ПопулярноеРедакцияСвежееЛучшее
Итоги года

Будущее, которое так и не наступило

Модель посадочного аппарата миссии Viking 3.
NASA

Во времена, предшествовавшие эпохе Интернета, основным средством получения информации об освоении космоса были книги и печатные периодические издания. А их поиск занимал немало времени. Я помню, как спустя пару недель после окончания средней школы — в июне 1980 года, мне на руки попалась новая книга Роберта Пауэрса в мягкой обложке – только что опубликованное переработанное издание Planetary Encounters: The Future of Unmanned Spaceflight. В дополнение к краткому обзору истории исследования планет, книга также включала в себя обсуждение будущих миссий на планеты, которые находились на различных стадиях изучения и разработки в конце 1970-х годов. Для такого молодого энтузиаста космических исследований, как я, эта книга оказалась настоящей находкой.

В течение всего лета, которое предшествовало моему первому семестру в колледже, я несколько раз перечитывал эту книгу и получил последнюю имеющуюся информацию о различных миссиях : Pioneer Venus Orbiter, Viking, результаты посещения Voyager Юпитера и сведения о встрече Pioneer 11 с Сатурном. Я также ознакомился со всеми подробностями предстоящего посещения аппаратом Voyager Сатурна, ходом выполнения миссии орбитального аппарата/зонда Galileo, последней информацией о проектируемой миссии по сближению с кометой Галлея и многими другими предлагаемыми миссиями.

Чего я не понимал на тот момент, так это того, что Золотой век исследования планет, в котором я вырос, уже подходил к концу. Voyager продолжит свой полёт к Сатурну, а миссия Galileo столкнётся с многолетними задержками, связанными с проблемами космического челнока. И из-за перерасхода средств в сочетании с сокращением бюджетных ассигнований на науку ни один из предложенных проектов, о которых я читал в 1980 году, не был осуществлён. К моему большому разочарованию в последующие годы, ужасный “Большой перерыв” в исследовании планет в 1980-х годах только начинался.

Недавно я откопал книгу Пауэрса и ещё раз просмотрел. Я вспомнил судьбу удивительных проектов и ощутил горечь разочарования от того, как всё обернулось — печальный итог политики сокращения бюджета. Ниже приводится краткое изложение предполагаемых миссий, основанное на списке из книги Пауэрса и во что это всё в итоге вылилось.

Меркурий

Flyby 1982 1982
Orbiter 1984 1985
Lander 1988 1989
Sample Return 1992 1993

К 1980 году лишь половина поверхности Меркурия была нанесена на карту — это было одной из целью аппарата Mariner 10, которую он и выполнил во время трëх пролëтов возле планеты. Ну а среди возможных миссий, которые рассматривали Пауэрс, ни одна так и не была профинансирована. Пролётная миссия 1982 года, подобно Mariner 10 использующая гравитационный манёвр у Венеры, могла бы помочь с исследованием другой половины Меркурия также с довольно близкого расстояния. А по общему мнению лучшим вариантом была бы отправка орбитального аппарата в 1984 году, позволившая бы провести исследование всей планеты.

Космический аппарат NASA MESSENGER на орбите Меркурия. Миссия достигла своей цели на 26 лет позже чем планировалось изначально.
NASA/Johns Hopkins University Applied Physics Laboratory/

Как оказалось, Меркурий являлся довольно второстепенной целью, и лишь в 2004 году аппарат NASA MESSENGER (MErcury Surface, Space ENvironment, GEochemistry and Ranging) был отправлен с долгожданной миссией. MESSENGER вышел на орбиту в марте 2011 года (спустя четверть века после выхода книги) после серии многочисленных гравитационных манёвров. С окончанием миссии MESSENGER, планируется отправка аппарата ESA BepiColombo, старт которого запланирован в апреле 2018 года (миссия была успешно отправлена в октябре того же года). Разработка же спускаемого аппарата и миссии по возвращению образцов на сегодняшний день даже не рассматриваются.

Венера

VOIR Radar Mapper 1983 1983
Orbiter 1986 1986
Lander 1988 1989
Aerial Rover 1992 1992
Lander/Rover 1998 1999

На момент опубликования книги Роберта Пауэрса в 1980 году, аппарат американского космического агентства Pioneer Venus Orbiter только-только начал свою работу. А на поверхность планеты успешно высаживал свои аппараты, начиная с 1970 года, лишь Советский Союз. За успешными миссиями Venera 13 и 14, которые были запущены осенью 1981 года, последовали последние на сегодняшний день миссии спускаемых аппаратов VEGA 1 и 2, которые достигли Венеры в июне 1985 года.

Предлагаемая миссия VOIR (Venus Orbiter Imaging Radar) предназначалась для создания карты Венеры с высоким разрешением с использованием новейших методов радиолокации с синтезированной апертурой, впервые продемонстрированных миссией NASA SEASAT. К сожалению, в 1981 году новая администрация Рейгана решила сократить бюджет NASA и распорядилась отменить одну из разрабатываемых на тот момент АМС. Поскольку проектирование Galileo шло полным ходом, от миссии к Венере решили отказаться. В 1983 году был предложен значительно «похудевший» аппарат — Venus Radar Mapper(VRM), затраты на постройку которого решили сократить путём использования запасных частей для других миссий, а в 1985 году он был переименован в Magellan. Но прежде чем Magellan отправился в путь, Советский Союз запустил Venera 15 и 16 в июне 1983 года, которые провели радиолокационное картирование планеты и получили детальные топографические карты приполярных областей.

В целях экономии было решено использовать, где только возможно, готовые технические решения предыдущих космических проектов США. Так на «Магеллане» появились остронаправленная антенна диаметром 3,7 м и радиосистема из программы «Вояджер», система управления и передачи данных, процессор управления ориентацией, бортовые магнитофоны, подсистемы питания — из эксперимента «Галилео». Разработанное специально для «Магеллана» оборудование составляло лишь 30% всей массы космического аппарата. В основном, это радиолокационная система и солнечные панели.

Космический аппарат «Магеллан»

Аппарат Magellan, который достиг Венеры на семь лет позже чем планировалось, готовится к запуску.
NASA/JPL

После серии задержек, вызванных аварией космического челнока Challenger в 1986 году, Magellan был запущен с космического челнока Atlantis во время миссии STS-30 в мае 1989 года. Аппарат достиг Венеры в августе 1990-го и проработал 4 года. С тех пор исследованиями планеты занимались две межпланетные станции — Venus Express и японский «Акацуки».

Марс

Орбитальный аппарат/спускаемый аппарат Viking 3 1983 1984
Orbiter/Rover 1986 1986
Sample Return 1988 1988

Когда книга Пауэрса вышла в 1980 году, космический аппарат Viking уже завершил свою основную миссию почти четырьмя годами ранее. Орбитальный аппарат Viking 2 перестал функционировать в 1978 году, а контакт с посадочным модулем был потерян в апреле 1980 года. Орбитальный аппарат Viking 1 должен был замолчать в августе 1980 года, но спускаемый аппарат продолжал работать до тех пор, пока ошибка оператора преждевременно не завершила его расширенную миссию на поверхности в ноябре 1983 года. В конце 1970-х годов ходили разговоры о проекте миссии Viking 3, с возможно передвигающимся спускаемым аппаратом. Но к 1980 году все усилия JPL на «марсианском» направлении были сосредоточены на разработке технологии rover

.

Марсоход Sojourner прибыл на Марс 4 июля 1997 года. Этот ровер достиг Красной планеты более чем на десятилетие позже, чем было планировалось.
NASA/JPL

К сожалению, эти миссии также были отложены из-за сокращения бюджета. В конечном счёте, было рассмотрено увеличение бюджета в сочетании с менее дорогостоящими подходами к исследованию планет : начиная с программы Observer, которая стремилась адаптировать проверенные спутниковые системы для планетарной миссии. После череды переносов и перерасхода средств Mars Observer был запущен в сентябре 1992 года только для того, чтобы потерпеть неудачу. За этой неудачей последовал Mars Global Surveyor, который успешно вышел на орбиту Марса в сентябре 1997 года. Этому предшествовал полёт Mars Pathfinder, который совершил посадку на Марсе 4 июля 1997 года с небольшим марсоходом (более чем на десятилетие позже, чем предсказывал Пауэрс). За этими миссиями последовал более или менее успешный поток миссий как на орбиту так и на поверхность планеты.

Астероиды

Ceres Flyby 1981 1983
Eros Flyby 1984 1985

К 80-м г.г. прошлого века технологии уже позволяли сконструировать и отправить аппарат к астероидам, но данные миссии не были в приоритете, тем более это сказывалось на момент сокращения бюджета в начале 80-х — практически все силы были отданы на отправку постоянно откладываемой миссии Galileo. В Советском Союзе рассматривалась возможность полёта к Весте в середине 1980-х годов, но она так и не материализовались.

После катастрофы космического челнока Challenger в 1986 году использовать разгонный блок Centaur не получалось, что вынудило команду миссии Galileo переключиться на менее мощный (но несколько менее опасный) разгонный блок IUS и окольный маршрут к Юпитеру, включающий несколько гравитационных манёвров. К счастью, этот более длинный путь позволил аппарату пролететь мимо астероидов Гаспра в октябре 1991 года и Ида в августе 1993 года. Первой миссией к астероиду стала NEAR Shoemaker, запущенная в 1996 году. NEAR (позже он будет называться NEAR-Shoemaker) использовал гравитацию Земли для корректировки курса смог выйти на орбиту вокруг Эроса в День Святого Валентина 2000 года.

Аппарат NEAR готовится к запуску в рамках первой миссии к астероиду. NASA/APL

А осенью 2007 года с мыса Канаверал стартовала миссия Dawn, приоритетными целями которой являлось исследование астероида Веста и карликовой планеты Церера. Аппарат достиг Цереры в апреле 2015 года (в оптимистичном прогнозе автора книги стояла дата — 1983 год).

Войдите, чтобы видеть ещё 28 комментариев, участвовать в обсуждении и не видеть рекламу.
Качественная Алиса Селезнёва

Да, быстро продвигается то, что приносит прибыль. Космос пока только вложение любопытных. Мало кто хочет вкладывать капитал с окупаемостью через сто лет.

Начинающая Лея С.

Спасибо за статью! Тоже очень люблю историю исследований Солнечной системы. У меня есть чем то схожая, для юношества, советская книга :) Надо будет как то..)

Отличный Сергей Королёв

На указанный промежуток времени попадает как замедление исследований при помощи автоматов так и человеком. Нужно признать, что для этого имелись общие предпосылки, вроде потери интереса к исследованию космоса вообще. Зато другие области как, например, ИТ развивалась много быстрее. Это нужно иметь ввиду и теперь, рассматривая намечающуюся новую гонку в космосе.