PopularEditorialNew
BestОбсуждаемое

Астрономы обнаружили очень старые шаровые звёздные скопления

Исследователи изучили галактику Бенгальский огонь и выяснили, что пять сверкающих объектов вокруг неё являются шаровыми скоплениями. Изображение: NASA | ESA | CSA | STScI | Mowla, Iyer et al. 2022

В ходе анализа первого глубокого поля телескопа им. Джеймса Уэбба группе канадских учёных удалось выявить самые далёкие из когда-либо обнаруженных шаровых скоплений. Это плотные группы миллионов звёзд, которые могут содержать в себе самые ранние объекты Вселенной. Результаты работы были опубликованы в издании The Astrophysical Journal Letters.

“Уэбб” был создан в том числе для поиска самых ранних объектов Вселенной и происхождения химических элементов. Новое открытие позволяет в деталях взглянуть на самые ранние фазы звёздообразования.

Ламия Маула, соавтор исследования

В анализ попали 12 таких компактных объектов и 5 из них оказались самыми старыми из всех ранее известных. Учёные сосредоточились на изучении галактики Бенгальский Огонь, получившей такое название из-за обилия в ней скоплений в виде желто-красных точек, подобных искрам. Они могут быть либо объектами, активно формирующими звёзды, либо старыми шаровыми скоплениями. Галактика наблюдалась с помощью гравитационного линзирования, которое не только в 100 раз увеличило полученную картину, но и дало три отдельных изображения. Хотя в своё время телескоп “Хаббл” не давал таких детальных снимков, в новом исследовании данные “Уэбба” были объединены с архивами Hubble Scape. По словам соавтора работы Картейка Айера, наблюдения проводились в протяжённом диапазоне длин волн, а моделирование помогло лучше понять возраст и количество звёзд в скоплениях.

Свежие идентифицированные скопления сформировались тогда, когда вообще стало возможным рождение звёзд. Их возраст определить несложно в силу того, что наблюдаемая галактика находится довольно далеко от Млечного Пути: мы смотрим на Бенгальский огонь такой, какой она была 9 миллиардов лет назад, когда самой Вселенной было всего 4,5 миллиарда лет. Это всё равно что пытаться угадать возраст человека по внешности: легко отличить пятилетнего ребёнка от десятилетнего, а вот 50-летнего мужчину от 55-летнего – довольно трудно.

В Млечном Пути расположено около 150 звёздных скоплений, но как и когда они образовались – определить сложно. С помощью “Уэбба” впервые была сделана оценка возраста таких далёких шаровых скоплений. Телескоп и дальше продолжит наблюдать глубокие поля с помощью массивных галактик и гравитационного линзирования.