Основне
Topics
Other
Viktor-Shumilo 648
Востаннє тут: 20/02, 04:02
З 06 Червня, 2022
Всем Hi! Тьма побеждена, свет вернулся на сею блаженную землю.
Viktor-Shumilo
Лют 19, 2026 08:27 PM
Что там в двух словах? Аж интересно, но смотреть трансляцию влом.
0
До посту Boeing не втрачає надії повторно запустити Starliner
Viktor-Shumilo
Лют 18, 2026 02:25 PM
Тут к сожалению все как всегда упирается в - кто это сделает, кто это разработает, кто это сертифицирует и кто за это заплатит?
Звучит конечно складно, но реальность часто подкидывает досадные препятствия.
Возможно той же НАСА просто не будет нужны 20-30 человек на орбите, с коммерческими заказчиками тоже не все ясно - сегодня хотим, завтра не хотим.
Сертифицировать все это тоже не на месяц работы - долгосрочная станция-Старшип, пилотируемые Старшипы на 5+ мест, надежность аварийных/спасательных миссий/кораблей и тд. Плюс обучение и содержание дополнительных астронавтов для НАСА тоже не дешево.
Короче идея здравая и я тоже ставлю на орбитальные станции как на одно из немногих решений проблемы дефицита ПН и плюс пинок к развитию космоса, но надо и не забывать про то что не всегда все идет гладко и в нужном направлении. Старшип-станции могут и не сработать, или не будет спроса именно на подобное и придется решать это все куда более сложными способами.
1
До посту Why would Elon Musk pivot from Mars to the Moon all of a sudden?
Viktor-Shumilo
Лют 17, 2026 05:38 PM
>Фраза про «старшип на тиждень» це буквально його слова — а тут, несподівано «хєрак» і «важко дуже, ви не розумієте»
По началу, если не изменяет память, он вообще говорил про 3 запуска в день. Потом про запуск раз в 3 дня, потом раз в неделю. Так и не далеко и до раз в год.
Был у меня как-то калькулятор в руках, так вот по моих прикидкам Старшип в принципе не сможет стать частым и дешевым без существенного пинка.
А пинком должны быть килотонны ПН. Вопрос - где они? Нету. И ни кто всерьез до сих пор ни чего на тысячи/десятки тысяч тонн не разрабатывает. По данным Гугла общая масса всей ПН в год сейчас ~2000+ тонн, и добрую половину из этого составляют Старлинки. И F9 в принципе справляется. А Старшипу нужны десятки тысяч тонн ежегодно просто чтобы оправдать обещанную цену ниже 1000$/кг.
С тем же что мы имеем Старшип будет летать в лучшем случае раз в пару недель, а то и раз в месяц. Даже если взять всю ПН F9 + тяжелые Старлинки то навряд ли наберется больше 20-30 запусков в год (по 100-150 тонн). Можно конечно еще добавить датацентры, о которых грезит Маск, но их тоже нужно разработать, внедрить, найти клиентов, да и в принципе это не б/п.
Короче даже если Маск вытянет туз из рукава в виде датацентров он навряд ли превысит 5000+ тонн ПН в год, что даст лишь держаться Старшипу на плаву летая раз в неделю с ценой чуть ниже F9. И эту планку нужно держать минимум лет 10-20 пока другие идеи/люди подтянуться для добавления своих килотонн, а есть ведь еще конкуренты - Безос, Питер и европейцы с китайцами что-то мудрят.
А если не выгорят датацентры или ИИ лопнет через неделю, то прощай прекрасное далеко со Старшипами даже раз в неделю.
2
До посту Why would Elon Musk pivot from Mars to the Moon all of a sudden?
Viktor-Shumilo
Лют 17, 2026 04:31 PM
Да, моя ошибка :)
Углерод/графит логичен. СО2 чисто к слову. Хотя на первых порах возможно и сухой лед таскать будем, тк. он требует более простого тех процесса в будущем. Хотя кто их знает этих тестировщиков ;)
2
До посту Why would Elon Musk pivot from Mars to the Moon all of a sudden?
Viktor-Shumilo
Лют 16, 2026 07:00 PM
Извиняюсь :) я верю только цифрам.
С маркетингом тут загвоздка в том что он в случае с Марсом работает только до первых полетов, которые все еще "вот вот через годик, верьте!" Когда праздник закончиться, начнутся серые будни - замкнутое пространство, работа над налаживанием быта, простые человеческие потребности (вроде сходить к стоматологу) и задержка связи. А когда еще придется при этом всем плясать с улыбкой ради красивой картинки, чтоб хоть как-то окупиться - то энтузиазму поубавиться. Это вам не роскошная жизнь под куполами из фантастики, это спартанские условия в подземном городе. Ученым не привыкать, но вот отволившие по ляму зелени энтузиасты вряд ли будут на оптимизме после 6 месяцев в Старшипе. А надо еще не забывать про "медовый месяц эмигранта" - если летишь за мечтой и фантазией, а не пахать по 12 часов в сутки, то эйфория от межпланетной цивилизации пройдет за пару месяцев. Кто был эмигрантом меня поймут.
А когда вся экономика завязана на набивании карманов Маску (за счет билетов на мечту) и на съемках телешоу ради хоть какой-то прибыли - не думаю что у кого-то будет много веры после первых полетов.
Но маркетинг уже сыграет свою роль (карманы то будут полные).
Элитный туризм тоже такой себе вариант - по 6 месяцев в обе стороны + радиация, ради пустыни Аризоны в скафандре такое себе удовольствие. И плюс на паре элитных бледнолицых приехавших погостить колонию не построить.
|
Короче куча текста, а смысл в том что я про то что экономического выхлопа не будет для Марса, то бишь для колонистов. А вот Земля действительно успеет очень не хило набить себе карманы за счет билетов-мечты и на поставках всего от трусов до микроскопов на Марс. Еще и Луна с астероидами свой кусок пирога откусят - продавать топливо всегда выгодно, марсианские колонисты платят, а денежки оседают на Луне.
0
До посту Why would Elon Musk pivot from Mars to the Moon all of a sudden?
Viktor-Shumilo
Лют 16, 2026 04:42 PM
О том и речь. Экономического выхлопа, а значит и бурной колонизации (за счет положительной обратной связи) на Марсе ждать неоткуда. Весь выхлоп от марсианской науки останется на Земле, в карманах корпоратов и чиновников, и будет использован на Луне или в Антарктиде. Марс же в лучшем случае сможет окупить этим продовольственные поставки.
Да и в принципе даже если бы магическим образом Марс был бы нашим единственным вариантом для колонизации, и мы были бы готовы в этот "резерв" вложиться (а кто готов?), то колонистов ждала бы незавидная судьба. Радиация, перхлораты, слабо подходящая для сельхоза почва (было какое-то время назад даже исследование и оказалось что лунный реголит куда более удобный для сельхоза), большая задержка сигнала, долгий путь и редкие окна, и что самое противное - низкая гравитация. И не нулевая как в L4/L5 и не очень низкая как на Луне - оба варианта дают выгодность для запусков и строительства, и плюс куда проще организовать ИГ. Короче земляне еще подумали бы - а надо ли им высокая вероятность рака, психических проблем и физических уродств у потомков, или лучше уже задыхаться на Земле.
Но мы в реальности имеем куда больше вариантов и куда более интересных/выгодных мест для колонизации.
В принципе по моим исследованиям вопроса истории данной мечты - похоже это все пошло еще со времен каналов на Марсе и Войны миров. Мы просто привыкли к мечте об марсианских яблонях под стеклянными куполами и потому на нас до сих пор работает этот маркетинг. Луна и астероиды в массовом сознании это что-то промышленное, серое и не фантастическое, и потому скучное.
1
До посту Why would Elon Musk pivot from Mars to the Moon all of a sudden?
Viktor-Shumilo
Лют 16, 2026 04:23 PM
>Научные исследования редко дают прибыль здесь и сейчас.
>Желающие испытать свои силы и повыживать на Марсе психи тоже найдуться. И вот эти психи-колонисты сделают содержание научных баз заметно дешевле благодаря развитию местной экономики.
Так я же про экономику говорю, а не про вообще "там делать нечего".
Научные базы, эксперименты, колонисты-мечтатели-выживальщики и тд. Но как ни крути этого мало для полноценной экономики и окупаемости - а без этого ни о каком "резерве цивилизации" говорить не приходиться. Люди и в горах выживаю и в пустынях на верблюдах, но экономического и цивилизационного выхлопа от этого ноль. В такой реальности тот "город мечты"/StarBase на Марсе будет огромной черной дотационной дырой, потому что без самодостаточности сложно построить цивилизацию и тем более запустить положительную обратную связь колонизации/освоения. А положительная обратная связь буквально фундамент человеческой психологии и экономики.
А без интеграции в земную экономику и инфополе - это будет очень депрессивное изолированное общество в стесненных условиях.
Короче, без огромных вливаний и столетий - Марс останется захолустьем с научными базами и парой тысяч отбитых мечтателей. Те же самые вливания в Луну или астероиды куда быстрее и качественнее окупятся. Да это не будет "второй Землей" но зато это будет работать.
>Только этот луч должен кто-то поддерживать.
Тут уже техническая проблема - Марс очень энергетически скудный. Солнца мало, геотермальной энергии нет, углеводородов нет, ГЭС/ВЭС не построишь, а для АЭС нужно преодолеть столько геморроя на пустой планете что проще уже тогда сразу на Плутон без пересадок лететь.
>И даже в этом случае он будет привлекать переселенцев со специфическим характером. Маску нужны пассажиры? — Они будут.
Тут все упирается в эффект масштаба - Маску нужен миллион человек, и хорошо если в миллион зеленых обойдется переезд (в чем я очень сомневаюсь). Очень навряд ли те кто готов выложить такую сумму готовы к суровости космоса, перелета и жизни в депрессивной колонии у черта на рогах. А пара тысяч отчаянных мечтателей не окупят стройку века.
1
До посту Why would Elon Musk pivot from Mars to the Moon all of a sudden?
Viktor-Shumilo
Лют 16, 2026 03:35 PM
По мне проще будет таскать брикеты углерода или сухого льда на Луну. СО2 на месте пригодиться, теплицам тем более без него ни как.
2
До посту Why would Elon Musk pivot from Mars to the Moon all of a sudden?
Viktor-Shumilo
Лют 16, 2026 02:30 PM
Именно. Но по моим прикидкам проблема в том что Марс не окупается и вообще не имеет смысла в любом случае, как минимум ближайшие сотни лет. Это всего лишь мой личный анализ, но выводы неутешительные даже в теории.
Освоение Марса имеет примерно столько же смысла сколько и освоение Антарктиды (и даже так Антарктида выигрывает - там есть куча природных ресурсов в шаговой доступности от цивилизации, ну и плюс вода с воздухом) - максимум редкие дорогие научные миссии, научные станции/базы аля Амундсен-Скотт, один космопорт-город аля Мак-Мердо на несколько тысяч человек, ну и может полигоны для отработки некоторых специфических технологий и военки. Даже с точки зрения отработки "масс-маркет" технологий Марс слабо подходит - условия похожи на Антарктиду, но уж точно не на Венеру, Луну, Меркурий, спутники Юпитера и Сатурна.
Тоже самое и с использованием его в качестве транспортного хаба - вряд ли кто будет спорить с тем что лететь к Венере или Юпитеру через Марс невыгодно, даже грав маневры чаще всего у Венеры и Земли. А уж на тяжелых межпланетных кораблях останавливаться около Марса не имеет смысла - проще лететь по прямой к Юпитеру/Сатурну, а не ждать редкого окна.
Экономически даже с появлением дешевого межпланетного транспорта - Марс будет на десятилетия отставать от астероидов или Луны куда можно летать хоть каждый день, и тут чисто орбитальная механика виновата. Плюс на Луне или астероидах можно построит "земной пригород" легко интегрировав экономику и потенциал локаций в земную экономику и информационное поле.
В далеком же будущем, когда нам будет доступен Юпитер/Меркурий - Марс вообще может восприниматься как забытая всеми пустыня Атакама, близко, но толку?
Это лишь мой взгляд и возможно я не вижу гений Маска :) Ну кроме маркетинга на мечте.
2
До посту Why would Elon Musk pivot from Mars to the Moon all of a sudden?
Viktor-Shumilo
Лют 12, 2026 11:18 PM
Эх экономика, экономика. Вот если бы Марс мог окупиться...
Неужели прозрение? Или просто старость не радость + бухгалтеры его настигли?
1
До посту Why would Elon Musk pivot from Mars to the Moon all of a sudden?
Запуски
Новий дизайн
Report/SuggestОстанні коментарі
Лют 19, 2026 22:27
Что там в двух словах? Аж интересно, но смотреть трансляцию…
Лют 19, 2026 19:30
Сегодня с руководства Боинга прилюдно спустили штанишки и сделали а-та-та.…
Лют 19, 2026 20:29
До, речі про пташок, інтернет підкинув: https://futurism.com/robots-and-machines/spacex-military-contract-drone-swarms Я такий старий,…
Лют 19, 2026 09:17
>Тут к сожалению все как всегда упирается в – кто…
Лют 19, 2026 06:53
Френк Герберт ще минулого століття про це говорив :)
Лют 18, 2026 20:07
Блин, у вас люди все своми отходами заполнят. Старики в…
Лют 18, 2026 19:17
Приятно слышать о таких миссиях.
Лют 18, 2026 16:25
Тут к сожалению все как всегда упирается в - кто…
Лют 18, 2026 13:52
Коротко: «я не винний, мені два мільярдери казали, що летимо…
Лют 18, 2026 10:16
>а что везти всегда найдется. Вот, не уверен. Можно долго…
Лют 18, 2026 09:37
Статистика повторного использования впечатляет, процент неудач там лишь немногим хуже,…
Лют 18, 2026 09:30
Астронавт сильно обижен на Yusaku Maezawa. Самое интересное там, как…
Лют 18, 2026 09:06
Про шо там плач Ярославны? Мне влом это слушать. ИМ…
Лют 18, 2026 09:05
Я говорил не раз, что ИМХО прорывом будет - постоянное…
Лют 18, 2026 08:42
Позавчера был 600 пуск Ф9 отдельно, а не семейства Ф…
Лют 17, 2026 19:44
Не, не трэба, мая каханка сама сниме напруг у штанах…
Лют 17, 2026 19:38
>Фраза про «старшип на тиждень» це буквально його слова —…
Лют 17, 2026 18:53
> возможно и сухой лед таскать будем Можливий бабах
Лют 17, 2026 18:31
Да, моя ошибка :) Углерод/графит логичен. СО2 чисто к слову.…
Лют 17, 2026 18:04
> Чомусь у того ж у Безоса нічого проривного, крім…