ПопулярнеРедакціяСвіже
КращеОбговорюване

Телескоп TESS радует новыми открытиями

Этот текст также доступен на русском языке

6 января в городе Гонолулу (Гавайи) проходила 235-я встреча Американского астрономического общества. В числе прочего на этом мероприятии были опубликованы некоторые результаты работы телескопа NASA TESS: на этой неделе он порадовал нас сразу тремя открытиями.

Подобная Земле

Начнём с того, что охотник за внесолнечными мирами впервые для себя смог открыть землеподобную планету в обитаемой зоне звезды. Открытие было подтверждено данными с космического телескопа “Спитцер”. Вокруг звезды TOI 700 – небольшого красного карлика, расположенного на расстоянии 101 светового года от Земли в созвездии Золотой Рыбы – вращаются три планеты. Изначально считалось, что звезда является солнцеподобной, поэтому размеры планет были определены неверно. Но TOI 700 почти в два раза холоднее нашего светила и примерно на 40% меньше его по массе и диаметру. Исследователи исправили ошибки и представили результаты своей работы на вышеупомянутом мероприятии.

Ближе всего к своей звезде находится планета TOI 700 b. Вероятно, она представляет собой каменистый мир размером с Землю. Её орбитальный период составляет всего 10 дней.
Credit: NASA’s Goddard Space Flight Center/Chris Smith (USRA)
Планета TOI 700 c имеет диаметр в 2,6 раза больше, чем у Земли. Она совершает один оборот вокруг своего светила за 16 дней. Возможно, что она ближе по структуре к газовым гигантам и имеет очень толстую атмосферу.
Credit: NASA’s Goddard Space Flight Center/Chris Smith (USRA)

Самым интересным миром системы является третья по удалённости планета. TOI 700 d примерно на 20% больше Земли и находится в обитаемой зоне своей звезды, совершая один оборот вокруг светила за 37 дней. Она получает 86% той энергии, что наша планета получает от Солнца. Как полагают исследователи, все планеты системы захвачены приливными силами материнской звезды – это значит, что они всегда обращены к ней одной стороной.

Система TOI 700
Сравнение системы TOI 700 с некоторыми другими планетными системами

По этой причине TOI 700 d может оказаться совсем непохожим на Землю миром. Исследователи из Центра космических полётов имени Годдарда смоделировали 20 потенциальных сред, которые могла бы поддерживать эта планета.

В одной из моделей TOI 700 d является планетой-океаном с плотной атмосферой из углекислого газа и низким уровнем облаков. На такой планете температура будет повсеместно одинаково высокой.
Credit: NASA’s Goddard Space Flight Center/Chris Smith (USRA)
В другой модели TOI 700 d – безоблачный и безводный мир, в котором с ночной стороны постоянно дуют сильные ветра, сходящиеся в одной точке на стороне планеты, обращённой к звезде.
Credit: NASA’s Goddard Space Flight Center/Chris Smith (USRA)

Но получить более конкретные данные мы сможем лишь в будущем. Благо TOI 700 является относительно близкой и яркой звездой, не имеющей признаков каких-либо вспышек. Отличный кандидат для наблюдений!

Под светом двух солнц

На заседании Американского астрономического общества также было объявлено об ещё одном открытии TESS. Теперь мы знаем, что этот инструмент способен обнаруживать планеты в системах двойных звёзд. На расстоянии в 1300 световых лет от Земли в созвездии Живописца находится TOI 1338 – пара звёзд, которая совершает обороты вокруг общего центра масс каждые 15 дней. Одна из них примерно на 10% массивнее Солнца, а другая имеет лишь треть его массы. Пара относится к так называемым затменным-двойным – это звёздные системы, в которых мы можем наблюдать, как один из компонентов периодически затмевает другой, вызывая падение его яркости.

Credit: NASA’s Goddard Space Flight Center/Chris Smith (USRA)

По орбите вокруг этих звёзд вращается газовый гигант TOI 1338 b, представляющий собой что-то среднее между Нептуном и Сатурном. Планета имеет радиус в 6,9 раз больше земного. Её обнаружил Вольф Цукер, который проходил летнюю стажировку в Центре космических полётов имени Годдарда. Анализируя данные TESS, он заметил падение яркости большей звезды, которое не объяснялось звёздным затмением. Это падение яркости вызвала планета. Её транзиты нерегулярны: TESS замечает прохождение TOI 1338 b по диску более яркой звезды каждые 93-95 дней. Наклонение орбиты планеты также меняется. Из-за этого она будет недоступна для наблюдений с ноября 2023-го по ноябрь 2031-го года.

Двойная затменная

Бонусом к открытиям экзопланет стало довольно неожиданное открытие: телескоп TESS показал, что хорошо видимая невооружённым глазом звезда Альфа Дракона, также известная как Тубан, является двойной-затменной. Да, прямо как TOI 1338. Теперь Тубан – одна из самых ярких двойных-затменных звёзд на небе.

Credit: NASA’s Goddard Space Flight Center/Chris Smith (USRA)

Альфа Дракона находится на расстоянии в 270 световых лет от Земли. Несмотря на своё обозначение, она является лишь четвёртой по яркости в своём созвездии. По данным отчёта от 2004-го года, Тубан демонстрировал небольшие циклические изменения яркости. Предполагалось, что это объясняется пульсациями более яркой звезды в системе. Учёные Орхусского университета (Дания) и Университета Сиднея (Австралия) решили проверить это предположение, используя телескоп TESS.

Расстояние между компонентами Альфа Дракона составляет примерно 61 миллион километров. Они вращаются вокруг общего центра масс с периодом в 51,4 дня, никогда полностью не затмевая друг друга. Диаметр более крупной звезды в 4,3 больше солнечного, яркость больше на 70%, а температура поверхности составляет почти 10000 К. Вторая звезда ярче Солнца на 40% и вдвое меньше первой. Это открытие очень важно для астрономов, потому что теперь они могут определить массы входящих в систему звёзд с непревзойдённой точностью.

Дополнительные материалы

Центр космических полётов имени Годдарда опубликовал множество анимаций, на которых можно наблюдать движение открытых TESS экзопланет и звёзд. По этой ссылке вы найдёте материалы по системе TOI 700; файлы по системе TOI 1338 и Альфа Дракона находятся здесь и здесь. Наслаждайтесь 🙂

Увійдіть, щоб читати ще 4 коментаря, брати участь в обговореннях та не бачити рекламу.
Нервний Сергій Корольов

Tess хороший телескоп для обнаружения планет с коротким периодом. Но давайте представим такую картину. Допустим у некой инопланетной цивилизации есть такой телескоп. Эта цивилизация наблюдает наше Солнце, итак повезло что транзит всех наших планет проходит по его диску. Что увидит данный телескоп за месяц наблюдений?? Может оказаться что и ничего. Ибо период обращения Меркурия 88 дней. А один сектор Tess наблюдает месяц, если быть точнее 27 дней. Вывод- вокруг звезды по имени Солнце нет никаких планет. Вот и довольствуемся мы открытием кучки планет с короткими периодами вокруг красных карликов, типа горячих Юпитеров, либо каменных планет в приливном захвате где потенциально никакой жизни быть не может.

Марнотратний Дарт Мол