Поиски жизни на Марсе: миссии NASA, которые изменили представление о Красной планете

В закладки

Интересное старенькое видео полугодовой давности от Пятого канала об истории изучения Марса роверами.

«Последние приготовления на пусковой площадке НАСА. С мыса Канаверал во Флориде запустят ракету, которая отправит новый марсоход «Персеверенс» на Красную планету. Аппарат будет искать на Марсе признаки жизни.»

4 декабря 1996-го. С мыса Канаверал во Флориде на ракете «Дельта-2» отправился маленький и почти невесомый аппарат. Это «Соджорнер» – первый ровер NASA, который покорил Марс.

«Это, безусловно, будет одним из потрясающих открытий во Вселенной», – говорил Билл Клинтон, 42-й президент США (1993-2001).

«Соджорнер» примарсился 4 июня 1997-го в рамках программы «МарсПетфайндер». Сам марсоход камеры не имел. Поскольку его антенна могла передавать данные только в радиусе 500 метров. Объектив встроили в неподвижную станцию, она же и держала связь с Землей. Питание получал от солнечных батарей. «Соджорнер» был рассчитан на 7-дневную миссию, но проработал 85 суток. За это время успел передать на Землю 550 снимков Красной планеты. Аппарат прекратил свою работу, когда неподвижная станция потеряла связь с Землей. Это произошло в сентябре 1997-го.

Изучение рельефа, почвы, климата Красной планеты и поиск жизни – стали целью следующей миссии НАСА MarsExploration. Выполнить эти задания должны были два ровера «Спирит» и Opportunity. Эти марсоходы были технически усовершенствованы: имели цветные стереокамеры и создавали трехмерную карту местности. Аппараты сами строили себе безопасный маршрут, имели шлифовальные инструменты и микроскопы для анализа пород. Первым в межпланетное путешествие отправился «Спирит» – 10 июня 2003-го. За полгода преодолел 225 космических миллионов километров. И в начале января 2004-го достиг поверхности Марса.

С первого дня «Спирит» начал передавать детальные изображения поверхности Марса. Люди впервые увидели Красную планету в цвете. Благодаря роверу мир узнал и про так называемые «пылевые дьяволы» – воздушные вихри на Марсе.

«Спирит» проработал на поверхности Марса 6 лет, 2 месяца и 19 дней, наколесив более 7 с половиной километров. Сигналы прекратил подавать в 2010-м. Из-за пыльной бури марсоход построил неверный маршрут и навсегда застрял в почве.

Настоящим успехом НАСА стала миссия марсохода под названием Opportunity. Он стартовал на три недели позже своего коллеги «Спирита» и 25 января 2004-го года коснулся поверхности кратера Игл. По расчетам ученых, аппарат должен был проработать 90 суток. Однако Opportunity ездил Красной планетой более 5 тысяч солей – так называются марсианские дни. Это примерно 15 земных лет.

«Мы рассчитывали на 90-дневную миссию и не планировали уезжать далеко от места посадки. Но Opportunity сделал то, что до сих пор казалось невозможным», – заявил Джон Каллас, менеджер проекта по исследованию Марса.

Марсоход отправил на Землю 217 тысяч фотографий, в том числе 15 полноцветных панорам Марса. Так ученые смогли подробнее изучить рельеф Красной планеты. Он раскопал и проанализировал несколько десятков образцов пород, нашел и исследовал метеорит, встретил на Марсе и отснял тысячи рассветов и закатов и записал звук ветра.

Но самым большим открытием Opportunity стала вода. Точнее минералы, которые могут быть только в воде. Ученые пришли к сенсационному выводу: климат на Марсе был более мягким и влажным, там могли жить микроорганизмы.

«Мы до сих пор считали, что на Марсе совсем сухо. Но теперь узнали, что на глубине миллионы лет назад была пресная вода», – рассказал Джим Грин, главный научный сотрудник NASA.

За своё 15-летнее путешествие Opportunity преодолел более 45 километров. Это пока что абсолютный рекорд. Сделать еще больше открытий помешала марсианская погода. В 2018-м году пыльная буря затмила солнце и ровер перестал получать питание. Работники НАСА пробовали связаться с аппаратом более 800 раз – и все напрасно. В феврале прошлого года миссию Opportunity завершили. Прощаясь с ним, инженеры НАСА не сдерживали слез.

Еще больше секретов Красной планеты человечеству раскрыл марсоход Curiosity. В переводе «любопытство». Он приземлился на Марсе в 2012-м в кратере Гейла и до сих пор на ходу. Чтобы обезопасить его от пылевых бурь, инженеры заменили солнечные панели на современные аккумуляторы. Curiosity – это не просто вездеход нового поколения, но и настоящая химическая лаборатория. На его борту – огромное количество научного оборудования, аппарат способен собирать образцы пород и исследовать их химический состав. Curiosity имеет 17 камер, в том числе и фронтальную. Поэтому способен делать панорамы со своим участием. Такое себе марсианское «селфи».

Curiosity должен был изучить рельеф и атмосферу Марса. Ровер определил, что марсианский грунт имеет два слоя, а водные минералы находятся на глубине 40 сантиметров. Благодаря аппарату люди узнали и среднюю температуру марсианского воздуха – плюс 3 градуса по Цельсию.

«Каждая следующая миссия подтверждает наши предположения, что на Марсе могла существовать жизнь», – заявил Джон Гротцингер, руководитель миссии Curiosity.

Кроме Curiosity сейчас на Марсе работает космический зонд InSight. Он сел на Красную планету в 2018 году. Задача аппарата – исследование почвы на глубине более полусотни метров. Для этого InSight оснащен буром, микроскопом и сейсмометром. Последний даст возможность услышать, что происходит в глубинах Марса.

Источник: https://www.5.ua/ru/naukayt/poysky-zhyzny-na-marse-myssyy-nasa-kotorie-yzmenyly-predstavlenye-o-krasnoi-planete-220532.html

-6
Войдите, чтобы видеть ещё 6 комментариев, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.
Фёдор Дмитриевич

Чтобы обезопасить его от пылевых бурь, инженеры заменили солнечные панели на современные аккумуляторы. Современные аккумуляторы. Понятно.

Вы поправьте текст, пожалуйста,- в нём события прошлого лета даются как будущие. Может быть, поэтому и минусуют запись.