PopularEditorialNew
BestОбсуждаемое

Астрономы обнаружили новую потенциальную планету-океан

Планета TOI-1452 b в представлении художника. Изображение: Benoit Gougeon | Universite de Montreal

Международная команда учёных, возглавляемая Чарльзом Кадьё из Университета Монреаля, объявила об открытии TOI-1452 b — экзопланеты, вращающейся вокруг двойной системы небольших звёзд в созвездии Дракона на расстоянии 100 световых лет от нас.

Работа была опубликовала в издании The Astrophysical Journal, где Кадьё с командой описывают наблюдения и разъясняют природу новой планеты.

TOI-1452 b превосходит Землю по размерам и массе и расположена от материнской звезды на таком расстоянии, что температура на ней вполне может быть подходящей для существования жидкой воды на поверхности. Астрономы предполагают, что это может быть полностью покрытая водой планета-океан, подобная некоторым спутникам Юпитера или Сатурна.

Экзопланета была обнаружена космическим телескопом NASA TESS — её сигнал показывал слабое уменьшение яркости 11 дней подряд, что натолкнуло астрономов на предположение, что объект приблизительно на 70% больше Земли.

Обсерватория сыграла решающую роль в подтверждении природы сигнала и определении радиуса планеты. Это не была плановая проверка. Мы должны были убедиться, что сигнал, обнаруженный TESS, действительно был от экзопланеты, которая вращается вокруг TOI-1452, самой большой из двух звезд в этой двойной системе.

Чарльз Кадьё, главный автор исследования

Материнская звезда TOI-1452 намного меньше Солнца и является компонентом двойной системы, в которой присутствует ещё одно схожее по массе и размеру светило. Они разделены между собой расстоянием в 97 астрономических единиц — примерно в два с половиной раза больше, чем расстояние между Солнцем и Плутоном. TESS видит их как одну точку, но разрешение установленной в обсерватории Монт-Мегантик камеры PESTO оказалось достаточно высоким, чтобы отделить одну от другой, а также показать, что сама экзопланета вращается непосредственно вокруг TOI-1452. Позже это также было подтверждено другой группой учёных из Японии. Установленный на телескопе CFHT спектрограф SPIRou помог с определением массы планеты и показал, что она приблизительно в пять раз больше земной. TOI-1452 b, вероятно, является каменистой, как и Земля, но, судя по радиусу, массе и плотности, этот мир значительно отличается от нашего.

TOI-1452 b — одна из лучших кандидатов на роль планеты-океана, найденных нами на сегодняшний день. Её радиус и масса предполагают гораздо более низкую плотность, чем можно было бы ожидать для планеты, которая в основном состоит из металла и камня, как Земля.

В последние годы астрономы идентифицировали радиус и массу многих экзопланет, размеры которых больше, чем у Земли, но меньше, чем у Нептуна. Некоторые из этих планет имеют плотность, которая объясняется только в случае, если большая часть массы экзопланеты состоит из более легких материалов, чем те, которые составляют внутреннюю структуру Земли, такие как вода.

Эти гипотетические миры были названы «планетами-океанами». Специалисты по моделированию внутреннего устройства экзопланет из Университета Торонто Михаил Плотников и Диана Валенсия показали, что у TOI-1452 b вода может составлять до 30% от общей массы. В будущем эта планета может стать одним из объектов наблюдений космического телескопа им. Джеймса Уэбба – с его помощью учёные надеются изучить атмосферу этого мира и окончательно выяснить природу TOI-1452 b.