Информация по пуску Falcon 9 (SSO-A)

Дата 3 декабря
Пусковое окно 18:32-19:00 UTC (20:32-21:00 по Киеву/21:32-22:00 по Москве)
Место стартовый комплекс 4Е, база ВВС Ванденберг, Калифорния, США.
Ссылка на трансляцию Alpha Centauri
Посадка на платформу Just Read The Instructions
Ступень Третий полёт, Block 5. Предыдущие: Bangabandhu-1 (11 мая 2018), Merah Putih (9 августа 2018)
Возвращение обтекателя Планируется

Основная миссия SSO-A — 64 спутника:

SSO-A (Smallsat Express-A) — миссия по заказу компании Spaceflight, которая организовывает кластерные запуски малых спутников. На орбиту отправляются 64 спутника из 17 стран. Для Falcon 9 и американских ракет вообще — это рекорд (абсолютный рекорд пока что за индийской PSLV, на которой выводилось 104 спутника за раз). Вдобавок ко всему, это первый раз, когда Spaceflight выкупили всю ракету под запуск малых спутников. До этого они летали «попуткой» к основной нагрузке запусков.

Спутники будут выведены на специальной платформе, разработанной Spaceflight. Она состоит из двух структур, на которых будут установлены спутники и диспенсеры кубсатов. Всё вместё имеет массу около 4 тонн. Происходить разделение будет примерно так:

На орбиту отправляются разнообразные спутники — спутники ДЗЗ, студенческие спутники, арт-объекты и не только. Мы собрали краткую информацию о всех пассажирах запуска.

Микроспутники

BlackSky Global 2 — спутник ДЗЗ компании BlackSky Global. Планируемая система будет состоять из 60 спутников для съёмки Земли с разрешением 1 м.

Capella 1 — первый спутник в будущей группировке из 36 аппаратов, разрабатываемых калифорнийской компанией Capella Space. На спутнике установлен радар с синтезированной апертурой (РСА), который позволяет получать снимки земной поверхности вне зависимости от облачного покрова и уровня освещённости. Capella 1 — демонстрационная миссия для отработки технологий. В следующем году будет запущено ещё несколько спутников, съёмку с которых уже будут вести для заказчиков. Capella 1 также назван «Денали», в честь самой высокой горы США.

ESEO на испытаниях безэховой камере (Credit: ESA)

ESEO (European Student Earth Orbiter) — спутник европейского космического агентства (ESA), разработанный и собранный студентами европейских университетов в рамках образовательной программы ESA. Спутник несёт небольшую камеру для съёмки Земли (университет Тарту, Эстония), датчики для измерения уровней радиации на низкой околоземной орбите (Будапештский университет технологии и экономики и Отделение энергетики венгерской академии наук), а также экспериментальную нагрузку: систему связи S-диапазона, которая будет использоваться для передачи научных данных на Землю (Вроцлавский технический университет, Польша) и GPS-ресивер, чтобы испытать возможности позиционирования спутников на НОО с помощью GPS (Болонский университет, Италия). Ещё один эксперимент на борту будет от Делфтского технического университета (Нидерланды), который сравнит эффективность четырёх алгоритмов для определения высоты и орбиты спутника. Кроме этого, на спутнике есть и радиолюбительская нагрузка (AMSAT UK и университет Суррея, Великобритания). В конце миссии будет развёрнут тормозной парус (университет Крэнфилда, Великобритания), чтобы ускорить сведение ESEO с орбиты.

EXCITE (eXperiment for Cellular Integration Technologies) — экспериментальная миссия DARPA и NovaWurks, в ходе которой будет испытана технология т.н. «сатлетов». Сатлеты — небольшие спутниковые модули, которые вместе образуют один аппарат. Сатлеты могут выполнять одну функцию (отвечать лишь за одну подсистему спутника) или же быть независимыми единицами с отдельными солнечной батареей, компьютером и т.д. EXCITE состоит из 14 сатлетов второго типа и имеет две солнечных панели, два передатчика S-диапазона, экспериментальный многоядерный процессор, а также три научных эксперимента, посвящённых измерению радиации. Масса аппарата составляет 155 кг. Стоит заметить, что в данном случае модульность спутника не предполагает его сборки на орбите — EXCITE будет запущен уже в готовом виде. Но на орбите попробуют запустить с него маленький спутник SeeMe. SeeMe будет предоставлять актуальные снимки высокого разрешения для военных в горячих точках. В планах создать группировку из двух десятков таких малых спутников.

Eu:CROPIS — микроспутник немецкого космического агентства (DLR). Он представляет собой космическую «теплицу» из двух герметичных камер, в которых будут выращиваться томаты. Для моделирования условий лунной гравитации спутник будет вращаться вокруг своей оси со скоростью 20 оборотов в минуту — этот этап миссии будет длиться первые шесть месяцев. Затем вращение увеличат до 32 оборотов в минуту, моделируя гравитацию Марса, чтобы проводить испытания уже во второй камере. Подробнее про миссию можно прочитать тут.

Falconsat 6 — микроспутник, разработанный академией ВВС США. На нём будет испытан ионный двигатель на эффекте Холла, а также экспериментальные солнечные панели.

Hawk A, B, C — три спутника компании HawkEye 360. Планируемая группировка спутников сможет отслеживать радиосигналы по всему миру для мониторинга передвижений на земле, воде и в воздухе. Спутники также смогут использоваться для обнаружения и отслеживания аварийных радиомаяков.

ICEYE X2 — ещё один микроспутник с РСА, разработка финской ICEYE. Это второй спутник компании, а до конца 2019 года планируется запустить ещё как минимум восемь.

KazSTSat — казахский микроспутник, построенный SSTL. Спутник предназначен для съёмки Земли и будет делать снимки с разрешением 22 м.

ICEYE-X1, предшественник ICEYE-X2

NEXTSat 1 — микроспутник, разработанный Корейским институтом передовых технологий. Масса спутника составляет 107 килограмм. Из полезной нагрузки на нём находятся прибор для изучения космических бурь ISSS (Instrument for the Study of Space Storms), а также спектрометр близкого инфракрасного диапазона NISS. Как следует из названия, ISSS будет использоваться для измерения космических бурь на низких полярных орбитах. Прибор состоит из детектора космической радиации и детектора космической плазмы. С помощью NISS учёные будут наблюдать инфракрасное излучение звёзд в соседних галактиках. Кроме научных приборов, спутник несёт ряд инструментов для отработки отечественных технологий: цифровой транспондер S-диапазона, волоконно-оптический гироскоп, звёздный датчик, маховики и другие приборы, необходимые для работы космических аппаратов.

SkySat 14, 15 — два спутника компании Planet, предназначенные для зондирования Земли. Размеры каждого из спутников — 60х60х95 см, с массой около 120 кг. SkySat могут вести съёмку с разрешением до 90 см в ч/б и до 2 м в цветных снимках. Также они могут снимать до 90 секунд видео.

STPSat 5 — экспериментальный спутник, построенный Sierra Nevada Corporation для программы космических исследований STP министерства обороны США.  STPSat 5 несёт полезную нагрузку для академии ВВС, исследовательских лабораторий ВМС и ВВС США. Среди них – прибор iMESA, который будет собирать данные об энергетическом спектре плазмы в ионосфере. Из этих данных будет рассчитываться плотность и температура плазмы, что поможет в прогнозировании космической погоды на низкой орбите Земли.

Кубсаты

AISTECHSAT 2 — 6U-кубсат, разработанный испанской Aistech и предназначенный для тепловой съёмки Земли. Он также несёт AIS-приёмник для отслеживания морских судов и ADS-B-приёмник для отслеживания самолетов.

Astrocast 0.1 — один из двух испытательных кубсатов швейцарской компании Astrocast. В планах — группировка из 64 кубсатов, которые будут использоваться для IoT (Internet of Things) и M2M (machine-to-machine) приложений. Предполагается, что спутники будут собирать данные от наземных девайсов с интегрированными терминалами, после чего через сеть наземных станций данные будут поступать в облако, где заказчики будут иметь к ним доступ.

Audacy 0 — демонстрационная миссия компании Audacy, которая планирует создать группировку ретрансляционных спутников. Audacy 0 — 3U-кубсат, с помощью которого будет проверена работа наземной станции и пользовательских терминалов. Кубсат также несёт разработанный Стэнфордским университетом инфракрасный оптический приёмник для отработки системы наведения, позиционирования и отслеживания.

BlackHawk — 6U-кубсат по заказу ViaSat. Подробностей о спутнике нет.

BRIO — 3U-кубсат компании SpaceQuest, чтобы испытать новый RF-трансивер компании Myriota.

Centauri 2 — испытательный 3U-кубсат австралийского стартапа Fleet Space Technologies, который планирует создать группировку из 100 спутников связи для IoT.

CSIM-FD — 6U-кубсат Университета Колорадо в Боулдере, предназначенный для наблюдения Солнца. Кубсат будет измерять излучение Солнца, чтобы понять как его активность влияет на климат нашей планеты.

Eaglet 1 — 3U-кубсат компании OHB Italia для съёмки Земли. Он оснащён камерой высокого разрешения и AIS-приёмником для отслеживания морских судов.

Elysium-Star 2 — 1U-кубсат компании Elysium Space, которая предоставляет космические мемориальные услуги. Внутри кубсата размещены капсулы с образцами праха. Заказчики смогут отслеживать положение кубсата на орбите с помощью мобильного приложения.

Enoch

Enoch — один из нескольких «пассивных» кубсатов в этом запуске. Это арт-проект, который создал концептуальный художник Таварес Страхан в память об астронавте  Роберте Генри Лоуренсе младшем. Лоуренс был первым афроамериканским астронавтом. Его отобрали в космическую программу в 1967 году, однако в космосе побывать он не успел. Лоуренс погиб том же году при катастрофе самолёта F-104 Starfighter во время учебного полёта. Enoch состоит из каркаса, на котором установлен покрытый золотом сосуд с бюстом Лоуренса. Страхан вдохновлялся канопами, древнеегипетскими ритуальными сосудами. Enoch также был благословлен в синтоистском храме в Японии, который признал его «вместилищем души Лоуренса». На название проекта художника вдохновил библейский персонаж Енох, который по некоторым интерпретациям вознёсся в рай, не умирая.

ExseedSat 1 — 1U-кубсат стартапа Exseed Space. Это первый спутник Индии, созданный без какого-либо участия со стороны государства. Кубсат будет использоваться для радиолюбительской связи.

Flock-3s — группа из трех спутников Dove компании Planet. Это 3U-кубсаты, разработанные компанией для съёмки Земли с разрешением 3-5 метров. На данный момент Planet имеет больше 130 спутников Dove на орбите.

Fox-1Cliff — ещё один кубсат для радиолюбительской связи. Он был построен по заказу AMSAT, международной организации радиолюбителей. Спутник также несёт эксперимент Университета Вандербильта для измерения радиации, а также камеру. Камера будет срабатывать над одной из трёх наземных станций во Флориде, Техасе и Северной Каролине. После срабатывания камера делать снимки на протяжении 45 минут и передавать их на землю.

JY1-Sat — 1U-кубсат, разработанный Иорданским университетом науки и техники. Это первый спутник Иордании. JY1-Sat будет использоваться для радиолюбительской связи, в частности для передачи изображений SSDV.

Hamilton 1 — 1U-кубсат стартапа Kubos Corp. Компания занимается разработкой open-source программного обеспечения для спутников — управления полётом и миссией в целом. Кубсат назван в честь Маргарет Гамильтон, которая отвечала за разработку ПО для космической программы Аполлон.

Hiber 2 — один из двух испытательных 6U-кубсатов нидерландской компании Hiber Global, которая планирует создать группировку кубсатов для IoT приложений.

ITASAT 1 — 6U-кубсат Технологического института аэронавтики (Бразилия). Кубсат оснащён 4-мегапиксельной камерой, которая сможет делать снимки с разрешением до 80 м. Также кубсат неcёт GPS-приёмник, датчики для измерения магнитного поля, а также полезную нагрузку для радиолюбительской связи.

ICE-Cap (Integrated Communications Extension Capability) — 3U-кубсат для ВМС США. Это демонстрационная миссия, которая покажет возможности связи через спутники геостационарной системы MUOS.

IRVINE02 — 1U-кубсат, сделанный учениками шести школ города Ирвин в Калифорнии. Это проект в рамках программы Irvine CubeSat STEM Program, в рамках которой ученики старших классов собирают, программируют и испытывают кубсаты. IRVINE02 оснащён небольшим ионным двигателем TILE50 копании Accions Systems, а также системой лазерной связи для передачи данных на землю. Также на кубсате установлена камера. Предыдущий спутник по этой программе, IRVINE02, был запущен в ноябре ракетой Electron компании Rocket Lab.

K2SAT — 3U-кубсат академии ВВС Южной Кореи. Кубсат оснащён камерой и ретранслятором для передачи данных.

KazSciSat 1 — 3U-кубсат, построенный Graham LLP для Казахстана. Кубсат несёт магнитометр для измерения магнитного поля Земли.

KNACKSAT — 1U-кубсат Технологического университета короля Монгкута в северном Бангкоке. Это первый спутник, полностью созданный Таиландом. Кубсат несёт камеру с разрешением снимков до 1 км. Также он будет использоваться для радиолюбительской связи.

Landmapper-BC (ранее Corvus-BC) — 6U-кубсат компании Astro Digital для их группировки спутников ДЗЗ.

The Miniature X-ray Solar Spectrometer (MinXSS) — кубсат Университета Колорадо в Боулдере. Он предназначен для наблюдения солнечной активности в рентгеновском диапазоне.

Move-II — 1U-кубсат, разработанный студентами Мюнхенского технического университета. Полезной научной нагрузки кубсат не несёт, поскольку цель миссии — испытать спутниковую платформу.

Orbital Reflector — ещё один арт-проект, автором является художник Тревор Паглен. Кубсат развернёт надувную структуру из светоотражающей плёнки длиной около 30 метров. Предполагается, что он будет виден с Земли невооружённым глазом. Он будет оставаться на орбите несколько месяцев. Это уже не первая попытка зажечь на небе «искусственную звезду» (вспомним российский Маяк и «Звезду человечества» Rocket Lab). Но в этот раз идея не только в том, чтобы люди снова восторгались космосом. Как пишет сам художник, этим проектом он хочет встряхнуть общественность: заставить людей взглянуть на небо по-новому и задуматься о том, как космос стал пространством военных и корпораций, и о том, каким мы хотим видеть наш мир в будущем.

Orbital Reflector

ORS 7 (Operationally Responsive Space 7) — миссия по заказу Береговой охраны США. Это два 6U-кубсата, которые будут определять сигналы с аварийных радиомаяков на судах в водах Арктики.

PW-Sat2 — кубсат, построенный студентами Варшавского технического университета. Основным экспериментом миссии является тормозной парус, который будет развёрнут для более быстрого сведения спутника с орбиты. Вторым экспериментом станет работа солнечного датчика — такие приборы используются для ориентации космических аппаратов по Солнцу. Также на кубсате установлено две камеры, чтобы убедиться в правильном раскрытии тормозного паруса. С этих же камер планируется фотографировать и Землю.

PW-Sat2

RAAF M1 — 3U-кубсат, разработанный Университетом южного Уэльса для Королевских ВВС Австралии. Кубсат испытает возможности AIS/ADS-B для отслеживания морских судов и самолётов с использованием готовых коммерческих решений.

RANGE (Ranging And Nanosatellite Guidance Experiment) — два 1.5U-кубсата Технического института Джорджии. Основная задача миссии — добиться более точного относительного и абсолютного позиционирования малых спутников.

RISE 1 — 6U-кубсат компании Phase Four, которая занимается разработкой радиочастотных ионных двигателей. В таких двигателях инертный газ, в данном случае ксенон, нагревается с помощью радиочастотного излучения. Phase Four уже заключили контракты с Astro Digital, которая планирует использовать двигатель на своих спутниках. NASA тоже проявили интерес к разработкам и купили один двигатель для испытаний.

SeaHawk 1 — 3U-кубсат университета Северной Каролины, предназначенный для мониторинга океанов. Кубсат будет вести съёмку в высоком разрешении, дополняя данные от больших спутников более подробными снимками.

SNUGLITE — 2U-кубсат Сеульского университета. Он испытает работу двухчастотного GPS-приёмника, разработанного университетом. Кубсат также будет использоваться для радиолюбительской связи, и ещё он несёт магнитометр для измерения магнитного поля.

SNUSAT 2 — 3U-кубсат Сеульского университета. Он будет использоваться для мониторинга зон стихийных бедствий, а также испытает звёздный датчик, разработанный университетом.

SpaceBEE 1, 2, 3, 4 — 1U-кубсаты компании Swarm Technologies для демонстрации межспутниковой связи. Название может быть знакомо по недавнему скандалу — в начале года на индийской ракете были запущены четыре спутника SpaceBEE, не получившие разрешение Федеральной комиссии по связи США. Тогда отказ в лицензии объяснили тем, что спутники слишком маленькие, чтобы их отслеживать (спутники той четвёрки были в формате 0.25U). Компания надеялась успеть получить лицензию перед запуском, но это не случилось — так на орбиту отправились первые «нелегальные» (по крайней мере в глазах США) спутники. С тех пор компания увеличила размер спутников до 1U и получила разрешение на запуск новых аппаратов.

Suomi-100 — 1U-кубсат, созданный университетом Аалто в честь столетия независимости Финляндии. На кубсате установлен VHF/UHF приёмник, а также камера.

THEA — 3U-кубсат, построенный компанией SpaceQuest. Кубсат испытает спектрометр, разработанный компанией Aurora Insight.

VESTA — 2U-кубсат компании Honeywell, который испытает новую систему обмена данными для спутников exactEarth.

VisionCube — 2U-кубсат Корейского аэрокосмического университета. Он будет использоваться для наблюдения кратковременных вспышек в верхних слоях атмосферы — спрайтов, джетов, эльфов.

WeissSat 1 — 1U-кубсат, проект школы Weiss School во Флориде. Кубсат несёт научный эксперимент, посвящённый изучению экстремофильных бактерий. На орбите лиофилизованные (то есть высушенные) бактерии восстановят, введя жидкость, а также краситель. Под синим LED-освещением бактерии будут флуорисцировать: живые бактерии зелёным цветом, мёртвые — красным. Датчики на борту зарегистрируют эти данные и они будут переданы на землю.

Кроме этого будет запущено 5 спутников для США, но никаких подробностей о них нет.

Ракета-носитель Falcon 9:

Falcon 9 — двухступенчатая ракета, полностью разработанная SpaceX. Этот пуск будет 64-м для Falcon 9 и 19-м запуском SpaceX за год. До конца года компания планирует провести ещё три запуска.

В качестве горючего используется ракетное топливо-1 (RP-1, керосин) и жидкий кислород в качестве окислителя. Эти компоненты закачиваются сверхохлаждёнными, поскольку тогда они имеют большую плотность, и позволяют вместить в один и тот же объем большую массу топлива. На низкую околоземную орбиту Falcon 9 может выводить до 22800 кг полезной нагрузки, а на геопереходную — до 8300 кг.

Первая ступень оснащена 9 двигателями Merlin, разработанными SpaceX (по количеству двигателей и название ракеты — Falcon 9). Каждый из них обеспечивает до 914 кН тяги в вакууме. Двигатели расположены так называемой октасеткой — 8 по кругу и 1 в центре. В таком расположении они позволяют поддержать миссию даже при отказе одного или двух двигателей. Такая способность из всех ракет есть только у Falcon 9. К тому же, двигатели Merlin способны регулировать тягу, что играет важную роль при посадке первой ступени.

Запуск Merah Putih

В этой миссии используется первая ступень версии Block 5, финальной модификации Falcon 9. Ступень имеет номер B1046.3 и запускается в третий раз (что следует из последней цифры в шифре). Первым полётом для неё стал запуск спутника Bangabandhu-1 в мае 2018, который также стал первым запуском с использованием первой ступени версии Block 5. Ступень была успешно возвращена на платформу Of Course I Still Love You в Атлантическом океане. Несколько месяцев спустя ступень была использована снова при запуске спутника Merah Putih, посадка была опять на Of Course I Still Love You. В отличие от предыдущих версий первой ступени, Block 5 планируется повторно использовать до 10 раз с промежуточными техническими осмотрами и до 100 раз — с частичной заменой деталей первой ступени. Так что мы ещё имеем все шансы увидеть эту ступень в деле снова.

Со второй ступенью первую соединяет композитная структура, которая содержит механизм разделения ступеней. После отделения на высоте около 80 км, первая ступень начинает свой путь назад, а вторая — продолжает основную миссию. Вторая ступень имеет один двигатель Merlin. Оптимизированный для работы в вакууме, он обеспечивает до 934 кН и отрабатывает около 6 минут полёта, после чего полезная нагрузка  отделяется и выводится на нужную орбиту.

Завершает всё головной обтекатель, который защищает полезную нагрузку на этапе полёта в атмосфере. SpaceX планируют возвращать для повторного использования и обтекатели, предположительно попытку предпримут и в этом запуске. Mr. Steven — судно с огромной сеткой, растянутой на опорах, в которую планируется поймать створку обтекателя.

Nikolay Chubenko
Nikolay Chubenko

Мне одному кажется, что Orbital Reflector спроектирован в KSP?

Администратор

😀 действительно, дизайн очень необычен.

Oleg Lo
Oleg Lo

Спасибо за работу по созданию этой подборки!
Но, Павел, огромное количество ошибок (склонения, спряжения, окончания и т.п.).
Сначала усердно барабанил в ctrl + Enter, потом надоело и плюнул. 🙂

Tammy Livingston
Tammy Livingston

Согласна! В очередной раз огромное спасибо за материал!!! Очень интересно.
(по тексту..и пунктуация немного хромает. могу редактировать ваши тексты бесплатно 🙂 я филолог.)

Sergiy Meschanchuk
Sergiy Meschanchuk

Дякую за матеріал, цікаво було прочитати про призначення кожного «кубосата». А то в самій трансляції (на каналі SpaceX) приділили мало уваги цій темі.

Карасёв Александр
Карасёв Александр

Ребята! Так ловили обтекатели или нет? Ни какой информации нет по этому поводу!

Администратор

Мы в Telegram писали: ловили, не поймали, но обтекатели мягко сели на поверхность океана. Их тут же подняли, попытаются использовать повторно.

Aleksej Xoxlov
Aleksej Xoxlov

Ирина, почему эмблема миссии от Spaceflight, а не от SpaceX?