Будет и на Марсе картошка цвести!

2В закладки
headset Аудио

Многие, наверное, помнят о решающей роли картофеля, клубни которого совершенно случайно оказались на брошенной марсианской базе, в спасении неунывающего шутника Марка Уотни из книги и фильма «Марсианин».

Многие знающие специалисты критиковали тогда и книгу и фильм за неправдоподобность, мол марсианский грунт насыщен перхлоратами, тяжелыми металлами и на нём невозможно выращивать земные растения.

Так ли это на самом деле?

Перуанские ученые из Международного центра картофеля International Potato Center (CIP) совместно с представителями NASA с 2016 года исследуют вопрос – сможет ли картофель расти в условиях, максимально приближенных к марсианским. Напомню, что Уотни использовал марсианский грунт при вполне земных атмосферных условиях. Для проведения опытов использовались сорта картофеля привычные к каменистому, засушливому и засоленному грунту, а также суровым климатическим условиям, характеризующимся резкой сменой температур. Часть сортов была отобрана из числа произрастающих в суровых условиях Анд, другая часть была выведена специально с учетом определенных требований, включая стойкость к вирусным заболеваниям.

Эксперимент проводился в кубсате в одной из лабораторий Перуанского инженерно-технологического университета в Лиме (University of Engineering and Technology — UTEC). В нем была создана своеобразная теплица, внутрь которой поместили грунт из наиболее засушливого района Земли – пустыни Пампа де ла Хойя. Кроме того грунт обогатили характерными для поверхности Марса минералами.

Установка по выращиванию картофеля в условиях, приближенных к марсианским

Давление атмосферы и влажность также были созданы максимально приближенными к условиям Красной планеты (высокое содержание СО2, низкое давление – как на высоте 6000 метров, марсианское освещение, температурные перепады).

Что получилось – смотрите в видео:

На первом этапе из 65 сортов картофеля — 4 взошли. На втором этапе ученые посадили одну из самых крепких разновидностей в еще более экстремальные условия, при этом грунт был заменён щебнем и питательным раствором. Картофель тоже вырос.
Понятно, что под открытым марсианским небом никакие земные растения не выживут. Но в теплицах это возможно. Что касается повышенного содержания в марсианском грунте тяжелых металлов – эксперименты, проведенные в Вагенингенском университете (Wageningen University in the Netherlands) не подтвердили опасения, что растения впитают в себя тяжелые металлы. Уровень их содержания был безопасным.

Исследования продолжаются.

Репортаж CBS:

Репортаж CGTN:

Войдите, чтобы видеть ещё 23 комментариев, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.

Спасибо, интересный материал! Позволил себе заменить "почву" на "грунт", ибо в контексте межпланетных исследований термин земной "почва" не используется и принято говорить именно о грунте (/реголите).

Ну, давление, как на высоте 6км, это далеко не марсианское (оно там как на высоте 30 км над Землёй) :) Соответственно, даже при пониженном, относительно земного, давлении в теплицах на Марсе, относительно марсианского оно будет значительно повышенным, а это всегда риск утечек и разгерметизации... Интересно, при каком минимальном атмосферном давлении картошка может в принципе расти?

А проблема с низкой гравитацией как то решается? На МКС может пытались картошку выращивать?)