Информация по запуску Союз-ФГ (Союз МС-13)

В закладки

Дата 20 июля 2019
Пусковое окно 16:28 UTC (19:28 по Киеву/Москве)
Место стартовый комплекс 1/5, космодром Байконур, Казахстанна карте
Ссылка на трансляцию Alpha Centauri

Союз МС-13

20 июля 2019 года исполняется 50 лет с высадки Аполлона-11 на Луну. Как вы отмечаете эту дату? Что бы вы ни ответили, наверняка это не так круто, как планы этих троих:

Эндрю Морган, Александр Скворцов, Лука Пармитано (Credit: Андрей Шелепин/ЦПК)

Они отпразднуют юбилей Аполлона-11 самым подходящим образом — космическим полётом. Правда, отправятся не на Луну, а кое-куда поближе — на Международную космическую станцию.

В центре фотографии — Александр Скворцов, опытный космонавт, уже дважды побывавший в космосе в рамках экспедиций МКС 23/24 (2010 год) и МКС 39-40 (2014 год). Суммарный налёт составляет 345 дней, а в открытом космосе за эти два полёта он успел провести 12 часов 34 минуты. В «Союзе» он тоже займёт центральное место — в качестве командира корабля.

Итальянский астронавт Лука Пармитано отправится в космос уже во второй раз. Ранее офицер итальянских ВВС и лётчик-испытатель, он был зачислен в отряд астронавтов Европейского космического агентства в 2009 году. Четыре года спустя, в 2013-м, он впервые отправился на МКС в рамках 36/37-й длительной экспедиции. Продолжительность того полёта составила 166 дней. Тогда же Пармитано успел совершить два выхода в открытый космос общей длительностью 7 часов 39 минут. В этот раз Лука Пармитано примет командование станцией.

Для астронавта NASA Эндрю Моргана это будет первый космический полёт. Он закончил Военную академию США в Вест-Пойнте, после чего продолжил обучение в области медицины. В армии служил батальонным врачом, принимал участие в боевых действиях в Ираке, Афганистане и Африке. В отряд астронавтов NASA он был зачислен в 2013 году.

Сближение с МКС и стыковка пройдут по шестичасовой схеме. Планируемое время стыковки — 20 июля 22:51 UTC (21 июля 01:51 по Киеву/Москве). На станции экипаж присоединится к командиру Алексею Овчинину, бортинженерам Нику Хейгу и Кристине Кук, с которыми будут работать вместе до октября. Если вам интересно, как проходят все этапы запуска и стыковки «Союза» с МКС — у нас есть серия видео как раз об этом:

Во время прямой трансляции пуска можно будет заметить традиционные талисманы полёта — индикаторы невесомости, обычно игрушки детей членов экипажа. Поскольку космонавты в корабле жёстко притянуты к ложементам, в первые моменты невесомость не чувствуется. В этот раз про невесомость расскажут плюшевый WALL-E и утёнок Квак.

Кроме проведения научных и технологических экспериментов, экипажу предстоит обслуживать станцию (как внутри, так и снаружи), а также встречать и провожать космические корабли. Среди них будут «грузовики» Dragon, Прогресс и HTV, беспилотный Союз МС-14 (на нём отработают выведение корабля с помощью ракеты Союз-2.1а), а также пилотируемый Союз МС-15 с экипажем новой экспедиции. Если повезёт, то экипаж сможет поприветствовать пилотируемый корабль CST-100 Starliner в его первом полёте (беспилотном), который ожидается осенью. Ещё их может ждать визит от Crew Dragon, который впервые привезёт на своём борту астронавтов. Это, скорее всего, случится в начале следующего года.

Что касается обслуживания станции, экипаж ожидает очень плотный график выходов в открытый космос. В конце августа астронавты NASA Морган и Хейг займутся установкой нового стыковочного адаптера IDA-3 на модуле Гармония, который будет использоваться при стыковке кораблей Crew Dragon и Starliner. На сентябрь запланирована пара выходов в космос для замены аккумуляторных батарей станции. В ноябре работать в открытом космосе будут космонавты Скворцов и Скрипочка. Затем, до конца года, Пармитано и Морган выйдут в открытый космос около пяти раз для ремонта магнитного спектрометра снаружи станции. И после этого, в январе, ожидается ещё пара выходов для замены батарей.

Такой вот насыщенный полёт. Скворцов и Пармитано будут оставаться на МКС до февраля — они вернутся на Землю вместе с астронавткой NASA Кристиной Кук. А вот Эндрю Морган останется на станции до апреля.

Ракета-носитель Союз-ФГ

Союз-ФГ – РН среднего класса, используемая для запуска экипажей на корабле «Союз» или грузовых кораблей «Прогресс» к МКС, для выведения на низкую околоземную орбиту космических аппаратов. РН состоит из трех ступеней, каждая из которых использует керосин в качестве горючего и в качестве окислителя — жидкий кислород. Союз-ФГ пускается исключительно с космодрома Байконур и может выводить на низкую околоземную орбиту до 7100 кг.

Вывоз РН Союз-ФГ с кораблём Союз МС-13 на стартовый стол (Credit: NASA/Joel Kowsky)

Первая ступень – это основной блок и 4 ускорителя. Каждый из ускорителей содержит 39 600 кг топлива и оснащен двигателем РД-107А, который развивает тягу до 1012 кН в вакууме. Отработав 188 секунд после пуска, ускорители отделяются от ступени. Основной блок РН выступает в качестве и первой и второй ступени: она зажигается за 20 секунд до старта (для мониторинга показателей) и после отделения боковых ускорителей работает как вторая ступень. Двигатель тут – РД-108А, который схож с двигателями на ускорителях, и выдает в вакууме тягу в 990 кН. Отработав 297 секунд, ступень отделяется от третьей ступени, которая оснащена двигателем РД-0110 (297.9 кН тяги в вакууме).