Вопросы терминологии. Корабли и ракеты

2В закладки
Аудио

В одном из комментариев к статье про Старшип мне ответили «Терминологические споры — самое гиблое дело».

Позвольте не согласиться.
Терминология — важнейшее дело. Подменой терминов с удовольствием пользуются демагогические пропагандисты. На подмену терминов легко ловятся так называемые «эксперты». На подмене и подлоге терминов строятся некоторые политические практики и экономические теории.
Как пример, понятие «добавленной стоимости», введенное Карлом Марксом. На этом понятии строится вся экономическая теория марксизма и последующая политическая практика.
Между тем, стоимость — это категория расходов, а прибыль — это разница между ценой и расходами. Маркс же приравнял «добавленную стоимость» с прибылью, сознательно подменив терминологию.
Раковую опухоль можно называть «новообразованием», можно назвать «наростом», можно приравнять к бородавке. Но лечению это точно не поможет.
Когда SpaceX впервые смог посадить первую ступень Фалькона на космодром, 21 декабря 2015 года, известный российский «эксперт» Вадим Лукашевич выступил в программе какого-то российского телеканала. Ведущий «изящно» подменил понятия, сказав, что в этом нет ничего нового, мол и шаттлы же садились.
И тогда Лукашевич легко попался на этот крючок, став рассказывать про его любимый Буран…

В политической истории подменяют понятие национал-социализма понятием фашизм.
Понятно, что германский нацизм — дьявол в последней инстанции. Но в термине национал-социализм присутствует термин «социализм», а это неприятно для социалистов. Фашизм — это Италия, это Бенито Муссолини и Джованни Джентиле. Это тоже форма социализма, но хотя бы не имеет этого слова в названии. Можно подменить термины и объявить национал-социализм «фашизмом». Заметьте, что всё меньше и меньше говорят нацистская Германия, всё чаще говорят про германский фашизм.
Говорят про «победу СССР над фашизмом», а на самом деле, Советский Союз с фашизмом, то есть с Италией не воевал. Итальянский фашизм был разгромлен англо-американцами в 1943 году. СССР был в числе победителей 2МВ на Европейском ТВД.

Вот такое значение подчас имеет терминология.

А теперь перейдем к нашим темам, к космической технике.

С самых первых космических запусков имелось четкое разделение. Есть ракета (семейства Р-7) и есть спутник или корабль-спутник. Корабли сначала были баллистическими капсулами, не имели маршевых двигателей. Потом у кораблей появились маршевые двигатели (первые — на Джемини, потом на Аполлоне и Союзе). Корабли получили дополнительную функциональность.
Яков написал комментарий:

Ракетою можна назвати будь-яке фізичне тіло, що рухається реактивним принципом

Яков, при всем уважении, позвольте не согласиться.
Есть 2 основных типа кораблей: капсульные и космопланы.
Капсульные корабли имеют модули. В общем случае, это спускаемый аппарат (обитаемый модуль) и служебный модуль. У Союза есть ещё дополнительный орбитальный модуль, у Аполлона был дополнительный лунный модуль.
Во всех случаях, после баллистических кораблей-спутников типа Восток и Восход, у кораблей есть маршевые ракетные двигатели, расположенные в служебном модуле.
К примеру, посмотрите на корабль Аполлон

космический корабль Аполлон

Хорошо видны конусный обитаемый (командный) модуль, цилиндрический служебный модуль, с огромным соплом мощного ракетного двигателя, и лунный модуль.
Кто-то может назвать Аполлон ракетой? Не думаю.
Есть ракетные двигатели и в служебном модуле кораблей семейства 7К, в частности, в Союзе

Вид сзади корабля 7К-ОК

Но никто как-то не путает корабли Союз с ракетами Союз. Название одно и то же, но суть совершенно разная.

Эволюция кораблей компании SpaceX.

Первое, что революционно нового внес в дизайн капсульных космических кораблей Илон Маск — в отличие от всех остальных кораблей, его Дракон-1 был моноблочным. То есть, у него нет отделяемого служебного модуля, в котором расположены маршевые двигатели и топливные баки. Это позволило сделать корабль полностью многоразовым, не считая сбрасываемого «стакана» внешнего негерметичного багажника.

Вернувшийся из космоса Дракон-1. Хорошо различима линия разделения герметичного (грузового) и служебного модулей.

На втором этапе, моноблочный Дракон-2 получил в служебный модуль 8 двигателей Супер Драко по 8 тс тяги на уровне моря. Это не только система аварийного спасения (САС) но и возможность пропульсивно садиться на Землю, или, скажем, Луну.

Дракон-2 пропульсивный hovering test

Но никто не говорит про Crew Dragon, что это ракета. Нет — это космический корабль. Моноблочный и многоразовый. Пилотируемый или грузовой.
Вы знаете, что сейчас Роберт Зубрин устроил полемику, настаивая на испльзовании Crew Dragon для высадки на Луну. Теоретически, это возможно, особенно, если иметь второй корабль, загруженный топливом для дозаправки на Луне. Вопрос только в том, стоит ли овчинка выделки.
Маск считает, что нет.

На третьем этапе эволюции, количество перешло в качество. SpaceX строит гигантский многоразовый моноблочный космический корабль с мощной двигательной установкой, позволяющей ему садиться на все планеты с силой тяжести не больше земной, без дополнительных ракет взлетать с планет, лун и астероидов, а также совершать межпланетные перелеты.

Схема компоновки двигательно-топливной части лужебной секции Старшип

Для выполнения описанных выше функций, Старшип комплектуется атмосферными и вакуумными версиями двигателей Раптор. Получается своего рода гибрид ракеты и корабля. Но практически, это космический корабль нового класса. Способность совершать межпланетные перелеты, дозаправляться в открытом космосе, производить посадки на планеты и луны, превращает Старшип в ПЛАНЕТОЛЕТ.
Вы, наверное помните, что одним из названий проекта было Межпланетная Транспортная Система (Interplanetary Transport System, ITS). Система включает корабли Старшип и ракеты Супер Хэви.

В английском языке ракеты часто (и очень правильно) называют бустерами — ускорителями. Ступени ракет называют бустерами, боковые ускорители ракет и шаттлов, тоже, понятно, бустеры, часто и всю многоступенчатую ракету называют бустер.
Есть бустер и есть полезная нагрузка, которую бустер ускоряет до скоростей, необходимых для вывода на заданную орбиту или траекторию межпланетного перелета (третья ступень Сатурна-5 переводила Аполлоны с парковочной орбиты Земли на транслунную траекторию). Ничего, кроме ускорения ПН, будь то корабль или спутник, ракеты делать не умеют. Всё остальное — не их задача.

Спейс-шаттл был космическим кораблем типа космоплан. Не ракетой, а кораблем, хотя и выполнял роль второй ступени. Проекты космопланов типа SSTO (Х-30, Venture Star, X-33, DC-X Delta Clipper и т.д.), о которых мы недавно говорили, это корабли, которые могли выходить на орбиту без помощи дополнительных ракет-ускорителей. Не ракеты, а корабли.
Старшип тоже корабль. Как и спейс-шаттл, в условиях Земли, он работает, как вторая ступень ускорителя. Но, в отличие от шаттла, Старшип может дозаправить баки на орбите, снова включить двигатели. совершить межпланетный перелет и совершить посадку, скажем на Марсе. Это не ракета. Это корабль. Корабль нового класса. Планетолет.

Именно то, что Старшип — планетолет и делает его революционным космическим кораблем, который должен изменить всю ракетно-космическую парадигму.

Войдите, чтобы видеть ещё 23 комментария, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.

Спасибо за пространное изложение Вашей точки зрения. Однако, оно не поколебало мою. Ракета - всё, созданное человеком, что движется благодаря реактивному принципу (за исключением осьминога и кальмара, поскольку они не произведены человеком) без использования атмосферного окислителя. В этом смысле крылатые ракеты с турбореактивными движками - термин новый и неустойчивый. Ракеты начались с китайских пороховых сотни лет назад. Ракеты сигнальные начали использоваться ещё до Первой мировой теми же китайцами. Фейерверки - тоже ракеты, хотя их так не называют. Теперь о наших днях: не стоит использовать слово "бустер" английского происхождения в применении к российской практике. У нас нет такого понятия. Р-7 имеет "боковушки", или "морковки", которые являются первой ступенью именно ракеты. Нет у нас ускорителей, а есть первая, вторая, третья ступень и "разгонный блок", если используется в грузовых запусках. Поэтому, если уж Вы решили определиться с терминами, то надо говорить о какой терминологии идёт речь. Она сильно разная в разных странах. Общепризнанной терминологии даже в науке нет, и учёные пытаются понять друг друга не в споре, а в сопоставлении терминов на международных конференциях. Именно поэтому я написал, что терминологические споры - гиблое дело. Если Вы считаете, что космический корабль, способный взлететь с другой планеты на реактивной тяге независимо от состава или отсутствия там атмосферы, не является ракетой - Ваше право. Я же считаю, что такой аппарат является и ракетой, и кораблём по сути, в особенности, если на нём есть экипаж. Исторически, кораблями называли суда под управлением экипажей. Никаких беспилотников там быть не могло. В последствии термин "корабль" был расширен на космические грузовики. Теперь он будет и дальше расширяться на морские беспилотные контейнеровозы, сухогрузы, танкеры, паромы и т.д. Верблюдов называют "кораблём пустыни". Слово "караван" сначала обозначало группу животных с погонщиками, везущих грузы. А во время Второй Мировой - группу морских кораблей, везущих, например, вооружение и многое другое с эскортом военных кораблей. Любой термин не является статичным в разных языках, а эволюционирует в соответствии с прогрессом техники. И даже в науке. Так что, не стоит спорить. Лучше договариваться.

Вообще, так понимаю, что главная задача тут - это понять, где есть ракет, где есть корабль. Тут всё просто. Ракета-носитель используется только для взлёта с поверхности планеты и дальше орбиты не улетает. Корабль же - это аппарат способный к длительному и, важно, целенаправленному прибыванию на орбите, а также с возможностью самостоятельного возврата. (Исторические моменты пропускаем, там всё уже давно известно, где корабль, где ракета, делаем классификацию под сегодня и завтра, а не вчера) Само собой, всё что способно улететь дальше орбиты - априори считается кораблём. Да, межпланетные станции тоже корабли, по своей сути, но беспилотные. Также нужно разграничить корабль от станции. Простое: "корабль с двигателям, а станция нет", - тут не подходит. Станция может быть и с двигателями. А потому добавляем к кораблю ещё один признак - он должен чего-то достигать, т.е. куда-то лететь, с какой-то целью. Станция же летает по одной орбите, иногда её меняя из-за внешних факторов или смены задач миссии, но станция не уходит и не способна уйти от небесного тела, на орбите которого она находится. Во всяком случае, в аппарате не предусматривается такая функция. Корабль же такое может. Любой используемый сейчас космический корабль можно запросто отправить к Луне, к примеру. Само собой, если делать это с экипажем, то некоторым может понадобиться небольшая переделка. Но это уже потребности экипажа. Как же быть с ОЛС, ведь, она выводится с Земли и летит к Луне? Ну, во-первых, тут речь идёт о готовых объектах, т.е. готовых к эксплуатации. ОЛС на орбите Земли к эксплуатации не готова, как и её модули по отдельности, т.е. базовым телом будет то, у которого производится сборка или начинается главная миссия аппарата. В данном случае - Луна. Ну и последнее саты - сатом считается любой аппарат, который как обладает характеристиками станции, но при этом: А) Не предназначен для нахождения на борту экипажа. Б) Не способен кардинально менять цели миссии. В) Используется для ограниченного числа задач, переделка под задачи, разительно отличающиеся от первоначальных, либо невозможно, либо не предусмотрена. Думаю, данное объяснение классов достаточно простое и адекватное.

Если хотите точности, используйте термин ракета-носитель