ПопулярноеРедакцияСвежее
ЛучшееОбсуждаемое

Астрономы обнаружили «спящую» чёрную дыру в соседней галактике

Взгляд художника на двойную систему VFTS 243, которая состоит из массивной звезды спектрального класса O и чёрной дыры. Изображение: ESO | L. Calçada

После шести лет наблюдений телескопа VLT, международная группа учёных обнаружила “спящую” чёрную дыру звёздной массы в соседней к нам галактике — Большом Магеллановом Облаке. Более того, выяснилось, что звезда, которая породила её, исчезла без каких-либо признаков сильного взрыва. Были и другие подобные кандидаты в чёрные дыры, но команда утверждает, что это первая «спящая» чёрная дыра звёздной массы, которая точно была обнаружена за пределами нашей галактики.

Чёрные дыры звёздных масс образуются, когда цикл жизни массивных звёзд подходит к концу и они сжимаются под воздействием собственной гравитации. В двойных звёздных системах, когда один объект вращается вокруг другого, этот процесс оставляет после себя чёрную дыру со светящейся звездой-компаньоном на орбите. Чёрная дыра находится “в спячке”, если от неё не исходит сильное рентгеновское излучение, как это обычно бывает у таких объектов. Поэтому их достаточно тяжело обнаружить, так как они слабо взаимодействуют с окружающей средой. Новая чёрная дыра как минимум в 9 раз тяжелее Солнца и вращается вокруг горячей голубой звезды, которая в 25 раз тяжелее нашего светила. При поиске было проверено более 1000 массивных звёзд в туманности Тарантул Большого Магелланова Облака, чтобы найти те, у которых компаньоном могла бы быть чёрная дыра.

Мы ищем такие двойные системы уже более двух лет. Я была потрясена, когда услышала про VFTS 243, который, на мой взгляд, является наиболее убедительным кандидатом на сегодняшний день.

Юлия Боденштайнер, сотрудница ESO

Открытие даёт команде возможность получить уникальный взгляд на процессы, происходящие при формировании чёрных дыр. Астрономы считают, что чёрная дыра звёздной массы образуется в результате коллапса ядра умирающей массивной звезды, но остаётся неясным, сопровождается ли это взрывом сверхновой.

Как учёный, который в последние годы открывал потенциальные чёрные дыры, я был настроен скептически. Звезда, сформировавшая черную дыру в двойной системе VFTS 243, судя по всему, полностью разрушилась без каких-либо признаков взрыва. Доказательства сценария «прямого схлопывания» появились недавно, но наше исследование, возможно, даёт одно из самых прямых указаний. Это несёт огромное значение для объяснения слияний черных дыр в космосе.

Томер Шенар, научный сотрудник Амстердамского университета

Команда надеется, что эта работа поможет в обнаружении других чёрных дыр звёздной массы в двойных системах – предполагается, что в Млечном Пути и Магеллановых Облаках существуют тысячи подобных объектов.

Ложный Wall-E

Вот что пишет про эту работу С. Попов > Очередной кандидат в двойные системы с неаккрецирующей черной дырой. На этот раз авторы клянутся, что данные очень надежные, и проблем с их интерпретацией нет (напомню, что было уже с десяток заявлений о том, что по спектральным датам заподозрено, что невидимый компонент двойной является черной дырой, но все случаи подвергались потом серьезной критике, см. также свежую статью arxiv:2207.07752). Особый интерес представляет то, что черная дыра должна была возникнуть без заметной дополнительной скорости. Когда наберется достаточная (десятки примеров) статистика по подобным системам с черными дырами, то это поможет лучше понять процесс возникновения черных дыр за счет коллапса ядер массивных звезд.

Кричащий Пол Атрейдес