ПопулярноеРедакцияСвежее
ЛучшееОбсуждаемое

Чёрная дыра в центре Млечного Пути оказалась непредсказуемой

Астрономам давно было известно о вспышках, которые регулярно испускает Стрелец А*, чёрная дыра в центре нашей галактики. Этой зимой команда учёных обнаружила намного более масштабные странности в поведении гиганта.

Это комплексное изображение центра Млечного пути со Стрельцом А* в центре получено слиянием наблюдений космической обсерватории Swift с 2006 по 2013 годы. Источник: NASA | Swift | N. Degenaar

Стрелец А* – мощнейший источник радио-, гамма- и рентгеновского излучения. Более того, каждый день чёрная дыра испускает вспышки, в сотню раз превышающие нормальный уровень её яркости. В попытке детальнее изучить это явление, команда астрономов под руководством аспиранта Алексиса Андреса проанализировала данные, собранные космическим телескопом Swift за прошедшие 15 лет, и обнаружила нечто неожиданное. Данные показывали высокую активность с 2006 года по 2008, а затем резкий спад на следующие 4 года; снова частота вспышек начала расти только в 2012-м.

Пока что учёным не удалось определить закономерности в изменении яркости чёрной дыры; они не исключают возможности того, что причиной изменений являются проходящие неподалёку звёзды или туманности. В ближайшие несколько лет команда надеется собрать достаточно данных, чтобы сделать окончательный вывод по поводу природы этого феномена.

Как именно возникают вспышки, остается неясным. Ранее считалось, что бóльшая часть вспышек возникает из-за прохождения газовых облаков или звёзд мимо черной дыры, но доказательств этому пока нет; также мы пока не можем подтвердить гипотезу о роли магнитных свойств газа, окружающего Стрелец А*.

Якоб ван ден Эйнден, соавтор статьи

Исследование было опубликовано в издании Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Войдите, чтобы видеть ещё 18 комментариев, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.