Илон Маск: кризис двигателей Starship создает «риск банкротства»

Илон Маск недоволен отсутствием прогресса в разработке двигателей Raptor, которые установлены на ​​ракете Starship.
Он описал ужасную ситуацию на следующий день после Дня Благодарения в корпоративном электронном письме, копию которого получил CNBC.

2116

30.11.2021, cnbc.com, Майкл Шитц

Генеральный директор SpaceX Илон Маск стоит у основания прототипа ракеты Starship на предприятии компании в Бока-Чика, штат Техас.
Фото: Стив Юрветсон, flickr

Илон Маск недоволен отсутствием прогресса в разработке двигателей Raptor, которые установлены на ​​ракете Starship.

Он описал ужасную ситуацию на следующий день после Дня Благодарения в корпоративном электронном письме, копию которого получил CNBC.

«Кризис производства Raptor намного хуже, чем казалось несколько недель назад», – написал Маск.

«Мы столкнемся с реальным риском банкротства, если в следующем году не сможем достичь частоты полета Starship хотя бы раз в две недели», – добавил Маск позже.

Starship – это огромная ракета нового поколения, которую SpaceX разрабатывает для запуска грузов и людей на Луну и Марс. Компания тестирует прототипы на заводе в южном Техасе и совершила несколько коротких испытательных полетов. Но, для перехода к орбитальным запускам, прототипам ракет потребуется до 39 двигателей Raptor на каждый, что потребует резкого роста производства двигателей.

Электронное письмо Маска сотрудникам SpaceX дает больше информации о причинах ухода бывшего вице-президента Propulsion Уилла Хелтсли в начале этого месяца . Хелтсли был отстранен от разработки Raptor перед тем, как уйти, сообщил CNBC, а Маск в своем электронном письме отметил, что с тех пор руководство компании разбиралось в проблемах программы и обнаружило, что обстоятельства «намного более серьезны», чем Маск ранее думал.

SpaceX не сразу ответила на запрос CNBC о комментарии. 
Хелтсли не ответил на запросы CNBC о комментариях.

Об электронном письме основателя и генерального директора SpaceX впервые сообщил Space Explored, подразделение технологического блога 9to5Mac.

Программа двигателей Raptor – это катастрофа

29 двигателей Raptor, расположенных под основанием Super Heavy Booster 4.
Фото: SpaceX

Маск написал в электронном письме, что планирует взять отпуск на День Благодарения. Но, обнаружив ситуацию с Raptor, он сказал, что лично будет работать на производственной линии двигателей до вечера пятницы и в выходные.

«Нам нужны все руки, чтобы оправиться от того, что, откровенно говоря, стало катастрофой», – написал Маск.

Миллиардер – основатель SpaceX неоднократно называл производство самой сложной частью создания гигантской ракеты Starship. Компания неуклонно наращивает производственный и испытательный центр Starship в Бока-Чика, штат Техас, с одновременной работой над несколькими прототипами.

Следующим крупным шагом в развитии Starship будет его запуск на орбиту .

На испытаниях прототипа Starship были запущены шесть его ракетных двигателей Raptor 12 ноября 2021 года в Бока-Чика, штат Техас.
Фото: SpaceX

Маск 17 ноября заявил, что SpaceX «надеется запустить» Starship в первый орбитальный полет в январе или феврале и ожидает разрешения регулирующих органов FAA, а также его технической готовности.

SpaceX хочет, чтобы Starship был полностью многоразовым, чтобы и ракета, и ее ускоритель могли приземляться после запуска и восстанавливаться для будущих полетов. Ракеты SpaceX Falcon 9 частично многоразовые. Компания может регулярно сажать и перезапускать ускорители, но не верхнюю ступень ракеты.

Ранее в этом месяце Маск сказал, что не уверен, удастся ли Starship успешно достичь орбиты с первой попытки, но подчеркнул, что он «уверен», что ракета выйдет в космос в 2022 году. В то же время он также отметил, что разработка Starship «пока не менее чем на 90% финансируется изнутри», при этом компания не предполагает «какого-либо международного сотрудничества» или внешнего финансирования.

SpaceX – лидер по запуску ракет, но Starlink – его золотой билет (видео)

За последние несколько лет SpaceX привлекла миллиарды средств как для Starship, так и для своего спутникового интернет-проекта Starlink, при  этом оценка компании недавно достигла 100 миллиардов долларов.

Но, хотя SpaceX уже запустила на орбиту около 1700 спутников Starlink, Маск сказал, что первая версия спутника «финансово слабая». Компания неуклонно наращивает базу пользователей Starlink: около 140 000 пользователей платят за услуги по 99 долларов в месяц.

Ранее в этом году SpaceX обрисовала в общих чертах улучшения для второй версии спутника, а Маск в своем электронном письме сказал, что «V2 силен» (V2 is strong), но может быть эффективно запущен только с помощью ракет Starship.

На сегодняшний день SpaceX запускала спутники Starlink на своих ракетах Falcon 9, но Маск подчеркнул, что эти ракеты не обладают массой или объемом, необходимыми для эффективного развертывания спутников второго поколения. Это означает, что успех программы Raptor Engine также имеет решающее значение для долгосрочной финансовой стабильности службы Starlink SpaceX, об отделении которой в ходе IPO говорил Маск.

Примечательно, что SpaceX в настоящее время будет наращивать производство своих антенн Starlink «до нескольких миллионов единиц в год», – сказал Маск в электронном письме, но они будут «бесполезны в случае», если Raptor не добьется успеха.

Источник: Elon Musk tells SpaceX employees that Starship engine crisis is creating a ‘risk of bankruptcy’

Перевод письма Илона Маска:

К сожалению, кризис производства Raptor намного хуже, чем казалось несколько недель назад. Когда мы разобрались с проблемами, возникшими после ухода предыдущего высшего руководства, они, к сожалению, оказались гораздо более серьезными, чем сообщалось. Приукрасить это невозможно.

Я собирался взять отпуск в эти выходные, мои первые выходные за долгое время, но вместо этого я буду на [производственной] линии Raptor всю ночь и все выходные.

Если у вас нет критически важных семейных дел или вы физически не можете вернуться в Хоторн, нам потребуются все силы, чтобы оправиться от того, что, откровенно говоря, является катастрофой.

Последствия для SpaceX, если мы не сможем сделать достаточное количество надежных Raptor’ов, заключаются в том, что мы не сможем осуществлять полеты Starship, а это значит, что мы не сможем запускать спутники Starlink V2 (Falcon не имеет ни объема [головного обтекателя], ни грузоподъемности для выведения на орбиту, необходимую для спутников V2). Сам по себе спутник V1 финансово слаб, а V2 – силен.

Кроме того, мы увеличиваем производство терминалов до нескольких миллионов единиц в год, что потребует огромных капиталовложений, если предположить, что спутники V2 будут на орбите, чтобы удовлетворить потребность в пропускной способности [сети Starlink]. В противном случае эти терминалы будут бесполезны.

Всё сводится к тому, что мы столкнемся с реальным риском банкротства, если в следующем году мы не сможем достичь частоты запусков Starship хотя бы раз в две недели.

Спасибо,
Илон

98 коментарів

Розгорнути всі

Будь ласка, у свій профіль, щоб коментувати пости, робити закладки та оцінювати інших користувачів. Це займає всього два кліки.

Лис 30, 2021 18:49

Плани хороші, скоріше б результат!

Лис 30, 2021 19:03

Контент видалено за запитом автора

Лис 30, 2021 20:21

Не термінатора схожий

Гру 02, 2021 16:11

а на этой планете много людей имеющих большие результаты? или вы с другой
планеты?

Гру 02, 2021 20:19

Ще скажіть, що через мене анунакі говорять.

Лис 30, 2021 20:31

Это только проблема производства, а уже панику развели. В дальнейшем ждёт более захватывающие проблемы и их решения/импровизация: чешуя для старшипов, переливать сверхохлаждённое топливо, хранение топлива на орбите, и самое главное FAA

Лис 30, 2021 21:54

Паника – не паника, но Маск не хочет доводить компанию до хождения по краю, как было с Тесла в 2017. Он понимает что Старшипу надо выходить на окупаемость и как можно скорее. Видать директор по разработке двигателей расслабил булки и почивал на лаврах, за это и был выгнан на мороз. Кроме Рапторов потенциальных проблем(внутренних и внешних) которые могут затормозить Спейсов множество, вот Маск и хочет минимизировать их число. Работает на опережение, не хочет чтобы Спейсы превращались в Боинг. Знает что компания как акула, остановится – умрёт.

Гру 01, 2021 00:17

Лол, Маск может продать немного акций Тесла и спонсировать СпейсИкс до конца своей жизни.

Лис 30, 2021 23:32

Это только проблема производства, а уже панику развели. А это не мы, это Маск развел, он первый начал !..

Гру 01, 2021 00:49

“чешуя для старшипов”
А разве Илон не отверг эту идею? Он вроде говорил, что она ещё хрупче и при этом не обеспечивает достаточной теплозащиты (плазма пробирается между чешуйками).

Гру 02, 2021 14:06

якби це було “лише проблемою виробництва”, то ми б про це, скоріше за все, не дізналися.
За всіх відмінностей “нашого” і “західного” підходу до планування, проблема збільшення кількості випущеної продукції, здебільшого, кількісна, а не якісна. І вирішується вливанням грошей.
Інша справа, якщо мають місце технологічні або кадрові (як ми зараз спостерігаємо) перепони.

Але кадрові проблеми, зазвичай, виникають не самі по собі, а як наслідок неправильного підбору кадрів або ж неправильної з ними роботи.

І тут уже проблема переходить в якісну площину і, нажаль, може стати тим, що… не хочу говорити вголос – все-таки, я до деякої міри романтик і ставлюся до Маска як до “нового Корольова”

Лис 30, 2021 23:11

Да…. Не ожидал. “Подкузьмил” его бывший руководитель по движкам…

Лис 30, 2021 23:45

Ну не пуха инженерам. Плюс хоть в том что у сотрудником есть такая обратная связь с руководством.

Гру 01, 2021 01:55

Александр, большая просьба в подобных материалах не переносить все ссылки из оригинала. На сайте cnbc внутренние ссылки необходимы для удержания читателей, они никак не влияют на поисковую выдачу и прочие вещи.

А вот если в материале на нашем сайте куча ссылок на один и тот же сторонний ресурс, Google может посчитать, что АЦ используется в отправке трафика на CNBC. И понизить в поисковой выдаче как ваш текст, так и сайт в целом.

Спасибо за понимание и за перевод. Я позволил себе почистить в нём ссылки вручную.

Гру 01, 2021 07:26

Это только cnbc касается?

Гру 01, 2021 03:49

Интересно, как они собираются “достичь частоты полета … хотя бы раз в две недели” того, что вообще ещё ни разу не летало?

Гру 01, 2021 12:03

Магия.

Гру 01, 2021 15:52

Ну, Маск как известно планирует не из того “что получится”, а из того, что хочет сделать. Это – разные подходы. Метод конечно рискованный, но для экстраординарных личностей вполне приемлем. Поэтому он “ни разу не летал”, но уже закладывает в план будущие полёты.

Гру 01, 2021 07:21

Правы были скептики, окажется вся эта авантюра под стальным тазом. Да, так и будет, растащат Старшип на тазики или ночные горшки ковбоям.

Гру 01, 2021 07:28

Кризис – это не крах. Кризис – это возможность.
Не первая и не последняя проблема в SpaceX.
Преодолеют. )

Гру 01, 2021 09:52

Контент видалено за запитом автора

Гру 03, 2021 01:09

Уважаемый Александр Тарковский,
я зарегился на сайте АльфаЦентавра в 1-ю очередь, чтобы лучше понимать события, которые происходят в SpaсеX сейчас и будут в ближайшие годы.

Но у меня в голове сейчас “каша” из Фалконов, Рапторов, Старшипов, Крю Дрэгонов…

Можно, конечно, гуглить и википедить. Но, быть может, подскажете, где о генезисе, о шагах SpaceX можно прочесть в их причинно-следственной связи?

Гру 03, 2021 17:30

Преодолеют. )Боюсь, Маск слишком широко “шагнул“, как бы “штаны не порвались“. Обещаний и ожиданий слишком много в разных сферах, как бы не пошла от инвесторов обратная реакция.

Гру 06, 2021 10:07

Прям слова Селдона:)

Гру 01, 2021 11:36

В данном случае наблюдаем четкую обратную связь к руководству, это показывает насколько эффективна система управления у Маска. И это радикально отличается от РК. Так что, к растаскиванию ракеты на на тазики надо другому местному населению готовиться и, насколько мне известно, так и происходит с отработавшими первыми ступенями.

Гру 01, 2021 12:20

Это разные структуры. РК стоит сравнивать с НАСА, ВКС, Боинг, Локхид, Нортроп, СпейсЭкс. РК – всё в одном. В США там чуть по другому.

Гру 01, 2021 12:05

Ещё ничего не произошло, а уже кто-то прав. Мир грёз просто.

Гру 01, 2021 15:19

Не думаю что проблемы с движком с кислым трактом решат. И Марс так и останется поллюциями на трусах у мечтателей.

Гру 01, 2021 17:42

Да, разговор идет про следующий год. Более того, Илон всегда сжимает сроки – он сам прекрасно знает, что такое SET (Standard Elon Time).
Но в мире кoнaныхиных уже во все концы летят похоронки и закупаются партии баянов.

Гру 01, 2021 15:53

Надо к Роскосмосу за помощью обратится…

Гру 01, 2021 16:58

Обращайтесь

Гру 01, 2021 09:44

Так надо пугаться или нет?

Гру 01, 2021 11:11

Нет, конечно. Внедрение инноваций всегда проходит через ряд кризисов. Кроме того, уже государство зависит от SpaceX в вопросах доставки астронавтов и снабжения МКС.

Гру 01, 2021 20:02

Супер! Все посажены на иглу)))

Гру 01, 2021 11:32

Нет. В свое время он разогнал все руководство проекта Starlink со словами “развели тут Microsoft”. После чего довольно быстро начался вывод группировки на орбиту.

Гру 01, 2021 11:45

А что за история, где почитать?

Гру 01, 2021 12:39

Да, для бизнеса бывает хорошо, когда приходит авторитарный лидер, жестко разруливает ситуацию и всё налаживается. Но не всегда и не везде такой подход работает

Гру 01, 2021 20:07

А какие проблемы с Рапторами?

Гру 01, 2021 20:17

Скорость и стоимость их производства.

Гру 01, 2021 21:01

Скорость и стоимость их производства.А с надежностью все Ok ?

Гру 02, 2021 13:05

Вот интересно: а нельзя установить меньше двигателей, при этом увеличив размер и мощность каждого? А то эта вязанка выглядит как кошмар инженера. Мало того что, на каждом Рапторе куча открытых шлангов и трубочек, так ещё и самих Рапторов целая гроздь. Тут достаточно сложно добиться надёжности и многоразовости. Почему Сатурн 5 обходился всего пятью двигателями, а тут три десятка?

Гру 02, 2021 13:06

Там есть такая штука как предел дроселирования для каждого конктретного двигла, а он как правило не так высок и не дает возможности “гибко” управлять тягой.

Гру 02, 2021 13:14

А нужно ли гибко управлять тягой каждого двигателя? Может пусть несколько двигателей создают постоянную тягу, а другие – переменную. Ими и варьировать. Или это глупость? Я не специалист…

Гру 02, 2021 13:21

Кроме того, что выше Дмитрий написал, ещё есть момент резервирования. Те же Фалконы могут выводить ПН, если отказывает 1 двигатель. 2 раза такое было. 1-й раз очень давно, когда только начали летать и системы была сырая, поэтому там частично вывели первичную нагрузку на заданную орбиту, а вторичная не была выведена. В прошлом году, при пуске Старлинков прогорел кожух, и двигло автоматически было отключено, но ПН была выведена, но за счёт отключения движка, был перерасход топлива и при посадке ступень была потеряна.
Во времена Сатурнов не было такой компьютеризации, чтобы можно было точно и безопасно управлять вязанкой движков. Спейсы это делают, там на каждый движок свой компьютер, а потом это всё синхронизируется. За счёт этого можно делают разные маневры, только за счёт УВТ.

Гру 02, 2021 13:37

Там чутка иначе – на каждое двигло свой контролер, которому дает команды бортовой комп. И управляют там в основном не вектором тяги, а величиной собственно тяги.

Гру 02, 2021 13:38

Контент видалено за запитом автора

Гру 02, 2021 14:46

Ну, может не трёх. Может десяток, полтора. Но тут же аж 30 штук… Сам же Маск когда-то говорил, что чем проще тем лучше и надёжнее. А тут такая сложная вязанка. Ну, будем надеяться, что они знают что делают

Гру 02, 2021 16:49

Если не ошибаюсь, то у F1 долгое время были проблемы из-за больших размеров камеры сгорания. Кроме того стенды для отработки тоже были гигантскими.

Гру 02, 2021 16:13

А письмо точно реальное?
А то сети уже уйма злорадства.
Типа “вот. наконец то”. Хотя движок все равно будут кучу раз переделывать.
Да вон даже после пуска будут вносить изменения при любом исходе запуска

Гру 02, 2021 16:38

Точно, реальное.

Гру 04, 2021 17:55

Какое банкротство? Откладывание Тесла родстер на 4 года не привело к банкротству Теслы (не говоря уже про Кибертрак и ТеслаСеми). Небольшая задержка с двигателями – ерунда. Технология отработана, куча Рапторов уже выпущена и проверена в деле. Можно просто отдать стороннему подрядчику. Если Илон объявит конкурс на подрядчика по выпуску запчастей к Спейсшип, это будет “конкурс в купальниках”! Тысячи подрядчиков, готовых даже работать себе в убыток захотят делать Рапторы. Представьте себе, какая это реклама: ” – Я делаю двигатели к Старшипам!”

Гру 04, 2021 18:14

Странное манипулирование фактами.

Я же тебе исал переходи на АДДН с атомной теплогенерацией!
Читай тоже Стр. 84 … https://euroasia-science.ru/wp-content/uploads/2016/11/euroasia_25_p2_6-152.pdf  
Можно каждый день стартовать с Земли.