PopularEditorialNew
BestОбсуждаемое

NASA решило сохранить имя телескопа Джеймса Уэбба

Администратор NASA Джеймс Уэбб и бывший президент США Гэри Трумэн около штаб-квартиры агентства в 1961 году. Фото: NASA.

После анализа исторических документов, в NASA приняли решение не переименовывать космический телескоп им. Джеймса Уэбба – вопреки требованиям активистов.

18 ноября NASA опубликовало 89-страничный отчёт, в котором главный историк агентства, Брайан Одом, опровергает обвинения в сторону бывшего администратора, вызвавшие среди астрономов движение за переименование JWST. Активисты утверждают, что на протяжении 1950-х и 60-х годов Джеймс Уэбб в различных должностях был напрямую замешан в массовых увольнениях государственных служащих на основе их сексуальной ориентации – однако Одом заключил, что этим утверждениям «на сегодняшний день нет доступных доказательств».

В октябре 2021 года NASA уже заявляло, что предварительный анализ исторических данных не обнаружил никаких доказательств причастия Уэбба к увольнению ЛГБТК+ сотрудников. Тогда агентство отказалось предоставить полный отчёт, ограничившись устным заявлением администратора Билла Нельсона всего в одно предложение длиной. В ответ на это некоторые учёные, включая членов Консультативного комитета по астрофизике, потребовали от агентства более детальных объяснений.

Отчёт Одома сосредотачивается на двух конкретных обвинениях. Первое состоит в том, что в 1950-х годах Уэбб, будучи тогда заместителем госсекретаря США, одобрял и, возможно, даже был одним из организаторов массовых сокращений служащих на основе их ориентации во время «Лавандовой угрозы» – моральной паники, параллельной «Красной угрозе», целью которой было ЛГБТК+ сообщество. В отчёте историк утверждает, что Уэбб, наоборот, старался защитить личные дела сотрудников от «расследований» Конгресса.

Второе обвинение касается действий политика уже в должности Администратора NASA – а именно, его роли в деле Клиффорда Нортона, сотрудника агентства, в 1963 году арестованного, а затем уволенного на основе его ориентации. Нортон подал в суд на Комиссию по гражданской службе США, и в 1969-м выиграл дело, заложив прецедент для смягчения законной дискриминации ЛГБТК+ в стране.

В отчёте говорится, что Уэбб, скорее всего, не знал о происходящем: «Такой была официальная и общепринятая политика правительства – поэтому, к сожалению, это увольнение скорее всего не считалось чем-то исключительным».

В NASA заявили, что заключение отчёта подкрепляет предыдущее решение не переименовывать телескоп – однако признали и осудили дискриминацию в прошлом: «Целые десятилетия дискриминация против ЛГБТК+ сотрудников в правительстве не просто допускалась, а поощрялась на официальном уровне. «Лавандовая угроза» – горькая страница в истории Америки и в истории борьбы за права ЛГБТК+».

Ожидаемо, часть активистов не согласна с предоставленным заключением. В день публикации отчёта четыре астронома во главе движения за переименования JWST – Чанда Преско-Вайнштайн, Люсианна Валкович, Сара Таттл и Брайан Норд – заявили, что документ уделяет слишком много внимания двум конкретным случаям вместо общей картины.

По их словам, отчёт «ищет ответ на вопрос «Есть ли неоспоримые физические доказательства того, что Джеймс Уэбб знал о судьбе Клиффорда Нортона?». Это – совершенно другой вопрос по сравнению с «Несёт ли Джеймс Уэбб, как администратор, ответственность за действия агентства?».

В конечном счёте, Уэбб оставил за собой, в лучшем случае, очень неоднозначное наследие. Своими действиями он вряд ли заслужил памятник стоимостью в 10 миллиардов долларов.

Неизвестно, что дальше предпримут сторонники переименования. В октябре, Королевское астрономическое сообщество Великобритании потребовало от авторов научных работ называть телескоп JWST, без «расшифровки» аббревиатуры. Это правило должно было оставаться в силе до публикации результатов исторического расследования. Роберт Масси, заместитель директора Сообщества, заявил, что намерен представить отчёт NASA вниманию совета руководителей организации на следующей встрече.

Однако в более широких кругах критика названия телескопа вряд ли наберёт обороты – по крайней мере, в ближайшем будущем. Так, на совещании Комитета палаты представителей США по науке по поводу JWST проблему не упомянули ни разу.

Войдите, чтобы видеть ещё 46 комментариев, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.
Удачливый Вернер фон Браун

По моему мнению не имеет смысла судить людей за действия 20-и 30-и летней и далее давности по современным нормам. Если уж судить, то по нормам того времени.

Тревожный Питер Снепбек

Слава богу, что хоть в NASA сидят не идиоты, бросающиеся их крайности в крайность.

Волшебный Армстронг Н.