Информация по пуску Союз-ФГ (Союз МС-08)

Дата: 21 марта 2018.
Пусковое окно: 17:44 UTC/19:44 по Киеву/20:44 по Москве.
Место: стартовый комплекс 1/5, космодром Байконур, Казахстан.на карте
Ссылка на трансляцию: Alpha Centauri

Основная миссия: Первый пилотируемый запуск 2018 года отправит на Международную космическую станцию экипаж 55/56 длительной экспедиции.
В корабле «Союз МС-08» с позывным «Гавайи» — российский космонавт Олег Артемьев, астронавты NASA Эндрю Фойстел и Ричард Арнольд, все уже с опытом космических полётов. До зачисления в отряд космонавтов Олег Артемьев работал в РКК «Энергия», в том числе участвовал в подготовке модуля «Звезда», который был запущен в 2000 году и является ключевым элементом российского сегмента МКС. Артемьев отправляется на орбиту уже во второй раз — до этого он побывал на МКС в 2014 году в составе 39/40 экспедиции — но впервые в качестве командира корабля «Союз». На счету Артемьева 169 суток на орбите и два выхода в открытый космос общей продолжительностью в 12 часов.
А вот товарищи Артемьева впервые будут лететь на «Союзе» и впервые будут членами длительной экспедиции.

Слева направо: Ричард Арнольд, Олег Артемьев, Эндрю Фойстел (Credit: NASA/Bill Ingalls)

Геофизик по специальности, Эндрю Фойстел был выбран в отряд астронавтов NASA в 2000 году и с тех пор успел побывать в космосе дважды. Первый раз в 2009 году на борту шаттла «Атлантис» во время миссии STS-125 — последней экспедиции по обслуживанию телескопа им. Хаббла. Во второй раз Фойстел побывал на орбите во время миссии STS-134 в 2011 году, которая стала предпоследним полётом по программе спейс шаттлов и последним полётом шаттла «Индевор». Суммарный налёт Фойстела составляет 29 дней на орбите, из которых 42 часа пришлись на работы в открытом космосе.
Ричард Арнольд до зачисления в отряд астронавтов преподавал математику и естественные науки. Первым полётом Арнольда стала миссия STS-119 на шаттле «Дискавери» в 2009 году, за 12 дней которой успел совершить два выхода в открытый космос общей длительностью больше 12 часов.

Вывоз РН Союз-ФГ на старт (Credit: NASA/Bill Ingalls)

Сближение корабля со станцией будет происходить по двухсуточной схеме, стыковка с модулем МКС «Поиск» запланирована на 23 марта. На МКС экипаж присоединится к командиру Антону Шкаплерову, бортинженерам Джо Акаба и Скотту Тинглу, с которыми будут работать вместе до начала июня. Экипаж работу над сотнями научных и технологических экспериментов. Не обойдётся и без обслуживания станции, как внутри, так и снаружи — экипаж ожидает ряд выходов в открытый космос, первый из которых состоится уже 29 марта с участием Фойстеля и Арнольда. Также экипажу предстоит встретить грузовые корабли «Прогресс», HTV, Dragon и Cygnus, а также попрощаться с одними коллегами в июне и поприветствовать новых.

Традиционные талисманы полёта — индикаторы невесомости, которые возможно будет заметить во время прямой трансляции пуска, обычно игрушки детей космонавтов. Поскольку космонавты в корабле жёстко притянуты к ложементам, в первые моменты невесомость не чувствуется. В этот раз о невесомости подскажет плюшевый герой одноименных чешских мультсериалов Крот, которого Фойстел уже брал с собой в полёт в 2011 году, и игрушечный волк-талисман Чемпионата мира по футболу 2018.

А если вам интересны подробности того, как «Союз» готовится к старту, выводится на орбиту, стыкуется с МКС — у нас есть серия видео как раз об этом:

РН: Союз-ФГ – РН среднего класса, используемая для запуска экипажей на корабле «Союз» или грузовых кораблей «Прогресс» к МКС, для выведения на низкую околоземную орбиту космических аппаратов. РН состоит из трех ступеней, каждая из которых использует керосин в качестве горючего и в качестве окислителя — жидкий кислород. Союз-ФГ пускается исключительно с космодрома Байконур.и может выводить на низкую околоземную орбиту до 7100 кг.
Первая ступень – это основной блок и 4 ускорителя. Каждый из ускорителей содержит 39 600 кг топлива и оснащен двигателем РД-107А, который развивает тягу до 1012 кН в вакууме. Отработав 188 секунд после пуска, ускорители отделяются от ступени.
Основной блок РН выступает в качестве и первой, и второй ступени: она зажигается за 20 секунд до старта (для мониторинга показателей) и после отделения боковых ускорителей работает как вторая ступень. Двигатель тут – РД-108А, который схож с двигателями на ускорителях, и выдает в вакууме тягу в 990 кН. Отработав 297 секунд, ступень отделяется от третьей ступени, которая оснащена двигателем РД-0110 (297.9 кН тяги в вакууме).