Информация по пуску Electron (STP-27RD)

Дата 4 мая
Пусковое окно открывается в 07:00 UTC (09:00 по Киеву/МСК)
Место пусковой комплекс Rocket Lab 1, полуостров Махия, Новая Зеландияна карте
Ссылка на трансляцию Alpha Centauri

Основная миссия  STP-27RD:

На борту РН Electron со стартового комплекса номер 1 в Новой Зеландии стартуют три спутника общей массой 180 килограмм. Они будут развернуты на круговой орбите с помощью разгонного блока Curie, предназначенного для точного вывода полезных нагрузок на орбиту.

Программа космических испытаний (STP) — это правительственная организация США, отвечающая за разработку миссий, приобретение космических аппаратов, интеграцию, запуск и выполнение операций на орбите для самых инновационных космических экспериментов, технологий и демонстрационных аппаратов Министерства обороны США.

Многие технологии, имеющие решающее значение для функционирования современного общества, начались с экспериментов по снижению риска с STP, включая Глобальную систему навигации (GPS) и Объединенную полярную спутниковую систему мониторинга климата (JPSS). STP позволил запустить миссии-первопроходцы, которые ускорили развитие таких прорывных технологий, как мониторинг ионосферы, лазерная связь, системы предупреждения о солнечных штормах, отслеживание космического мусора, солнечные паруса и многие другие.

Экспериментальная платформа Harbringer.

Полезная нагрузка миссии состоит из трех аппаратов, SPARC-1, Falcon ODE и Harbinger, которые будут выведены в упомянутом порядке.

Исследовательская миссия первого кубсата (SPARC-1) на новой платформе формата «подключи и работай» организована Air Force Research Laboratory Space Vehicles Directorate (AFRL/RV) и является совместным шведско-американским экспериментом по исследованию технологических разработок в области миниатюризации авионики, программного обеспечения для радиосистем и ситуационного космического наблюдения (SSA).

Орбитальный эксперимент «Сокол» (аппарат Falcon ODE), спонсируемый Академией ВВС США, послужит для оценки наземных систем отслеживания космических объектов.

Harbinger, небольшой коммерческий спутник, созданный York Space Systems и оплаченный вооружёнными силами США, продемонстрирует соответствие экспериментальной коммерческой спутниковой платформы требованиям министерства обороны.

От старта и до выведения последнего из трёх аппаратов миссия должна занять 54 минуты. Разделение обеих ступеней состоится в первые 8 минут полёта, а первое включение разгонного блока запланировано на 49-й минуте.

Ракета-носитель Electron:

Electron — ракета-носитель сверхлёгкого класса, предназначена для коммерческих запусков микро- и наноспутников, позволяет вывести полезную нагрузку массой до 150 кг на солнечно-синхронную орбиту высотой 500 км или до 250 кг на низкую околоземную орбиту. Это второй запуск Rocket Lab в 2019-м и пятый за всё время.

Основные конструктивные элементы ракеты-носителя, несущий цилиндрический корпус и топливные баки обеих ступеней выполнены из углепластика и производятся компанией Rocket Lab на собственном заводе. Применение композиционных материалов позволило существенно снизить вес конструкции. Обе ступени ракеты-носителя используют в качестве компонентов топлива керосин (горючее) и жидкий кислород (окислитель).

Запуск миссии ELaNa XIX, декабрь 2018 (Credit: Trevor Mahlmann)

Первая ступень оборудована девятью жидкостными ракетными двигателями Rutherford, схема расположения двигателей, октасетка, подобна первой ступени ракеты-носителя Falcon 9 — один центральный двигатель и 8 расположенных вокруг него. Rutherford — двигатель собственного производства Rocket Lab, все основные детали которого создаются способом 3D-печати. Отстыковка ступени производится с помощью пневматических механизмов, приводимых в действие с помощью сжатого гелия, который используется также для создания в топливных баках рабочего давления. Высота первой ступени составляет 12.1 метра

Вторая ступень использует один двигатель Rutherford, оптимизированный для максимально эффективной работы в вакууме и оборудованный увеличенным неохлаждаемым сопловым насадком. Ступень оборудована тремя литий-ионными батареями для питания электропривода топливного насоса двигателя, 2 из них сбрасываются после исчерпания, позволяя снизить сухую массу. Также на второй ступени находится приборный отсек, в котором расположены системы управления ракеты-носителя. Они тоже разработаны и произведены компанией Rocket Lab. Длина второй ступени — 2.4 метра.

Девять двигателей Rutherford в деле. Запуск миссии ELaNa XIX, декабрь 2018 (Credit: Brady Kenniston)

Кроме этого, Electron имеет разгонный блок («kick stage») для разведения спутников на разные орбиты. В нём используется двигатель Curie, который обеспечивает 120 Н тяги. Этот разгонный блок впервые был испытан в деле при запуске Still Testing в январе 2018-го.

Ракета оборудована композитным обтекателем длиной 2.5 м, диаметром 1.2 м и массой около 50 кг. Отличительной концепцией Rocket Lab является отделение процесса монтажа полезной нагрузки внутри обтекателя от сборки остальной ракеты. Это даёт возможность заказчикам, собственникам спутников, осуществлять интеграцию полезной нагрузки с адаптером и инкапсуляцию в обтекателе на своих предприятиях самостоятельно, а затем доставлять этот модуль в собранном виде к стартовой площадке, где он будет быстро интегрирован с ракетой. Вдобавок к этому, Rocket Lab предоставляет заказчикам собственные диспенсеры кубсатов Maxwell.

Сразу после завершения трансляции пуска Electron мы переключимся на запуск SpaceX Dragon к МКС.

Павел, доброго времени суток! К сожалению, возможность редактирования своего коммента остаётся ограниченной по времени (около 10 минут). Я Вас просил снять это ограничение до появления первого отзыва или, хотя бы, до первой оценки. Если есть возможность это сделать без особых трудозатрат, то я бы был Вам очень благодарен за понимание.

Oleg Lo