Информация по пуску Falcon 9 (X-37B OTV-5)

Дата: 7 сентября 2017.
Пусковое окно: 16:50 — 21:55 UTC+3. Старт запланирован не ранее 17:00.
Место: стартовый комплекс 39А, космический центр им. Кеннеди, мыс Канаверал, Флорида, США.
Ссылка на трансляцию: Alpha Centauri
Возвращение первой ступени: запланировано, в посадочную зону LZ-1.

Основная миссия: X-37B, также известный как OTV (Orbital Test Vehicle — испытательный орбитальный аппарат) — это многоразовый космический корабль, разработанный компанией Boeing.
В 1999 году NASA заключила контракт с Boeing по созданию многоразового орбитального корабля, причём в финансирование проекта вложились также ВВС США. В ходе разработок была построена уменьшенная модель в виде испытательного корабля Х-40, на котором проверялись аэродинамические свойства и навигация будущего Х-37. Позднее, в 2004 году, программа была передана Управлению перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (или просто DARPA) и проект стал засекреченным, а теперь находится под руководством ВВС США. В рамках программы было построено два корабля X-37B, каждый из которых уже побывал на орбите дважды. Какой из них летит в этот раз — не сообщается.

Х-37B часто называют «мини-шаттлом»: будучи в четыре раза меньше кораблей программы Space Shuttle, Х-37B по аэродинамическим свойствам очень их напоминает. Массой около 5 тонн, он может выводить на орбиту до 900 кг полезной нагрузки. В отличие от шаттлов, Х-37B построен с использованием более лёгких композитных материалов, а не алюминия; теплозащитные плитки легче и выносливее, чем те, которые использовались на шаттлах. Вместо гидравлики для управления при полёте используются электромеханические приводы.
Изначально предполагалось запускать X-37B на орбиту с помощью космических шаттлов, а потому размах крыла космоплана (4.7 м) определяли размеры грузового отсека шаттла. Длина корабля составляет 8.9 м, он оснащён одним ЖРД Aerojet AR2-3; хвостовое оперение у корабля V-образное. Запускается корабль на носу ракеты, защищённый головным обтекателем, на низкую околоземную орбиту высотой 200—750 км. Энергоснабжение в космосе обеспечивается выдвижными солнечными панелями с арсенид-галлиевыми фотоэлементами и литий-ионными аккумуляторами. Причём на орбите корабль может оставаться достаточно долго — последний полёт OTV-4 продолжался больше 700 дней. Поскольку X-37B беспилотный, управление осуществляется дистанционно с Земли, с возможностями автономного возвращения и приземления.

Эмблема миссии (Credit: SpaceX)

Для чего предназначен X-37B, конечно же, точно неизвестно. Он может выводить на орбиту научные и технологические эксперименты с последующим возвращением на Землю; возможно, X-37B испытывает системы слежения или вооружения на орбите. Однако основные цели миссии остаются засекреченными.

Это уже пятый полёт X-37B и первый раз, когда он выводится не с помощью РН Atlas V.

РН: Falcon 9 — двухступенчатая ракета, полностью разработанная SpaceX. До этого в ходу была модификация под названием Full Thrust — третья для Falcon 9, которая благодаря ряду улучшений позволяла выводить на орбиту более тяжелые грузы. Среди изменений в этой версии — модифицированные двигатели Merlin 1D, которые используются на полную тягу; вмещается еще больше топлива. В качестве горючего используется ракетное топливо-1 (RP-1, керосин) и жидкий кислород в качестве окислителя. Эти компоненты закачиваются сверхохлаждёнными, поскольку тогда они имеют большую плотность, и позволяют вместить в один и тот же объем большую массу топлива. Данная же миссия станет уже вторым полётом новой модификации Falcon 9 под названием Block 4, которая включает повышенную тягу двигателей Merlin 1D и ряд других обновлений.

(Credit: Robin Seemangal)

На низкую околоземную орбиту Falcon 9 Full Thrust может выводить до 22.800 кг полезной нагрузки, а на геопереходную — до 8300 кг. Также указывается, что ракета может вывести до 4020 кг к Марсу, но такие полёты еще впереди.
Первая ступень оснащена 9 двигателями Merlin, разработанными SpaceX (по количеству двигателей и название ракеты — Falcon 9). Каждый из них выдает до 914 кН тяги в вакууме. Двигатели расположены так называемой октасеткой — 8 по кругу и 1 в центре. В таком расположении они позволяют поддержать миссию даже при отказе одного или двух двигателей. Такая способность из всех ракет есть только у Falcon 9. К тому же, двигатели Merlin способны регулировать тягу, что играет важную роль при посадке первой ступени.

Со второй ступенью первую соединяет композитная структура, которая содержит механизм разделения ступеней. После отделения на высоте около 80 км, первая ступень начинает свой путь назад, а вторая — продолжает основную миссию. Вторая ступень имеет один двигатель Merlin. Оптимизированный для работе в вакууме, он выдает до 934 кН и отрабатывает около 6 минут полёта, после чего полезная нагрузка — грузовой корабль Dragon или какой-нибудь спутник — отделяется и выводится на нужную орбиту.