На поверхности Плутона найдены дюны. Но состоят они не из песка!

Просматривая снимки, сделанные аппаратом New Horizons во время пролёта мимо Плутона, исследователи обнаружили на поверхности карликовой планеты дюны. Правда, в отличие от прочих известных нам дюн, на Плутоне они состоят не из песка или других сыпучих пород. Скорее всего, таким образом лёгкий ветер в крайне разреженной атмосфере планеты укладывает сыпучие слои льда — азотного и метанового.

Снимок поверхности Плутона, полученный аппаратом New Horizons июле 2015 года. Credit: NASA

На прикреплённом снимке вы можете видеть участок поверхности под названием Равнина Спутника — в верхней его части находятся горы Хиллари (тоже состоящие изо льда), получившие название в честь сэра Эдмунда Хиллари, одного из двух альпинистов, впервые покоривших Эверест. В нижней же части фото отчётливо видны дюны. Скорее всего, ледяная кора из замёрзших лёгких газов покрывает плотный слой уже более привычного нам водяного льда.

Похоже, дюны являются распространённым явлением в Солнечной системе. Они были обнаружены на Земле, на Марсе, Венере и Титане, спутнике Сатурна. Считается, что они присутствуют даже на комете 67P/Чурюмова-Герасименко. В случае Плутона удивляет в первую очередь то, что даже в его разреженной атмосфере (давление на поверхности составляет всего один Паскаль, что равняется примерно 1/100000 давления атмосферы на нашей планете) есть ветер. Возможно, загадка кроется в крайней лёгкости и «сыпучести» льда, переместить который может очень слабый ветерок.

Нам в любом случае предстоит изучить Плутон более тщательно. New Horizons является пока единственным космическим аппаратом, приблизившимся к карликовой планете на приемлемое для детального исследования расстояние. И хотя новые миссии к Плутону пока что не планируются и существуют только в виде концептов, не исключено, что к 2030 году появится достаточно хороший проект, который будет одобрен и получит необходимые средства на реализацию — ведь именно в этом году мы будем праздновать 100-летие с момента открытия планеты американцем Клайдом Томбо. Путешествие к далёкому плутоиду, а именно так правильно называть подобные объекты, займёт 7-8 лет.

Маршрут New Horizons в Солнечной системе. Следующая цель — mu69!

Сама же АМС New Horizons уже удалилась от Плутона почти на 1,6 млн километров. Следующая цель аппарата — небольшой объект пояса Койпера, 2014 MU69, максимальное сближение с которым ожидается в январе-феврале 2019 года.

Будь с нами в социальных сетях:

Руководитель проекта. Переводит, озвучивает, ведёт прямые трансляции, короче, рулит этим огромным космическим кораблём.