ПопулярноеРедакцияСвежее
ЛучшееОбсуждаемое

Украинские астрономы обнаружили кометы у другой звезды

Комета ISON на фотографии от 8 ноября 2021 года. На момент снимка она находилась в 156 миллионах километров от Земли. Фото сделано с пятиминутной выдержкой. Фото: NASA | Marshall Space Flight Center | Aaron Kingery

Команда астрономов, работающих в Главной астрономической обсерватории Национальной академии наук Украины открыла 5 новых экзокомет и подтвердила существование нескольких обнаруженных ранее. Их работа была опубликована в издании Astronomy & Astrophysics.

Кометы представляют для учёных шанс заглянуть в прошлое Вселенной, в частности – в химические процессы, связанные с формированием планет. Учитывая, насколько важную роль играли эти тела в ранние годы Солнечной системы, не могут ли экзокометы помочь нам понять историю других звёздных систем?

Новые экзокометы обращаются вокруг звезды Бета Живописца (β Pic), расположенной всего в 65 световых годах от Земли. Это светило намного моложе Солнца – его возраст оценивают всего от 10 до 40 миллионов лет по сравнению с 4,5 миллиарда – что даёт астрономам уникальный шанс увидеть первые годы жизни звёздной системы. Помимо комет, на орбите вокруг β Pic находится газовый гигант β Pic b массой в 11 Юпитеров и протопланетный диск диаметром около 60 миллиардов километров.

Это не единственные экзокометы, обнаруженные в системе β Pic: первая была открыта в 2019 году космической обсерваторией TESS; более ранние исследования выявили присутствие двух групп экзокомет с разными свойствами, обращающихся на разном расстоянии от звезды. Работа украинской команды добавила пять новых объектов в список обнаруженных напрямую (транзитным методом) экзокомет, начатый в 2017 году – тогда первый проход экзокометы на фоне далёкого светила заметили в данных телескопа «Кеплер».

Одним из секретов, который могут помочь раскрыть экзокометы, является периодическое неожиданное потускнение некоторых звёзд. Колебания их видимой яркости схожи с теми, что астрономы наблюдают у β Pic, однако имеют больший масштаб и происходят реже. Примером такого явления является нашумевшая «Звезда Табби» (KIC 8462852), потускнение которой вызвало интерес даже SETI.

Наконец, самым явным выводом из нового исследования является то, что экзокометы встречаются намного чаще, чем мы думали – как минимум, вокруг молодых звёзд. Астрономы ожидают, что в будущем TESS позволит открыть больше подобных объектов – и, конечно, не сомневаются в возможности телескопа им. Джеймса Уэбба помочь в дальнейших наблюдениях.

К сожалению, это – единственный вклад в изучение экзокомет, который мы успели совершить до того, как началась война. Однако после войны мы продолжим наблюдения.

Яков Павленко, старший научный сотрудник Главной астрономической обсерватории.