ПопулярноеРедакцияСвежее
ЛучшееОбсуждаемое

Астрономы обнаружили самый близкий из быстрых радиовсплесков

Источником оказался крайне необычный магнетар в спиральной галактике М-81.

Источником быстрых радиовсплесков могут выступать магнетары. Изображение: Daniëlle Futselaar, artsource.nl

Быстрые радиовсплески – непредсказуемые и чрезвычайно короткие события. Несмотря на длительность, измеряющуюся в тысячных долях секунды, каждый всплеск содержит в себе больше энергии, чем Солнце производит за день. Каждый день по всему небу можно наблюдать тысячи таких вспышек, но большинство из них исходят из галактик, удалённых от нас на миллиарды световых лет.

На этой неделе в изданиях Nature и Nature Astronomy были опубликованы две статьи, посвящённые быстрым радиовсплескам. В попытках определить источник всплесков, засечённых в 2020 году в созвездии Большой Медведицы, астрономы обнаружили нечто совершенно новое.

Объединив данные с 12 радиотелескопов в составе Европейской РСДБ-сети (EVN), учёным удалось отследить потоки энергии до окраин галактики Боде (M 81), удалённой от нас на 12 миллионов световых лет. На данный момент это – самый близкий из обнаруженных источников быстрых радиовсплесков.

Однако учёных поджидал ещё один сюрприз. Считается, что источниками быстрых радиовсплесков являются магнетары – сверхплотные остатки взорвавшихся звёзд. В этом же случае источником оказалось шаровое звёздное скопление, состоящее из звёзд на последних стадиях своего жизненного цикла – в таких условиях взрывы сверхновых происходят очень редко.

Быстрые радиовсплески, исходящие из шарового скопления – очень необычное явление. Большинство звёзд в этих структурах очень стары. Все обнаруженные до этого источники быстрых радиовсплесков были окружены намного более молодыми звёздами.

Кензи Ниммо, одна из руководителей исследования

Учёные пришли к выводу, что обнаруженный ими магнетар образовался из белого карлика, коллапсировавшего под действием собственной гравитации. Теорией предсказывалось, что подобные объекты могут существовать, но до этого момента ни одного не было обнаружено.

Сами вспышки тоже озадачили астрономов: их длительность оказалась ещё меньше, чем ожидалось.

Вспышки загорались и гасли в течении десятков наносекунд. Это означает, что их источник – чрезвычайно малый объект с диаметром в несколько десятков метров.

Схожие короткие, но чрезвычайно мощные сигналы наблюдались из пульсара в Крабовидной туманности. По мнению авторов исследования, это говорит о том, что обнаруженный объект действительно является магнетаром – хотя и в необычном месте.

Будущие наблюдения этой и других систем помогут окончательно определить, что именно открыли учёные – магнетар, пульсар, или даже чёрную дыру со звездой на её орбите.

Эти быстрые радиовсплески, возможно, могут рассказать нам много нового о том, как живут и умирают звёзды.

Франц Кирстен, один из руководителей исследования

Завистливый Эрролович

Насколько я понимаю, теперь Россия станет черной дырой, которую ученые смогут увидеть своими глазами.