Информация по пуску Atlas V (TDRS-M)

Дата: 18 августа 2017.
Пусковое окно: 15:03 — 15:43 по Киеву/Москве. Пуск запланирован на начало окна.
Место: стартовый комплекс 41, база ВВС США, мыс Канаверал, штат Флорида.
Ссылка на трансляцию: Alpha Centauri
Основная миссия:  TDRSS (Tracking and Data Relay Satellite System — Спутниковая система слежения и ретрансляции данных) — группировка спутников, которые передают на Землю данные с космических аппаратов на низких орбитах.

Похожие на лепестки — параболические антенны TDRS-M, которые будут развёрнуты на орбите. (Credit: NASA)

Группировку начали разворачивать в 1980-х, первые шесть спутников были выведены на орбиту с помощью кораблей Space Shuttle. TDRSS была призвана уменьшить зависимость от наземных станций, сеансы связи с которыми ограничивались временем пролёта аппарата над ними. Благодаря спутникам TDRS стало возможным поддерживать почти постоянную связь с космическими аппаратами NASA, включая такие знаковые миссии как телескоп «Хаббл» и Международная космическая станция, а также с ракетами для ретрансляции телеметрии. На данный момент на геостационарной орбите находится девять спутников TDRS, расположенные над Атлантическим, Тихим и Индийским океанами.

TDRS-M — 13-й спутник группировки и третий, последний спутник текущего поколения. Массой около 3770 кг, TDRS-M построен на основе спутниковой платформы BSS-601HP и рассчитан на 15 лет работы. Он имеет две управляемые антенны, которые могут передавать данные в S, Ka и Ku- диапазонах. C помощью фазированной антенной решётки S-диапазона спутник также может принимать данные от нескольких аппаратов одновременно.
После выведения на орбиту и введения в эксплуатацию спутник будет переименован в TDRS-13.

РН: запуск Atlas V 401 станет пятым пуском ULA в 2017 году.
С момента первого пуска в 2002 году Atlas V в различных конфигурациях совершил 70 запусков, всего один из которых был признан частично неудачным.
Номер конфигурации ракеты обозначает её основные характеристики: первая цифра — диаметр головного обтекателя (4 — 4.2 метра, 5 — 5.4 метра). Вторая цифра соответствует количеству боковых ускорителей, от 0 до 5. Третья цифра соответствует количеству двигателей второй ступени — 1 или 2. Конфигурация 401 — без боковых ускорителей и с обтекателем наименьшего диаметра. Это самая небольшая версия РН в семействе Atlas V.

Запуск TDRS-L, 2014 год. (Credit: ULA)

Первая ступень Atlas V 401 оснащена одним ЖРД РД-180 производства НПО Энергомаш. Двигатель использует в качестве горючего ракетное топливо-1 (керосин) и жидкий кислород в качестве окислителя. Тяга двигателя в вакууме составляет 4152 кН. Эта ступень отрабатывает почти 4.5 минуты, после чего отделяется.
Первая и вторая ступень РН соединены промежуточным адаптером, который позволяет совмещать ступени разного диаметра. В роли второй ступени выступает разгонный блок Центавр (Centaur), который в качестве топлива использует жидкий водород и жидкий кислород. Центавр использует один ЖРД RL-10C-1 американского производства, который обеспечивает 102 кН тяги в вакууме.
Центавр соединяется с полезной нагрузкой с помощью специального адаптера. Этот переходник — единственная связь между второй ступенью и полезной нагрузкой, и в нём сосредоточено оборудование, необходимое для отделения космического аппарата.
Последняя часть РН — головной обтекатель диаметром в 4.2 м, который защищает космический аппарат во время полёта сквозь атмосферу и отделяется, когда РН выходит за пределы атмосферы.
На низкую околоземную орбиту Atlas V 401 может вывести до 9800 кг полезной нагрузки, а на геопереходную орбиту — до 4750 кг.