Информация по пуску Falcon 9 (CRS-17)

Дата 4 мая 2019 (перенос с 3 мая)
Пусковое окно 06:48 UTC (09:48 по Киеву/Москве)
Место стартовый комплекс 40, база ВВС США, мыс Канаверал, Флорида, СШАна карте
Ссылка на трансляцию Alpha Centauri
Посадка на Of Course I Still Love You
Ступень первый полёт, Block 5

Основная миссия — Dragon CRS-17

На орбиту отправляется 17-я грузовая миссия SpaceX Dragon в рамках программы коммерческого снабжения МКС. На борту корабля — 2482 кг различных грузов, из которых:

• 338 кг — запасы для экипажа;
  • 726 кг — материалы для проведения научных исследований;
  • 10 кг — оборудование для выхода в открытый космос;
  • 443 кг — оборудование и детали станции, компьютеры и комплектующие;
  • 965 кг — инструменты в негерметичном отсеке (внешнем «багажнике» корабля) — они будут извлечены с помощью манипулятора Canadarm2 и установлены снаружи МКС.

Эмблема миссии (Credit: SpaceX)

Для капсулы Dragon, которую запускают в этой миссии, это будет уже второе посещение МКС. Впервые эта капсула побывала на орбите в рамках миссии CRS-12 в августе 2017-го. Из нового у корабля только негерметичный отсек, солнечные панели (которые сбрасываются каждый раз при возвращении в атмосферу) и теплозащитное покрытие.

Как всегда, большая часть научных грузов — это биологические исследования. Расскажем о некоторых из них.

Немецкое исследование Photobioreactor покажет возможности использования микроводорослей для создания гибридной системы жизнеобеспечения. Экспериментальная система будет совмещена с одной из стоек системы жизнеобеспечения на станции, европейской LSR — Life Support Rack. Водоросли (хлорелла обыкновенная) будут перерабатывать часть углекислого газа из LSR в кислород. После завершения эксперимента водоросли отправят обратно на Землю. Кроме снабжения астронавтов кислородом, водоросли в будущем смогут войти и в рацион космических путешественников.

Также на станцию отправится ряд исследований, которые используют технологию «орган на чипе» (organ-on-a-chip). По сути, это небольшое устройство, которое представляет собой трёхмерную модель ткани или органа. В нём клетки той или иной ткани соединены трубочками, по которым подаётся кровь и питательные вещества.

Ещё один груз, который отправится на МКС, — установка Hermes. Она состоит из четырёх контейнеров (вместе их называют «кассетой»), заполненных имитациями разных видов грунта, например, лунного реголита; также Hermes оборудован камерами, освещением, системой связи для удалённого проведения экспериментов. Астронавтам нужно будет только устанавливать новые наборы контейнеров; в остальном Hermes будет работать автономно.

Контейнеры Hermes с имитацией грунта

В негерметичном отсеке Dragon доставит на станцию два груза. Первый — это миссия NASA Orbiting Carbon Observatory (OCO-3), которая будет измерять содержание углекислого газа в атмосфере нашей планеты. Второй — набор экспериментов по программе космических исследований ВВС США STP-H6. В составе STP-H6: демонстрационная миссия XCOM по использованию рентгеновской связи, электростатический анализатор iMESA для исследования ионосферы, экспериментальный суперкомпьютер по обработке фото- и видеосъёмки в космосе, инфракрасная камера для съёмки свечения атмосферы и ещё несколько экспериментов, в том числе студенческих.

OCO-3 и STP-H6 в негерметичном отсеке Dragon (Credit: SpaceX)

Через примерно 10 минут после запуска, Dragon выйдет на орбиту, затем развернёт солнечные батареи и начнёт двухдневный путь до станции. Когда корабль достигнет МКС, манипулятор Canadarm2 под управлением астронавтов произведёт захват Dragon, после чего наземные операторы удалённо его пристыкуют. На станции корабль пробудет около 4 недель, затем в него переместят груз, предназначенный для возвращения на Землю, и Dragon отправится домой — уже во второй раз.

Ракета-носитель Falcon 9

Falcon 9 — двухступенчатая ракета, полностью разработанная SpaceX. Запуск миссии CRS-17 станет 70-м полётом Falcon 9 и 5-м запуском SpaceX за год.

В качестве горючего используется ракетное топливо-1 (RP-1, керосин) и жидкий кислород в качестве окислителя. Эти компоненты закачиваются сверхохлаждёнными, поскольку тогда они имеют большую плотность, и позволяют вместить в один и тот же объем большую массу топлива. На низкую околоземную орбиту Falcon 9 может выводить до 22800 кг полезной нагрузки, а на геопереходную — до 8300 кг.

Первая ступень оснащена 9 двигателями Merlin, разработанными SpaceX (по количеству двигателей и название ракеты — Falcon 9). Каждый из них обеспечивает до 914 кН тяги в вакууме. Двигатели расположены так называемой октасеткой — 8 по кругу и 1 в центре. В таком расположении они позволяют поддержать миссию даже при отказе одного или двух двигателей. Такая способность из всех ракет есть только у Falcon 9. К тому же, двигатели Merlin способны регулировать тягу, что играет важную роль при посадке первой ступени.

Запуск CRS-16 (Credit: Tom Cross/Teslarati)

В этой миссии используется первая ступень версии Block 5, финальной модификации Falcon 9. Ступень имеет номер B1056.1 и запускается в первый раз. В отличие от предыдущих версий первой ступени, Block 5 планируется повторно использовать до 10 раз с промежуточными техническими осмотрами и до 100 раз — с частичной заменой деталей первой ступени. Возвращение ступени планируется на плавучую платформу Of Course I Still Love You, что нетипично для миссий CRS — обычно ступень садится на площадку LZ-1 в паре км от стартового стола. Но после недавней аварии во время испытаний Crew Dragon, которые проходили как раз на LZ-1, площадку ещё хотят оставить нетронутой, чтобы получить более полную картину для расследования причин аварии.

Со второй ступенью первую соединяет композитная структура, которая содержит механизм разделения ступеней. После отделения на высоте около 80 км, первая ступень начинает свой путь назад, а вторая — продолжает основную миссию. Вторая ступень имеет один двигатель Merlin. Оптимизированный для работы в вакууме, он обеспечивает до 934 кН и отрабатывает около 6 минут полёта, после чего полезная нагрузка  отделяется и выводится на нужную орбиту.

Evgeny Tarasenko