PopularEditorialNew
BestОбсуждаемое

Три проекта частных космических станций получили финансовую поддержку от NASA

Ранее в этом году NASA объявило о том, что будет финансировать разработку частных космических станций. Теперь в агентстве выбрали трёх главных кандидатов.

Проект орбитальной станции Starlab разработки Nanoracks, Voyager Space и Lockheed Martin. Изображение: Nanoracks/Lockheed Martin/Voyager Space

2 декабря NASA выделило более 400 миллионов долларов США трём группам компаний на проектирование частных космических станций в рамках инициативы по поиску замены для МКС. Награды были выданы в рамках программы Commercial LEO Destinations (CLD). Полученные средства позволят компаниям работать над своими проектами вплоть до 2025 года.

Самой большой награды в размере 160 миллионов долларов удостоилась команда из Nanoracks, Voyager Space и Lockheed Martin. 21 октября эти компании презентовали свой проект космической станции под названием Starlab; по их словам, станция может быть готова к эксплуатации уже к 2027 году.

Сумму в 130 миллионов долларов присудили компании Blue Origin и другим участникам представленного 25 октября проекта Orbital Reef. Кроме компании Джеффа Безоса, разработкой различных компонентов станции занимаются такие предприятия, как Boeing, Redwire и Sierra Space.

Базовая конфигурация станции Orbital Reef, разработку которой возглавляют Blue Origin и Sierra Space. Ввод в эксплуатацию планируется во второй половине 2020-х. Изображение: Orbital Reef.

Наконец, 125,6 миллионов долларов получила Northrop Grumman со своим ранее не представленным безымянным проектом. Эта станция будет создаваться в партнёрстве с Dynetics и другими, пока неизвестными компаниями. Northrop Grumman будет опираться на свой многолетний опыт работы с NASA и проверенные временем наработки – например, космический корабль Cygnus и аппараты серии Mission Extension Vehicle; также упоминается находящийся в разработке модуль HALO станции Lunar Gateway. Что интересно, директор Northrop Grumman по развитию бизнеса в сфере пилотируемых исследований Рик Мастраккио заявил о возможности за один запуск вывести на орбиту объект, способный принять экипаж из четырёх человек с перспективой дальнейшего расширения.

Модульная станция Northrop Grumman в представлении художника. Изображение: Northrop Grumman

Три проекта были выбраны NASA из 11 предложений, полученных агентством в августе. По словам директора отдела коммерческих космических полётов NASA Фила Макалистера, почти все предложения представляли собой жизнеспособные варианты создания станций на низкой околоземной орбите.

Во втором этапе программы, который начнётся в середине 2020-х, наряду с перечисленными победителями будут иметь право участвовать и иные компании. Его целью станет заключение NASA контрактов на сертификацию коммерческих космических станций с целью последующего их использования астронавтами агентства и первых шагов в эксплуатации.

Компания Axiom Space, также ведущая разработку своей собственной станции, заявила, что не принимала участия в отборе:

Учитывая то, что темпы разработки позволяют обеспечить вывод первого модуля Axiom Station на орбиту в конце 2024 года, а также серьезную поддержку со стороны рынка, Axiom приняла решение отказаться от участия в программе CLD.

Станция Axiom Space в представлении художника. Изображение: Axiom Space

Победители были объявлены через два дня после публикации доклада Управления генерального инспектора NASA (OIG), в котором говорилось о разрыве между началом эксплуатации коммерческих станций и окончанием работы МКС. В отчёте говорится, что, хотя первоначальные стремления NASA по поддержке коммерческих станций «выглядят многообещающе», некоторые стороны этой инициативы – особенно стоимость и график – вызывают озабоченность. В документе заостряется внимание на том, что даже в случае завершения разработки в 2025-м шансы иметь готовую коммерческую платформу к 2030-му весьма малы.

Эти же опасения разделяет и Макалистер, который добавил, что такая пауза в присутствии США на низкой околоземной орбите будет иметь катастрофические последствия для орбитальной экономики. По его словам, как раз для сокращения этого разрыва финансирование присуждается именно сейчас.

Компании же, в свою очередь, настаивают на том, что их проекты будут готовы к концу десятилетия и впишутся в предложенный NASA график. Так, Брент Шервуд, старший вице-президент по перспективным разработкам Blue Origin, утверждает, что все системы, необходимые для Orbital Reef, будут готовы в течение нескольких лет – включая Boeing CST-100 Starliner, а также Dream Chaser разработки Sierra Space.

На 2022 год NASA запрашивает 101,1 миллиона долларов на развитие программы коммерциализации низкой околоземной орбиты. И, хотя ещё неизвестно, предоставит ли правительство США всю запрашиваемую сумму, планы в рамках программы CLD предполагают полный объём финансирования как на 2022, так и на последующие годы. По словам Макалистера, в случае нехватки средств возможен пересмотр некоторых целей программы для адаптации к новым условиям.

Источники:
Дополнительно:
Доклад Управления генерального инспектора NASA (PDF)

Войдите, чтобы видеть ещё 12 комментариев, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.
Экономная Гвинн Шотвелл

>Компании же, в свою очередь, настаивают на том, что их проекты будут готовы к концу десятилетия и впишутся в предложенный NASA график. Так, Брент Шервуд, старший вице-президент по перспективным разработкам Blue Origin, утверждает, что все системы, необходимые для Orbital Reef, будут готовы в течение нескольких лет – включая Boeing CST-100 Starliner, а также Dream Chaser разработки Sierra Space Ага - Боинг и БО всегда выдерживают сроки :)

Ложный Бори Труно

Ну, вот и замена МКС. Причём, я более чем уверен, что ребята из NG, по итогу, нагнут всех. Во-первых, их станция - это проверенные компанией и доступные ей технологии. Половина станции - это тупо удлинённый Сайгнус, который они хотели использовать ещё для Лунной станции, как снабженца. Т.е. часть работ по нему уже сделана, да и, вообще, там из нового только увеличение модуля ПН и всё. Сзади него, либо какой-то адаптер, либо энергетический сервисный модуль Сайгнуса, чутка переделанный под нужды станции. Второй модуль - это потолстевший Сайгнус, но с новой структурой. На него потратят больше всего времени. Т.е. компания сделала лего из своей же продукции и сделала себе станцию. Более того, NG обещали использовать опыт MEV, а это орбитальный сервис обслуживания, т.е. возможно автоматизированное обслуживание станции дронами. Во-вторых, NG единственные, кто не тянет резину. А LM со своими "не зависимыми от LM" коллегами, делают тупо одномодульную станцию... Что очень не очень, т.к. любой другой проект подразумевает рост и развитие, тут же тупо делается под ТЗ, без закладки возможности развития. Так что, ставлю на NG. Они большую часть нужного уже создали, допилить напильником и проверить правильность допилов.

Грустный Спок

Больше станций хороших и разных! Лучше обитаемые станции чем мусор!