PopularEditorialNew
BestОбсуждаемое

Учёные впервые обнаружили газ в околопланетном диске

Изучая молодую звезду AS 209, учёные впервые обнаружили газ в околопланетном диске. Это позволяет предположить, что в данной звёздной системе может находиться очень молодая планета юпитерианской массы. Научные изображения, полученные в ходе исследования, показывают световые выбросы (справа), исходящие из пустот в протопланетном диске (слева). Изображение: ALMA (ESO | NAOJ | NRAO), J. Bae (U. Florida)

Комплекс радиотелескопов ALMA помог учёным сделать новое открытие — им удалось обнаружить газ в околопланетном диске, что, в свою очередь, намекает на существование там молодой экзопланеты. Результаты работы были опубликованы в издании The Astrophysical Journal Letters.

Околопланетный диск являет собой скопление газа, пыли и разного рода обломков, оставшихся после столкновений небесных тел вокруг молодых планет. Из таких дисков рождаются спутники и небольшие каменистые объекты; кроме того они “контролируют” рост молодых планет-гигантов. Изучение этих дисков на ранних стадиях формирования может помочь пролить свет на образование Солнечной системы, в частности, Галилеевых спутников Юпитера, которые, по мнению учёных, могли образоваться из подобного околопланетного диска около 4,5 миллиарда лет назад.

Изучая молодую звезду AS209 в созвездии Змееносца, расположенную в 395 световых годах от Земли, учёные наблюдали сгусток газа, излучающий свет в пустоте среди газа, окружающего звезду. Это и привело к обнаружению того, что околопланетный диск может окружать потенциальную планету, имеющую массу приблизительно как у Юпитера. Эта система уже более 5 лет привлекала внимание исследователей из-за наличия в протопланетном диске семи колец, которые могут быть связаны с формированием новых миров.

AS 209 — молодая звезда в созвездии Змееносца, которая, как выяснили астрономы, является материнской для одной из самых молодых среди обнаруженных экзопланет. Изображение: ALMA (ESO | NAOJ | NRAO), A. Sierra (U. Chile)

Учёные внимательно следят за системой, как из-за её удалённости, так и из-за возраста звезды. Сама экзопланета удалена от родного светила на 200 астрономических единиц (около 30 миллиардов километров), что бросает вызов нынешним представлениям о планетообразовании. Предполагаемый возраст звезды составляет около 1,6 миллионов лет, поэтому потенциальная экзопланета может стать самой молодой из всех ныне обнаруженных. Чтобы поставить точку в этом  вопросе, нужно продолжать наблюдения за AS209: учёные надеются, что работа телескопа им. Джеймса Уэбба поможет подтвердить существование планеты.

Лучший способ изучить формирование планет — это непосредственно наблюдать этот процесс вживую. Мы живём в удивительное время, когда есть такие телескопы как ALMA и JWST, благодаря которым мы имеем  эту возможность.

Джехан Бае, ведущий автор исследования