PopularEditorialNewBest

Самый большой в мире радиотелескоп готов к постройке

В закладки

1-го июля комплекс Square Kilometer Array (SKA), работа над которым началась ещё в 1990-х, наконец получил зелёный свет на начало строительных работ. Теперь команде проекта предстоит привлечь необходимое финансирование, а также решить новую, но уже знакомую многим астрономам проблему: помехи от группировок спутников.

SKA будет включать в себя сотни тарелок в ЮАР (слева) и больше ста тысяч антенн в Австралии.
Credit: SKA Observatory

Об этом на встрече Европейского Астрономического Сообщества 29-го июня заявил Филип Даймонд, генеральный директор специально созданной для постройки и управления работой телескопа межнациональной организации Square Kilometer Array Observatory. По его словам, планы по началу строительства были одобрены странами-участниками проекта.

В состав SKA входят два объекта: SKA-Low и SKA-Mid. SKA-Low, который будет возведён в Австралии, будет состоять из 130 тысяч антенн и проводить наблюдения в низкочастотном диапазоне. SKA-Mid разместится в ЮАР и будет включать в себя 197 тарелок среднего диапазона, из которых 64 — из уже существующего телескопа MeerKAT.

К сожалению, до начала конструкторских работ ещё далеко: официальный сайт проекта сообщает, что стройка начнётся в следующем году и продлится аж до 2028-го. Об этом Ричард упомянул в обращении к Сообществу: «1-го июля лопат на стройплощадке мы не увидим».

Идея радиотелескопа площадью в квадратный километр (откуда и название) зародилась ещё в 1990-х и с тех пор развилась в SKA, который после ввода в эксплуатацию станет бесценным инструментом для астрономов всех направлений. Однако технологический прогресс последних 30 лет принёс с собой и новые трудности: команда боится, что работе телескопа будут мешать спутниковые мега-группировки.

«Мы, радиоастрономы, давно привыкли к помехам от спутников и самолётов, — говорит Ричард. — Однако мега-созвездия — совсем другая история». Разница, по его словам, состоит в огромном количестве аппаратов, из которых многие будут использовать частоты в диапазоне работы SKA-Mid — от 350 МГц до 15.3 ГГц.

Ричард сообщил, что сейчас с операторами спутников проводятся переговоры касательно мер, «которые значительно смягчат воздействие [спутников] на телескопы SKA». Какие именно меры обсуждаются, он не уточнял.

Другой работник обсерватории, Федерико Ди Вруно, утверждает, что ими были разработаны методы «определения и удаления» результатов интерференции из-за спутников. Несмотря на это, он опасается роста количества аппаратов в уже находящихся на орбите группировках, а также запуска новых спутниковых сетей: «Группировки из десятков тысяч спутников — чрезвычайно тревожная перспектива для радиоастрономии». По его мнению, решить проблему помогло бы создание «зон радиомолчания» вокруг антенн, над которыми спутники бы отключали передачу данных.

Другой проблемой для SKA является финансирование. По прогнозам обсерватории, стоимость постройки и работы телескопов в течение следующего десятилетия составит 2 миллиарда евро. Даймонд говорит, что бо́льшая часть суммы уже собрана и настроен весьма оптимистично: «У нас есть ещё несколько лет, чтобы собрать остаток необходимых средств — а их действительно осталось очень немного».

Что интересно, США в проект практически не вложились. По словам Ричарда, американские астрономы принимали участие на начальных этапах проектирования, и ожидалось, что Штаты предоставят треть финансирования для проекта. Однако с выходом 2010 Astrophysics Decadal Survey — отчёта Национальной академии наук США, выходящего раз в десять лет, который определяет перспективные направления и приоритеты развития астрономии — страна отдала предпочтение другим наземным телескопам.

Источники: SpaceNews, SKA Telescope

Войдите, чтобы видеть ещё 62 комментария, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.
Хороший Томаш Пескек

Це глухий кут. Треба йти в космос і не марнувати час та гроші. Як на мене

Лучезарный Дарт Мол

А в космос выносить радиотелескопы? На обратную сторону Луны, там в ближайшие 50-70 лет мешать не будут, чтоб особо.

Кричащая Лилу

Надо уже выносить такие телескопы на другие небесные тела. Там и атмосферы нет, и Starlink. На сайте была информация, насколько я помню, о подобном проекте на Луне. Он дороже, но, видимо, и эффективнее.