ПопулярноеРедакцияСвежее
ЛучшееОбсуждаемое

Астрономы зафиксировали странный повторяющийся радиовсплеск

Расположенный в Канаде радиотелескоп CHIME. Изображение: Andre Renard | CHIME Collaboration

Астрономы из Массачусетского технологического института и университетов Канады и США обнаружили странный радиосигнал от далёкой галактики, который, судя по всему, повторяется с удивительной регулярностью.

Сигнал классифицировали как быстрый радиовсплеск (Fast Radio Bursts или FRB) — очень сильный всплеск радиоволн неизвестного астрофизического происхождения. Обычно FRB длятся не более нескольких миллисекунд, но новый сигнал имел продолжительность около трёх секунд, что в 1000 раз больше, чем у среднего FRB.

Новый сигнал получил название FRB 20191221A. На сегодняшний день это самый продолжительный повторяющийся быстрый радиовсплеск: его периодичность составляет 0,2 секунды.

Источник сигнала пока остаётся загадкой. Он находится в галактике, расположенной в миллиардах световых лет от Земли. После анализа характера радиовсплесков, команда учёных пришла к выводу, что сигнал имеет сходство с излучениями радиопульсаров и магнетаров в нашей галактике. Оба типа объектов являются разновидностями нейтронных звёзд. Главное различие между новым сигналом и радиоизлучением пульсаров и магнетаров в нашей галактике заключается в том, что, судя по всему, FRB 20191221A более чем в миллион раз ярче.

Это было необычно. Не очень долго, не более трёх секунд, но периодические пики были удивительно точные — бум, бум, бум — каждую долю секунды, как сердцебиение. Это первый раз, когда сам сигнал имеет выраженную периодичность.

Во Вселенной не так много объектов, которые излучают точные периодические сигналы. Например, в нашей галактике такими объектами являются радиопульсары и магнетары, которые вращаются и производят лучевое излучение, подобно маяку. Мы предполагаем, что новый сигнал может исходить от подобного объекта.

Даниэль Мичилли, Массачусетский технологический институт

Учёные надеются обнаружить больше периодических сигналов от этого источника. Во-первых, это помогло бы понять источник и природу нейтронных звёзд в целом, а во-вторых – использовать эти данные в качестве астрофизических часов. Например, по частоте радиовсплеска и изменению его по мере отдаления от Земли может определить скорость расширения Вселенной.

Первый быстрый радиовсплеск был обнаружен в 2007 году. Позже во Вселенной фиксировали сотни подобных сигналов. FRB 20191221A был пойман радиоинтерферометром CHIME, который расположен в Британской Колумбии (Канада). Именно он 21 декабря 2019 года уловил сигнал очередного быстрого радиовсплеска, что сразу же привлекло внимание учёных, которые обрабатывали входные данные.

CHIME обнаружил множество быстрых радиовсплесков с разными свойствами. Некоторые из них располагаются внутри турбулентных облаков, а другие выглядят так, как будто они находятся в чистой среде. По свойствам этого нового сигнала мы можем сказать, что наш новый источник окружен облаком плазмы, которое должно быть чрезвычайно турбулентным. Будущие телескопы смогут обнаруживать тысячи таких радиовсплесков в месяц, и тогда мы сможем увидеть намного больше периодических радиосигналов.