PopularEditorialNew
BestОбсуждаемое

Невероятный снимок галактики Фантом демонстрирует возможности Джеймса Уэбба

Это фото, сделанное космическим телескопом Джеймса Уэбба, показывает центральную часть M74, также известную как галактика Фантом. Острый взгляд Уэбба обнаружил тонкие нити газа и пыли в огромных спиральных рукавах, выходящих наружу от центра этого изображения. Источник: ESA/Webb, NASA & CSA, J. Lee and the PHANGS-JWST Team

Новые изображения впечатляющей галактики М74 или же галактики Фантом показывают всю мощность космических обсерваторий, которые работают в синергии – телескоп им. Джеймса Уэбба и телескоп «Хаблл», дополняя друг друга, дают нам полное представление о галактике.

М74 находится в 32 миллионах световых лет от Земли в созвездии Рыб. Она относится к особому классу галактик – так называемых спиральных галактик с упорядоченной структурой. Это означает, что её рукава выступают и чётко очерчены, в отличие от неровных и размытых структур обычных спиральных галактик. Её положение относительно нас перпендикулярно линии зрения в сочетании с этой особенностью делает этот объект чрезвычайно интересным для исследований астрономами, которые изучают происхождение и структуру галактических спиралей.

Острое зрение Уэбба обнаружило тонкие нити газа и пыли в грандиозных рукавах галактики. Отсутствие газа в области ядра также позволяет увидеть незапыленное изображение звёздного кластера в центре. Телескоп подробно рассмотрел М74 с помощью инфракрасного инструмента MIRI, чтобы узнать о звездообразовании на ранних стадиях в Местной группе. Эти наблюдения являются частью большей работы международного сотрудничества PHANGS по созданию карт в инфракрасном диапазоне 19 ближайших галактик, где есть процессы звездообразования. Их уже наблюдали ранее с помощью космического телескопа «Хаббл» и наземных обсерваторий.

«Хаббл», наблюдая М74, обнаружил особенно яркие зоны звездообразования, известные как зоны HII. Совмещая прошлые наблюдения с новейшими изображениями Уэбба на больших длинах волн, астрономы смогут точно определять области звездообразования в галактиках и измерять массу и возраст звёздных скоплений, а также получить представление о природе мелких частиц пыли, дрейфующих в межзвездной среде.

Объединяя данные телескопов, работающих во всем электромагнитном спектре, учёные могут получить гораздо больше информации об астрономических объектах, чем с помощью одной обсерватории, пусть и такой мощной, как телескоп им. Уэбба.

Удачливая Гвинн Шотвелл