Информация по пуску Falcon 9 (CRS-14)

Дата: 2 апреля 2018.
Пусковое окно: 20:30 UTC/23:30 по Киеву/Москве.
Место: стартовый комплекс 40, база ВВС США, мыс Канаверал, Флорида, США.на карте
Ссылка на трансляцию: Alpha Centauri
Посадка: не планируется.
Первая ступень: второй полёт, Block 4.

Основная миссия: Это 14-я миссия грузового транспортного корабля Dragon в рамках программы коммерческого снабжения МКС. На станцию он доставит 2647 кг полезной нагрузки: 1721 кг приходится на научный груз, запасы для экипажа и различное оборудование, размещённое внутри герметичного отсека. В негерметичном отсеке будут доставлены 926 кг — три прибора для установки снаружи станции. Капсула Dragon используется повторно, до этого корабль уже посещал МКС в 2016 году в рамках миссии CRS-8. Из нового у этого корабля только негерметичный отсек, солнечные панели (которые сбрасываются каждый раз при возвращении в атмосферу) и теплозащитное покрытие. В целом корабли Dragon этого поколения сертифицированы на три повторных полёта. Также это будет уже вторая миссия для NASA, в запуске которой повторно используется первая ступень ракеты и сам корабль.

Эмблема миссии

Среди научного груза на борту Dragon целый ряд экспериментов, из которых большую часть, как всегда, составляют биологические исследования. Например, эксперимент MARROW, в рамках которого будет изучаться влияние невесомости на костный мозг. Один из экспериментов, первый в своём роде, будет изучать влияние невесомости на поведение бычьей и человеческой спермы.
Многие из исследований на МКС посвящены изучению роста растений. Поскольку большинство подобных экспериментов проводилось на двудольном растении Arabidopsis thaliana, в этот раз на станцию отправятся семена однодольного растения Brachypodium distachyon, чтобы заполнить пробел в данных и сравнить результаты развития растений двух групп. Ещё одно из исследований, связанное с ростом и развитием растений в условиях невесомости, запускается компанией Budweiser. На станцию отправятся 20 зёрен ячменя, половина из которых будет возвращена на Землю пророщенными.

Отправляются и новые инструменты для проведения самих экспериментов. Это разработанная и произведённая компанией Techshot платформа для создания условий гравитации от невесомости до 2G. Установка имеет две центрифуги с 12 модулями для образцов, для каждого из которых можно настраивать индивидуальные условия среды — температуру, влажность, — и получать видео в режиме реального времени или фотоотчёты.

Различные растения в установке Veggie (Credit: NASA)

Ещё одно устройство — обновление PONDS для контейнера Veggie, в котором выращиваются различные растения. Система модулей PONDS будет более эффективно обеспечивать растения водой и питательными веществами. До этого астронавтам вручную впрыскивать воду в питательную подушку, из которой растения получают питательные вещества; теперь же процесс поливки будет проходить автоматизированно, в системе специальных контейнеров. Астронавты снова займутся выращиванием капусты, часть из которой потом вернётся на Землю для анализа (а лишнюю часть урожая астронавтам разрешат съесть). К тому же благодаря PONDS можно будет расширить ассортимент выращиваемых растений — до плодоносящих овощей и фруктов, например, помидоров, которые будут выращиваться в следующем цикле экспериментов.

Также на станцию будут доставлены три микроскопа, которые можно будет использовать, просто подключая по USB к любому из ноутбуков станции. И даже новый принтер HP Envy, который компания специально модифицировала для работы на МКС.

Приборы в негерметичном отсеке Dragon (Credit: SpaceX)

Во внешнем отсеке Dragon размещены три прибора, которые будут установлены снаружи МКС. Во-первых, это инструмент Европейского космического агентства (ESA) под названием ASIM (Atmosphere-Space Interations Monitor — Прибор для мониторинга взаимодействия атмосферы и космоса). ASIM будет установлен на модуле Columbus, принадлежащем ESA, и займётся наблюдением свечений и разрядов в верхней атмосфере Земли: красных спрайтов, голубых джетов и «эльфов». Рекомендуем посмотреть видео об этих явлениях на нашем канале.
Другим инструментом, который отправится на внешнюю обшивку станции, является MISSE-FF (Materials on ISS Experiment Flight Facility — полётная станция «Материалы на МКС»). Это продолжение уже ряда экспериментов, в рамках который на платформе размещаются образцы различных материалов и подвергаются воздействию космической среды. Такие исследования важны при производстве деталей для космоса, в котором материалам приходится выдерживать условия вакуума, сильные перепады температуры, радиацию, коррозию от атомарного кислорода или частиц топлива от прибывающих или отбывающих космических кораблей, удары микрометеороидов и другие факторы.
Третий пассажир негерметичного отсека — не научный инструмент, но важная запасная деталь для станции. Это компонент системы терморегуляции станции, который контролирует подачу хладагента — аммиака — к радиаторам для рассеивания тепла. Таких элементов в системе МКС восемь, и сейчас на станции есть два запасных — один старый, ранее использовавшийся, и «новый», которому уже 17 лет. Как можно представить, желание перестраховаться вполне обоснованно.

Среди тех экспериментов, которые в итоге окажутся в открытом космосе, также и один европейский спутник. 100-килограммовый аппарат RemoveDebris станет самым большим спутником, запущенным с МКС. Он продемонстрирует технологии борьбы с космическим мусором, которые заключаются в сборе объектов с помощью гарпуна или (для мусора поменьше) сетки. RemoveDebris сначала выпустит два маленьких кубсата-цели, а затем покажет с их помощью разные схемы сближения, захвата и сведения с орбиты. Один из кубсатов развернёт надувную структуру, после чего RemoveDebris выстрелит сетью, которая окутает кубсат. Дальше его ожидает более быстрое сведение с орбиты за счёт увеличенной надувной структурой площади. Второй кубсат послужит целью для проведения навигационных экспериментов. Ранее предполагалось, что по нему выстрелят гарпуном из главного спутника, но в итоге для этого RemoveDebris оснащён небольшой целью, выдвигаемой из самого спутника. Ну, и наконец по окончанию своей миссии RemoveDebris развернёт тормозной парус площадью 10 м², чтобы ускорить сведение с орбиты.

Также Dragon доставит на МКС особенный груз — капсулу времени, созданную немецким космическим агентством (DLR). Летом на МКС прибудет немецкий астронавт Александр Герст, который, кстати, примет командование станцией, и который вернёт капсулу на Землю по окончанию своей полугодовой экспедиции. Капсулу затем запечатают и поместят в Доме истории в Бонне, где она пробудет 50 лет до открытия в 2068 году.

Игрушечный DeLorean.

Фрагмент метеорита под микроскопом.

Внутри капсулы — «Серебряной сферы» — M-DISC в формате Blue-Ray, который можно будет прочитать после стольких лет. На нём — приветствия будущим поколениям от 8 тысяч учеников и студентов; две тысячи фотографий, показывающих жизнь, как она была в 2017 году. В капсуле также есть и символические предметы. Крошечный бумажный самолётик, меньше пары сантиметров длиной, как символ авиации; космос же представлен фрагментами метеорита — и очень особенного метеорита! Считается, что это единственный известный нам известный метеорит от Меркурия. Поскольку DLR также занимается исследованием в областях наземного транспорта и энергии, в капсуле будет игрушечная машинка — модель автомобиля DeLorean, а также крошечные солнечные часы, символизирующие солнечную энергию.

Захват Dragon CRS-12 манипулятором Canadarm2 перед стыковкой (Credit: NASA)

Через примерно 10 минут после запуска, Dragon выйдет на орбиту, затем развернёт солнечные батареи и начнёт двухдневный путь до станции. Когда корабль достигнет МКС, манипулятор Canadarm2 под управлением астронавтов будет захвачен, после чего наземные операторы удалённо пристыкуют его к модулю «Гармония». На станции корабль пробудет около 4 недель, после чего в него переместят груз, предназначенный для возвращения на Землю, и Dragon отправится домой — уже во второй раз.

РН: Falcon 9 — двухступенчатая ракета, полностью разработанная SpaceX. Этот пуск будет 52-м для Falcon 9.

В качестве горючего используется ракетное топливо-1 (RP-1, керосин) и жидкий кислород в качестве окислителя. Эти компоненты закачиваются сверхохлаждёнными, поскольку тогда они имеют большую плотность, и позволяют вместить в один и тот же объем большую массу топлива. На низкую околоземную орбиту Falcon 9 Full Thrust может выводить до 22800 кг полезной нагрузки, а на геопереходную — до 8300 кг.

Первая ступень оснащена 9 двигателями Merlin, разработанными SpaceX (по количеству двигателей и название ракеты — Falcon 9). Каждый из них выдает до 914 кН тяги в вакууме. Двигатели расположены так называемой октасеткой — 8 по кругу и 1 в центре. В таком расположении они позволяют поддержать миссию даже при отказе одного или двух двигателей. Такая способность из всех ракет есть только у Falcon 9. К тому же, двигатели Merlin способны регулировать тягу, что играет важную роль при посадке первой ступени.

Первая ступень Falcon 9 после запуска CRS-12 (Credit: SpaceX)

В этой миссии используется первая ступень версии Block 4, которая включает повышенную тягу двигателей Merlin 1D, титановые решётчатые рули и ряд других обновлений. Она имеет номер B1039.2 и запускается во второй раз (что следует из последней цифры в шифре); первым запуском для неё был CRS-12 в августе 2017 года, когда ступень была возвращена на посадочную зону LZ-1 недалеко от места старта. В этот раз возвращение первой ступени не планируется — уже обычное дело в последнее время, поскольку SpaceX намерены постепенно избавиться от старых первых ступеней и вскоре перейти на использование ступени более новой версии, Block 5, которая рассчитана на большее количество повторных полётов. Тем не менее, первая ступень этого пуска оснащена всем необходимым для приземления, поскольку SpaceX воспользуются возможностью отработать технологии посадки на пределе возможностей. В итоге ступень «приводнится» в океане.

Со второй ступенью первую соединяет композитная структура, которая содержит механизм разделения ступеней. После отделения на высоте около 80 км, первая ступень начинает свой путь назад, а вторая — продолжает основную миссию. Вторая ступень имеет один двигатель Merlin. Оптимизированный для работе в вакууме, он выдает до 934 кН и отрабатывает около 6 минут полёта, после чего полезная нагрузка — грузовой корабль Dragon или какой-нибудь спутник — отделяется и выводится на нужную орбиту.