PopularEditorialNew
BestОбсуждаемое

У спутника NASA для поиска воды на Луне возникла проблема

Взгляд художника на кубсат Lunar Flashlight в окололунном пространстве. Изображение: NASA | JPL-Caltech

Лунные кубсаты не дают покоя инженерам: специалисты из Лаборатории реактивного движения обнаружили проблемы с двигателями на запущенном в прошлом месяце аппарате Lunar Flashlight.

12 января в NASA сообщили, что три из четырёх двигателей созданного для поиска лунного водяного льда спутника производят меньше тяги, чем ожидалось. Инженеры полагают, что линии подачи топлива чем-то засорены, и работают недостаточно эффективно. Чтобы их прочистить, планируется дольше держать двигатели запущенными – однако на случай, если восстановить полную тягу не получится, руководство миссии рассматривает другие способы аппарату добраться до Луны.

Lunar Flashlight должен выйти на почти прямолинейную гало-орбиту – схожую с той, на которой находится спутник CAPSTONE и будет расположена будущая лунная станция Gateway. С минимального расстояния в 15 километров аппарат при помощи лазеров будет искать водяной лёд на поверхности нашей спутницы.

В качестве топлива силовая установка кубсата использует соединение под названием Advanced Spacecraft Energetic Non-Toxic (ASCENT), ранее известное как AF-M315E. Оно было успешно продемонстрировано в миссии NASA Green Propellant Infusion, запущенной в 2019 году, однако Lunar Flashlight – первый случай использования ASCENT в миссии за пределами околоземной орбиты.

Изначально Lunar Flashlight должен был полететь в составе миссии Artemis 1, однако замена двигателей вынудила NASA перенести запуск. Аппарат отправился в космос 11 декабря на ракете Falcon 9 вместе с лунным посадочным аппаратом Hakuto-R японской компании ispace.

Из 10 кубсатов, запущенных в ходе Artemis 1, более половины столкнулись с техническими неполадками. Один из них – профинансированный NASA LunarH-Map, также предназначенный для поиска водяного льда. В его электрическом двигателе заклинил клапан, что поставило под угрозу его способность выйти на лунную орбиту. Известно, что в середине декабря инженеры пытались подогреть клапан, чтобы вернуть его в нормальное положение. Ранее руководитель миссии заявлял, что если ситуацию не удастся исправить до середины января, то вместо выхода на орбиту Луны команда попытается совершить пролёт мимо астероида.

Войдите, чтобы видеть ещё 23 комментария, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.