ПопулярнеРедакціяСвіже
КращеОбговорюване

Поиски жизни на Марсе: миссии NASA, которые изменили представление о Красной планете

Этот текст также доступен на русском языке

Интересное старенькое видео полугодовой давности от Пятого канала об истории изучения Марса роверами.

“Последние приготовления на пусковой площадке НАСА. С мыса Канаверал во Флориде запустят ракету, которая отправит новый марсоход “Персеверенс” на Красную планету. Аппарат будет искать на Марсе признаки жизни.”

4 декабря 1996-го. С мыса Канаверал во Флориде на ракете “Дельта-2” отправился маленький и почти невесомый аппарат. Это “Соджорнер” – первый ровер NASA, который покорил Марс.

“Это, безусловно, будет одним из потрясающих открытий во Вселенной”, – говорил Билл Клинтон, 42-й президент США (1993-2001).

“Соджорнер” примарсился 4 июня 1997-го в рамках программы “МарсПетфайндер”. Сам марсоход камеры не имел. Поскольку его антенна могла передавать данные только в радиусе 500 метров. Объектив встроили в неподвижную станцию, она же и держала связь с Землей. Питание получал от солнечных батарей. “Соджорнер” был рассчитан на 7-дневную миссию, но проработал 85 суток. За это время успел передать на Землю 550 снимков Красной планеты. Аппарат прекратил свою работу, когда неподвижная станция потеряла связь с Землей. Это произошло в сентябре 1997-го.

Изучение рельефа, почвы, климата Красной планеты и поиск жизни – стали целью следующей миссии НАСА MarsExploration. Выполнить эти задания должны были два ровера “Спирит” и Opportunity. Эти марсоходы были технически усовершенствованы: имели цветные стереокамеры и создавали трехмерную карту местности. Аппараты сами строили себе безопасный маршрут, имели шлифовальные инструменты и микроскопы для анализа пород. Первым в межпланетное путешествие отправился “Спирит” – 10 июня 2003-го. За полгода преодолел 225 космических миллионов километров. И в начале января 2004-го достиг поверхности Марса.

С первого дня “Спирит” начал передавать детальные изображения поверхности Марса. Люди впервые увидели Красную планету в цвете. Благодаря роверу мир узнал и про так называемые “пылевые дьяволы” – воздушные вихри на Марсе.

“Спирит” проработал на поверхности Марса 6 лет, 2 месяца и 19 дней, наколесив более 7 с половиной километров. Сигналы прекратил подавать в 2010-м. Из-за пыльной бури марсоход построил неверный маршрут и навсегда застрял в почве.

Настоящим успехом НАСА стала миссия марсохода под названием Opportunity. Он стартовал на три недели позже своего коллеги “Спирита” и 25 января 2004-го года коснулся поверхности кратера Игл. По расчетам ученых, аппарат должен был проработать 90 суток. Однако Opportunity ездил Красной планетой более 5 тысяч солей – так называются марсианские дни. Это примерно 15 земных лет.

“Мы рассчитывали на 90-дневную миссию и не планировали уезжать далеко от места посадки. Но Opportunity сделал то, что до сих пор казалось невозможным”, – заявил Джон Каллас, менеджер проекта по исследованию Марса.

Марсоход отправил на Землю 217 тысяч фотографий, в том числе 15 полноцветных панорам Марса. Так ученые смогли подробнее изучить рельеф Красной планеты. Он раскопал и проанализировал несколько десятков образцов пород, нашел и исследовал метеорит, встретил на Марсе и отснял тысячи рассветов и закатов и записал звук ветра.

Но самым большим открытием Opportunity стала вода. Точнее минералы, которые могут быть только в воде. Ученые пришли к сенсационному выводу: климат на Марсе был более мягким и влажным, там могли жить микроорганизмы.

“Мы до сих пор считали, что на Марсе совсем сухо. Но теперь узнали, что на глубине миллионы лет назад была пресная вода”, – рассказал Джим Грин, главный научный сотрудник NASA.

За своё 15-летнее путешествие Opportunity преодолел более 45 километров. Это пока что абсолютный рекорд. Сделать еще больше открытий помешала марсианская погода. В 2018-м году пыльная буря затмила солнце и ровер перестал получать питание. Работники НАСА пробовали связаться с аппаратом более 800 раз – и все напрасно. В феврале прошлого года миссию Opportunity завершили. Прощаясь с ним, инженеры НАСА не сдерживали слез.

Еще больше секретов Красной планеты человечеству раскрыл марсоход Curiosity. В переводе “любопытство”. Он приземлился на Марсе в 2012-м в кратере Гейла и до сих пор на ходу. Чтобы обезопасить его от пылевых бурь, инженеры заменили солнечные панели на современные аккумуляторы. Curiosity – это не просто вездеход нового поколения, но и настоящая химическая лаборатория. На его борту – огромное количество научного оборудования, аппарат способен собирать образцы пород и исследовать их химический состав. Curiosity имеет 17 камер, в том числе и фронтальную. Поэтому способен делать панорамы со своим участием. Такое себе марсианское “селфи”.

Curiosity должен был изучить рельеф и атмосферу Марса. Ровер определил, что марсианский грунт имеет два слоя, а водные минералы находятся на глубине 40 сантиметров. Благодаря аппарату люди узнали и среднюю температуру марсианского воздуха – плюс 3 градуса по Цельсию.

“Каждая следующая миссия подтверждает наши предположения, что на Марсе могла существовать жизнь”, – заявил Джон Гротцингер, руководитель миссии Curiosity.

Кроме Curiosity сейчас на Марсе работает космический зонд InSight. Он сел на Красную планету в 2018 году. Задача аппарата – исследование почвы на глубине более полусотни метров. Для этого InSight оснащен буром, микроскопом и сейсмометром. Последний даст возможность услышать, что происходит в глубинах Марса.

Источник: https://www.5.ua/ru/naukayt/poysky-zhyzny-na-marse-myssyy-nasa-kotorie-yzmenyly-predstavlenye-o-krasnoi-planete-220532.html

-6

Увійдіть, щоб читати ще 6 коментарів, брати участь в обговореннях та не бачити рекламу.
Ідейний Томаш Пескєк

Чтобы обезопасить его от пылевых бурь, инженеры заменили солнечные панели на современные аккумуляторы. Современные аккумуляторы. Понятно.

Тревожний Вернер фон Браун

Вы поправьте текст, пожалуйста,- в нём события прошлого лета даются как будущие. Может быть, поэтому и минусуют запись.