ПопулярноеРедакцияСвежее
ЛучшееОбсуждаемое

Новая пусковая платформа для ракеты SLS может стоить в несколько раз дороже, чем предполагалось

Аудит Офиса генерального инспектора NASA, опубликованный 9 июня, подверг критике как компанию производителя Bechtel, так и само агентство за перерасходы и задержки в работе над Mobile Launcher-2 (ML-2), который будет использоваться для запусков SLS блока 1B, начиная с миссии Artemis 4.

В июне 2019 года NASA заключило с Bechtel контракт на 383 миллиона долларов на разработку и изготовление ML-2 для доставки в NASA в марте 2023 года. До следующего марта сумма контракта выросла до 460,3 миллиона долларов из-за «изменений, обусловленных правительством», которые также сдвинули доставку платформы к январю 2024 года.

По оценке Bechtel, по состоянию на февраль этого года цена завершения проекта ML-2 выросла до 960,1 млн. долларов, а срок доставки увеличился к октябрю 2025-го. Затем ML-2 ждет больше года испытаний и проверок, прежде чем он будет готов к запуску Artemis 4.

Изображение Mobile Launcher 2 (ML2), платформы, которая рассчитана на более мощную версию SLS. Джерело: NASA/David Zeiters

Однако аудит отмечал, что общий анализ доверительного уровня, используемый NASA для оценки вероятности завершения проекта, прогнозировал лишь 3,9% вероятности завершения ML-2 по пересмотренному бюджету и графику. Используя 70-процентный уровень «доверия», являющийся стандартом NASA для оценок проекта, независимая группа по заказу Космического центра Кеннеди пришла к выводу, что ML-2 будет стоить почти 1,5 миллиарда долларов, а доставка будет выполнена не раньше ноября 2027 года. Это сдвинет запуск Artemis 4 на срок не раньше конца 2028 года.

«Bechtel недооценил общий объем и сложность проектирования и построения ML-2 в начале проекта», — говорится в отчете. Кроме того, были значительно недооценены рабочие часы и затраты на оборудование. Также возникли вопросы к весу ML-2, начальный целевой вес которого был около 5,4 миллиона килограммов, а после переоценок по состоянию на январь увеличился более чем на 400 000 килограммов.

Что касается «взноса» NASA, то росту затрат способствовало отсутствие окончательных требований к исследовательской верхней ступени (Exploration Upper Stage), используемых в блоке 1B SLS. К тому же NASA «пыталось мотивировать и улучшать работу Bechtel, используя структуру вознаграждений», выдав Bechtel почти половину от 16,8 миллионов долларов, которые он имел право получить с сентября 2021 года, несмотря на известные проблемы с разработкой ML-2.

Bechtel обжаловал выводы аудита, утверждая, что проверка не учитывает значимость влияния необходимых изменений дизайна. Также аудит «ложно объясняет значительное увеличение расходов плохой производительностью проекта, включая управление весом мобильной пусковой установки», что, по словам компании, было обоюдным с решением NASA.

Администратор NASA Билл Нельсон выразил свое разочарование по поводу ML-2 на слушаниях в Сенате 3 мая. Он сказал, что, хотя он встретился с исполнительным директором Bechtel, агентство мало что могло сделать с расходами из-за характера контракта «расходы плюс», когда подрядчик имеет право требовать дополнительных средств за изменения в проекте.

Нельсон использовал опыт агентства по ML-2, чтобы выступить за более широкое использование контрактов с фиксированной ценой. И сейчас NASA изучает, какие части договора ML-2 можно переформировать конкретно под такую ​​структуру.

Войдите, чтобы видеть ещё 51 комментарий, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.
Лучезарная Космическая Альпака

Такими темпами SpaceX к тому времени успеет разработать Starship 2.0, который будет в два раза круче, в два раза грузоподъемнее, в два раза дешевле сегодняшнего и тд. Даже если время Маска умножать на 2-3, то все равно Starship с людьми полетит раньше.

Расточительный Армстронг Н.

Как сказал бы Макрон и некоторые другие европейские политики : "Надо позволить СЛС сохранить лицо"

Начинающий Инопланетянин

Контракт заключили в 2019, полетит не ранее конца 2028... Это чего, 10 лет на строительство увеличенной на 10% в высоту копии уже имеющейся платформы? Совсем попильщики припухли там.