Информация по пуску Electron (ELaNa-19)

Ночной режим:
Дата 16 декабря 2018 (перенос с 13 декабря из-за погоды)
Пусковое окно 04:00 UTC (06:00 по Киеву/07:00 по Москве)
Место пусковой комплекс Rocket Lab 1, полуостров Махия, Новая Зеландия
Ссылка на трансляцию Alpha Centauri

Основная миссия ELaNa-19:

В третьем и последнем за год запуске Electron выведет на орбиту 10 спутников по заказу NASA, а также три кубсата для коммерческих заказчиков.  Это миссия в рамках программы ELaNa (Educational Launch of Nanosatellites), которая обеспечивает запуски университетских кубсатов. Обычно их запускают в качестве дополнительной нагрузки к большим спутникам или же грузовые корабли доставляют кубсаты на МКС, и запускают их уже оттуда. Теперь же кубсаты ELaNa впервые отправятся в космос в качестве основной и единственной нагрузки запуска.

Всё благодаря тому, что запуск организован по контракту VCLS (Venture Class Launch Services). NASA заключило такие контракты с операторами малых ракет-носителей для запуска (представьте себе) малых спутников — вместо того, чтобы быть «попуткой» у чужих спутников, они смогут готовиться к запуску по своим условиям и графику. Кроме Rocket Lab, контракты также получили Virgin Orbit (запуск не раньше марта 2019-го) и Firefly Space Systems.

Миссия ELaNa-19 состоит из 10 кубсатов для NASA:

ALBus (Advanced eLectrical Bus) — исследовательский центр NASA им. Гленна — 3U-кубсат массой около 4 кг. Основная задача миссии — продемонстрировать управление энергопотреблением, а также эффективное распределение 100 ватт энергии приборам на борту кубсата. Кроме этого, на кубсате будет испытано раскрытие солнечных батарей с помощью шарниров, выполненных из нитинола, сплава с памятью формы.

CeREs (Compact Radiation Belt Explorer) — центр космических полётов NASA им. Годдарда — 3U-кубсат, чья масса составляет 4.5 кг. Основная нагрузка CeREs — это инструмент MERiT (Miniaturized Electron and Proton Telescope — миниатюрный электронный и протонный телескоп). С его помощью учёные будут изучать ускорение и потерю электронов в радиационном поясе Земли.

CHOMPTT (CubeSat Handling Of Multisystem Precision Time Transfer) — университет Флориды — 3U-кубсат массой чуть больше 1.5 кг. Это демонстрационная миссия, которая испытает передачу сигналов времени с Земли спутнику на низкой орбите с задержкой на уровне наносекунд. С помощью лазерной дальномерной установки в косм. центре им. Кеннеди кубсату будут переданы лазерные импульсы, который отправит ответный сигнал. Измерив время отправления и получения импульсов на земле и в космосе, можно будет высчитать расхождение между наземными часами и атомными часами на кубсате.

CubeSail — университет Иллинойса — экспериментальная миссия с использованием солнечного паруса. Для этого будут запущены два 1.5U-кубсата, которые развернут между собой плёнку из алюминизированного майлара общей площадью 20 м2. Основной задачей является успешное развёртывание солнечного паруса, управление ориентацией и последующее сведение с орбиты. Эта миссия — шаг на пути к реализации амбициозного проекта UltraSail, концепта межпланетной миссии с использованием целой системы солнечных парусов для передвижения в космосе.

DaVinci — академия STEM в Северном Айдахо — образовательный 3U-кубсат массой больше 3 кг, в создании которого принимали участие ученики академии. Кубсат будет использоваться для радиолюбительской связи. Такжё он оборудован небольшой камерой. Вдобавок к этому DaVinci испытает межспутниковую связь с одним из спутников системы GlobalStar.

ISX (Ionospheric Scintillation Explorer) — SRI International и Калифорнийский политехнический университет — 3U-кубсат, также массой больше 3 кг. ISX будет изучать феномен ионосферной сцинтилляции — помех радиосвязи, возникающих при прохождении через зоны турбулентности в ионосфере. Это явление проявляется преимущественно в экваториальной области ионосферы из-за неоднородности плазмы. До этого ионосферная сцинтилляция подробно не изучалась, и ISX восполнит пробел в данных. ISX будет записывать паттерны сцинтилляции нескольких несущих цифровых сигналов с земли, и по этому набору данных можно будет составить карту неоднородностей ионосферы.

NMTSat (New Mexico Tech Satellite) — Институт горного дела и технологий Нью-Мексико — 3U-кубсат, массой  1.5 кг. Спутник будет заниматься мониторингом космической погоды на низкой околоземной орбите. Для этого он оборудован дозиметром, зондом Ленгмюра и двумя магнитометрами.

RSat-P

RSat-P (Repair Satellite-Prototype) — Военно-морская академия США — 3U-кубсат, масса составляет 4 кг. Спутник развернёт два роботизированных манипулятора длиной 60 см, которые имеют 7 степеней свободы. RSAT продемонстрирует возможности манипуляторов для проведения диагностики и ремонтных работ в космосе: точность передвижения манипуляторов, возможность совместной работы. Также каждый из манипуляторов оборудован камерой и проведёт съёмку кубсата с разных ракурсов.

Shields 1 — исследовательский центр NASA им. Лэнгли — 3U-кубсат массой примерно 7 кг. Демонстрационный спутник, который покажет стойкость различных материалов к радиации.

STF-1 (Simulation to Flight-1) — Университет Западной Вирджинии — 3U-кубсат массой чуть больше 3 кг. При создании миссии были использованы open-source инcтрументы NASA для моделирования кубсата и разработки полётного программного обеспечения. Спутник оснащён камерой для съёмки Земли, а также несёт научные приборы для мониторинга космической погоды, точного определения орбиты и испытания стойких к радиации материалов.

Ещё три кубсата будет не по программе ELaNa, а от коммерческих заказчиков: два кубсата TOMSat компании Aerospace Corporation для съёмки Земли, а также кубсат SHFT 1, разработанный DARPA для изучения земных радиосигналов после прохождения через ионосферу.

Запуск имеет ещё и второе название от самих Rocket Lab — «This one for Pickering», т.е. «За Пикеринга». Так компания решила отдать честь новозеландскому инженеру Уильяму Пикерингу, который возглавлял Лабораторию реактивного движения NASA с 1954 по 1976 год. Именно под его руководством был создан первый спутник США, а также осуществлены успешные миссии к Луне, Венере и Марсу.

Ракета-носитель Electron:

Electron — ракета-носитель сверхлёгкого класса, предназначена для коммерческих запусков микро- и наноспутников, позволяет вывести полезную нагрузку массой до 150 кг на солнечно-синхронную орбиту высотой 500 км или до 250 кг на низкую околоземную орбиту. Для Rocket Lab это будет уже третий запуск за год.

Основные конструктивные элементы ракеты-носителя, несущий цилиндрический корпус и топливные баки обеих ступеней выполнены из углепластика и производятся компанией Rocket Lab на собственном заводе. Применение композиционных материалов позволило существенно снизить вес конструкции. Обе ступени ракеты-носителя используют в качестве компонентов топлива керосин (горючее) и жидкий кислород (окислитель).

Первая ступень оборудована девятью жидкостными ракетными двигателями Rutherford, схема расположения двигателей, октасетка, подобна первой ступени ракеты-носителя Falcon 9 — один центральный двигатель и 8 расположенных вокруг него. Rutherford — двигатель собственного производства Rocket Lab, все основные детали которого создаются способом 3D-печати. Отстыковка ступени производится с помощью пневматических механизмов, приводимых в действие с помощью сжатого гелия, который используется также для создания в топливных баках рабочего давления. Высота первой ступени составляет 12.1 метра

Запуск It’s Business Time 11 ноября 2018 (Credit: Rocket Lab)

Вторая ступень использует один двигатель Rutherford, оптимизированный для максимально эффективной работы в вакууме и оборудованный увеличенным неохлаждаемым сопловым насадком. Ступень оборудована тремя литий-ионными батареями для питания электропривода топливного насоса двигателя, 2 из них сбрасываются после исчерпания, позволяя снизить сухую массу. Также на второй ступени находится приборный отсек, в котором расположены системы управления ракеты-носителя. Они тоже разработаны и произведены компанией Rocket Lab. Длина второй ступени — 2.4 метра.

Кроме этого, Electron имеет разгонный блок («kick stage») для разведения спутников на разные орбиты. В нём используется двигатель Curie, который обеспечивает 120 Н тяги. Этот разгонный блок впервые был испытан в деле при запуске Still Testing в январе 2018-го.

Ракета оборудована композитным обтекателем длиной 2,5 м, диаметром 1,2 м и массой около 50 кг. Отличительной концепцией Rocket Lab является отделение процесса монтажа полезной нагрузки внутри обтекателя от сборки остальной ракеты. Это даёт возможность заказчикам, собственникам спутников, осуществлять интеграцию полезной нагрузки с адаптером и инкапсуляцию в обтекателе на своих предприятиях самостоятельно, а затем доставлять этот модуль в собранном виде к стартовой площадке, где он будет быстро интегрирован с ракетой. Вдобавок к этому, Rocket Lab предоставляет заказчикам собственные диспенсеры кубсатов Maxwell.

Алексей Зыков
Алексей Зыков

Вы тоже нашли, что спутников будет 13. ) Просто, похоже все дублируют друг у друга про 10 кубосатов, но после вот этого снимка я засомневался.comment image
Я вас немного сцитировал, но ссылочку честно привел и автора указал. Молодцы, так держать!