Информация по пуску Falcon 9 (Iridium-3)

Дата: 9 октября 2017.
Пусковое окно: 15:37 по Киеву/МСК.
Место: стартовый комплекс 4Е, база ВВС Ванденберг, Калифорния, США.
Ссылка на трансляцию: Alpha Centauri
Посадка: будет, на автономную платформу Just Read The Instructions в Тихом Океане.
Ступень ранее не использовалась, это её первый пуск.

Основная миссия: Третья миссия SpaceX по заказу Iridium и 14-й пуск для РН Falcon 9 в этом году. SpaceX обеспечит запуск третьего десятка спутников Iridium нового поколения. Первая «пачка» спутников была выведена в январе этого года, вторая — в июне.

Iridium NEXT — инновационные спутники связи, способные (как и система их предшественников) покрыть и обеспечить подключение по всей площади земной поверхности. Помимо 66 спутников, которые находятся на орбите и работают постоянно, компания Iridium позаботилась о запасных вариантах и вывела на орбиту 7 «запасных» аппаратов. Новое поколение устройств (полностью совместимых с предыдущей системой) запустят в том же количестве: 66 непрерывно работающих спутников на орбите, ещё 6 запасных в космосе и 9 запасных на Земле.

Спутники построены на базе космической платформы ELiTeBus компанией Thales Alenia Space. Вес каждого из них составляет 860 кг. Размеры аппарата в сложенном состоянии — 3,1 × 2,4 × 1,5 м. Два разворачиваемых двухсегментных крыла арсенид-галлиевых солнечных батарей с размахом 9,4 м обеспечивают до 2200 Вт электроэнергии. Для маневрирования и удержания орбиты используются 8 гидразиновых двигателей с тягой 1 Н каждый, топливный бак вмещает 141 кг гидразина. Ожидаемый срок службы спутников — 15 лет. Рабочие орбиты спутников Iridium NEXT находятся на высоте 780 км с наклонением 86,4° и периодом обращения около 100 минут, в шести орбитальных плоскостях по 11 аппаратов в каждой. По мере запуска они будут постепенно заменять спутники первого поколения. Старые спутники будут сводить с орбиты с последующим сгоранием их в атмосфере. Запасные спутники будут располагаться на орбите высотой 667 км.

Эмблема миссии Iridium-3. Игра слов: leo (лев на латыни) и LEO (low-Earth orbit, низкая околоземная орбита, на которой работают спутники Iridium). (Credit: Iridium)

РН: Falcon 9 — двухступенчатая ракета, полностью разработанная SpaceX, уже успела совершить 27 полётов в разных модификациях. Данная модификация под названием Full Thrust — третья для Falcon 9, и благодаря ряду улучшений позволяет выводить на орбиту более тяжелые грузы. Среди изменений в этой версии — модифицированные двигатели Merlin 1D, которые используются на полную тягу; вмещается еще больше топлива. В качестве горючего используется ракетное топливо-1 (RP-1, керосин) и жидкий кислород в качестве окислителя. Эти компоненты закачиваются сверхохлаждёнными, поскольку тогда они имеют большую плотность, и позволяют вместить в один и тот же объем большую массу топлива. На низкую околоземную орбиту Falcon 9 Full Thrust может выводить до 22 800 кг полезной нагрузки, а на геопереходную — до 8300 кг. Также указывается, что ракета может вывести до 4020 кг к Марсу, но такие полёты еще впереди.

Приземление первой ступени после запуска Iridium-2 в июне 2017 (Credit: SpaceX)

Первая ступень оснащена 9 двигателями Merlin, разработанными SpaceX (по количеству двигателей и название ракеты — Falcon 9). Каждый из них выдает до 914 кН тяги в вакууме. Двигатели расположены так называемой октасеткой — 8 по кругу и 1 в центре. В таком расположении они позволяют поддержать миссию даже при отказе одного или двух двигателей. Такая способность из всех ракет есть только у Falcon 9. К тому же, двигатели Merlin способны регулировать тягу, что играет важную роль при посадке первой ступени.

Со второй ступенью первую соединяет композитная структура, которая содержит механизм разделения ступеней. После отделения на высоте около 80 км, первая ступень начинает свой путь назад, а вторая — продолжает основную миссию. Вторая ступень имеет один двигатель Merlin. Оптимизированный для работе в вакууме, он выдает до 934 кН и отрабатывает около 6 минут полёта, после чего полезная нагрузка — грузовой корабль Dragon или какой-нибудь спутник — отделяется и выводится на нужную орбиту.