ПопулярноеРедакцияСвежее
ЛучшееОбсуждаемое

Астрономам удалось пронаблюдать смерть большой звезды

Команда учёных впервые запечатлела превращение красного сверхгиганта в сверхновую в реальном времени.

Последний год жизни красного сверхгиганта в представлении художника. Вокруг звезды заметно облако выделяемого ей газа – это возможное доказательство того, что некоторые из звёзд этого класса перед превращением в сверхновую гораздо активнее, чем считалось ранее.
Изображение: W. M. Keck Observatory | Adam Makarenko

Звезда, расположенная в галактике NGC 5731 на расстоянии 120 миллионов световых лет от Земли, впервые была обнаружена летом 2020 года при помощи телескопа Pan-STARRS. Ещё тогда астрономы заметили, что она излучает необычно много света. Всего через несколько месяцев светило превратилось в сверхновую, которой затем дали имя SN 2020tlf.

Это прорыв в нашем понимании того, что происходит в последние моменты жизни таких массивных звёзд. Нам никогда ранее не удавалось напрямую запечатлеть превращение красного сверхгиганта в сверхновую II типа.

Уайнн Джейкобсон-Галан, ведущий автор статьи

Учёные продолжили исследовать сверхновую при помощи инструментов обсерватории Кека. Астрономы обнаружили свидетельства того, что во время взрыва звезду окружало плотное облако газа – вероятно, его выделение и было причиной аномальной яркости незадолго до взрыва; дальнейшие наблюдения позволили определить, что масса звезды составляла 10 солнечных.

Именно высокая активность “родителя” сверхновой заинтересовала учёных: ранее все наблюдаемые незадолго до взрыва красные сверхгиганты казались гораздо стабильнее. Однако данные нового исследования показывают, что в некоторых случаях внутренняя структура подобных звёзд претерпевает значительные изменения, которые в конечном итоге приводят к бурному выбросу газа за несколько мгновений до коллапса.

Превращение красного сверхгиганта в сверхновую II типа в представлении художника. Видео: W. M. Keck Observatory | Adam Makarenko

Авторы работы предполагают, что их открытие усилит интерес научного сообщества к поиску аномально ярких красных гигантов.

Обнаружение других подобных сверхновых существенно повлияет на то, как мы представляем себе последние месяцы звёздной эволюции. Это объединит наблюдателей и теоретиков в поисках разгадки тайны того, как гигантские звёзды проводят последние моменты своей жизни.

Открытие было опубликовано в издании The Astrophysical Journal.

Источник: Обсерватория Кека

Войдите, чтобы видеть ещё 30 комментариев, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.
Лучезарный Инопланетянин

На всякий случай, напоминаю всем, что сравнительно недавно, камрад Alexandr Tarlakovsky·разместил на Alpha Centauri ссылку на замечательное видео, посвященное сверхновым, от канала "Улица Шкловского"

Вроде увидеть отдельные звёзды в других, достаточно отдаленных галактиках, до их взрыва всегда было проблематично. Эта звезда была на столько яркой или как ее увидели?

Замечательный Знайка