ПопулярноеРедакцияСвежееЛучшее
Итоги года

Китайский радиотелескоп зафиксировал рекордное количество быстрых радиовсплесков

Самая интенсивная зарегистрированная последовательность всплесков длилась с августа по октябрь 2019. Учёных заинтересовали не только частота и количество вспышек, но и широкий диапазон яркости среди них – это может стать подсказкой к разгадке природы подобных явлений.

Исследование было опубликовано в журнале Nature 13 октября.

Сотрудник проводит обслуживание отражающих панелей радиотелескопа FAST при помощи специального механизма с использованием наполненного гелием баллона диаметром 7,6 метра, который призван помочь снизить вес тела. Фото: Alamy

Все всплески исходили из одного источника, FRB-121102, который находится в карликовой галактике в трёх миллиардах световых лет от нас. Он известен своей активностью: ещё до рекордных наблюдений FAST он уже произвёл почти 350 зарегистрированных вспышек.

Новое исследование воспользовалось сверхвысокой чувствительностью радиотелескопа, что позволило учёным засекать даже самые слабые сигналы. Интенсивность достигала 122 вспышек в час, что превышает показатели любого другого зарегистрированного источника радиовсплесков.

Астрономы разделили вспышки на две категории: с высокой яркостью и с низкой. Как утверждает соавтор статьи Дункан Лоример, это может быть свидетельством того, что за их формирование отвечают два разных механизма. Их природа пока что неизвестна, но авторы считают, что высокая энергия и отсутствие периодичности как минимум указывает на то, что FRB-121102 не исходит из изолированного компактного объекта, такого как вращающаяся нейтронная звезда или чёрная дыра.

С таким выводом согласны не все: так, по мнению Цзыгао Дай, физика из Научно-технического университета Китая, источником может быть магнетар – особый тип нейтронных звёзд с очень сильным магнитным полем.

Радиотелескоп FAST. Источник: ChinaFotoPress

Хотя FAST не спроектирован для обнаружения быстрых радиовсплесков, его высочайшая чувствительность позволяет обнаружить то, что другие телескопы бы упустили. Поэтому для подобных исследований FAST используют вместе с другими радиотелескопами: так, канадский CHIME хорошо подходит для поиска радиовсплесков благодаря своему полю зрения, покрывающему половину неба.

FAST очень хорошо подходит для таких исследований, как наше – глубокий анализ повторяющихся радиовсплесков.

Дункан Лоример, соавтор статьи, первооткрыватель быстрых радиовсплесков

В будущем FAST будет продолжать наблюдения за FRB-121102 и не только: по словам ведущего автора статьи Ли Ди, его команда работает над другим источником, поведение которого “ещё более радикально”. Всего при помощи телескопа в ходе проекта Commensal Radio Astronomy FAST Survey, или CRAFTS, было обнаружено 6 новых быстрых радиовсплесков, включая один повторяющийся.

Нервная Эллен Рипли