PopularEditorialNew
BestОбсуждаемое

Астрономы обнаружили самую большую радиогалактику из известных

Сверхмассивные чёрные дыры, находящиеся в центре многих галактик, при определённом стечении обстоятельств вызывают формирование чрезвычайно длинных даже в космических масштабах струйных выбросов вещества, движущихся с околосветовой скоростью.

При этом захваченные гравитационным полем чёрной дыры межзвездные пыль и газ получают столь большую энергию, что переходят в ионизированное состояние и начинают излучать в широком диапазоне длин волн.

Галактика Алкионей в радиодиапазоне. Изображение: Martijn Oei et al.

Подобные объекты, видимые для земных радиотелескопов, и ранее привлекали внимание учёных. Но только сейчас, благодаря современным инструментам, международная группа астрономов из Нидерландов, Великобритании и Франции открыла самый протяжённый из когда-либо наблюдаемых радиоисточников.

Исследование проводилось при помощи радиоинтерферометра LOFAR, находящегося в Нидерландах. Этот инструмент настолько чувствителен, что специально для него было выбрано место в болотистых районах страны, наиболее удалённое от источников индустриального радиошума. Благодаря его сверхвысокой чувствительности и был обнаружен объект, ранее недоступный для наблюдения.

Активная в радиодиапазоне галактика находится на расстоянии около трёх миллиардов световых лет от нас. Но в то же время на небесной сфере она занимает площадь, соизмеримую с размерами полной Луны. Из-за большой удалённости галактики её очень трудно наблюдать. Объект имеет очень малый годичный параллакс, поэтому его пространственное положение мы можем оценить только очень приблизительно. По сути, мы видим всего лишь проекцию галактики на плоскость звёздного неба.

Но даже доступные данные говорят о том, что размеры обнаруженной галактики поистине колоссальные: протяжённость её «следа», по самым скромным оценкам, составляет около 16 миллионов световых лет и сравнима со ста галактиками типа нашего Млечного Пути.

Ещё одним спорным моментом является вопрос о том, что именно мы наблюдаем: собственно галактику, или простирающиеся далеко за её пределы струи разогнанного гравитацией чёрной дыры вещества.

Галактика получила имя Алкионей – в честь одного из персонажей древнегреческой мифологии. Она интересна не только сама по себе. Алкионей позволит нам более глубоко изучить нитевидную структуру Метагалактики и приблизится к пониманию причин её возникновения. Находясь, как и наша Галактика, в одной из нитей звёздной паутины, Алкионей в то же время является настолько разреженным и протяжённым объектом, что существенное влияние на его состояние оказывает и межзвёздная среда, находящаяся между волокнами паутины.

Сейчас общепринятым является мнение, что ответственными за сохранение ячеистой структуры Вселенной являются чёрные дыры, своей гравитацией «стабилизирующие» сеть.

Изучение открытой радиогалактики позволит нам понять, как взаимодействуют между собой гравитация чёрных дыр, «стягивающая» межзвездные газ и пыль, и влияние горячих струй от радиогалактик, согревающая вещество и являющееся причиной расширения нитей.

По-прежнему загадкой остаётся механизм образования столь протяжённой радиогалактики. Первая версия учёных о том, что родителем гиганта была либо исключительно массивная чёрная дыра, либо чрезвычайно большая плотность звёзд его ядре, оказалась несостоятельной. Алкионей, по современным оценкам, является типичной среди тысяч других галактик.

Ответ на этот, как и на многие другие вопросы, возникшие вследствие открытия, учёным еще предстоит найти.

Начинающий Питер Снепбек