PopularEditorialNew
BestОбсуждаемое

Телескоп им. Джеймса Уэбба детально исследовал область активного звёздообразования

Изображение эмиссионной туманности NGC 346 — области самого активного звёздообразования карликовой галактики Малое Магелланово Облако. Скопления газа на этом снимке содержат два типа водорода. Газ розового цвета отвечает за облака ионизированного водорода с температурой около 10 000 °C или выше, тогда как более оранжевый — представляет плотный молекулярный водород и является гораздо более холодным с температурой примерно -200°C или меньше. Последний создает отличную среду для формирования звёзд. Источник: NASA, ESA, CSA, O. Jones (UK ATC), G. De Marchi (ESTEC), and M. Meixner (USRA). Обработка изображения: A. Pagan (STScI), N. Habel (USRA), L. Lenkic (USRA) и L. Chu (NASA/Ames)

Галактическая туманность NGC 346 расположена в Малом Магеллановом Облаке (Small Magellanic Cloud — SMC) и имеет одни из самых динамичных областей звёздообразования. До исследования Уэббом она была полна тайн. Наблюдая за ее протозвёздами, учёные могут узнать, чем отличаются процессы рождения звёзд в других галактиках от Млечного Пути.

Этот регион интересен для исследований, поскольку условия и количество металлов (элементов, которые тяжелее водорода и гелия) похожи на те, что существовали в эпоху «космического полудня» через 2-3 миллиарда лет после Большого взрыва. Тогда наиболее активно происходили процессы звёздообразования. В SMC, в отличие от Млечного Пути, концентрация металлов меньше. Ожидалось, что пыли в этой карликовой галактике будет немного, поскольку она состоит именно из таких тяжёлых частиц. Однако результаты работы Уэбба свидетельствуют об обратном.

Когда звезда формируется, она собирает газ и пыль из окружающего молекулярного облака в аккреционный диск. Он, в свою очередь, питает центральную протозвезду. Ранее в этих регионах NGC 346 уже был обнаружен газ. Телескоп им. Уэбба впервые заметил непосредственно пыль в аккреционных дисках.

Мы наблюдаем строительные блоки не только звёзд, но и потенциально планет. Поскольку условия в Малом Магеллановом Облаке близки к «космическому полудню», возможно, каменистые планеты образовывались во Вселенной раньше, чем мы считали.

Гвидо де Марчи, соисследователь из Европейского космического агентства

Предыдущие исследования NGC 346 в инфракрасном диапазоне касались звёзд в 5-8 раз тяжелее Солнца. Телескоп им. Уэбба позволяет изучать протозвёзды в десять раз легче нашего светила и поэтому поможет узнать, влияет ли на формирование звезды низкое содержание металлов. Сейчас анализ данных Уэбба продолжается — он должен дать новое представление о протозвёздах и их окружающей среде.