважаю.