Прикладные исследования проблемных вопросов реализации пилотируемых полетов на Луну

2362

Роскосмос объявил тендер на “Прикладные исследования проблемных вопросов реализации пилотируемых полетов на Луну, создания ключевых элементов и технологий, в том числе медико-биологического направления, обеспечивающих безопасное пребывание и работу космонавтов на окололунной орбите и на поверхности Луны в части работ 2022 – 2025 годов”.

Согласно техническому заданию работы ценой 1 734 764 300 рублей будут осуществляться с 1 января 2022 по 14 ноября 2025. В рамках этих работ должны быть составлены технические задания (но не более того!) на:

  • малый пилотируемый транспортный корабль
  • малый лунный взлетно-посадочный корабль
  • ракетно-космический комплекс с малым лунным взлетно-посадочным кораблём и ракетой-носителем тяжёлого класса
  • лунный грузовой посадочный корабль
  • ракетно-космический комплекс с лунным грузовым посадочным кораблем и ракетой-носителем тяжёлого класса
  • комплекс научной аппаратуры

До этого момента список выглядит понятно и логично: работы по сверхтяжёлой ракете остановили, так что теперь прорабатывают вопрос, как лететь на просто тяжёлой, скорее всего на Ангаре-А5В с разгонным блоком КВТК-УЗ. Во всяком случае работы «Ракетно-космический комплекс с малым пилотируемым транспортным кораблем и ракетой-носителем тяжёлого класса» – это ОКР «Ангара – ПТК-М», работы «Ракетно-космический комплекс с малым лунным взлетно-посадочным кораблём и ракетой-носителем тяжёлого класса» – ОКР «Ангара – ЛВПК-М» и т.д. Но список продолжается:

  • ракетно-космический комплекс с пилотируемым транспортным кораблем и ракетой-носителем сверхтяжёлого класса
  • лунный взлётно-посадочный корабль
  • ракетно-космический комплекс с лунным взлётно-посадочным кораблём и ракетой-носителем сверхтяжёлого класса
  • луноход-строитель
  • обитаемый модуль лунной базы
  • энергетический модуль лунной базы

И ведь всё это идёт в подпункте “Ракетно-космический комплекс с малым пилотируемым транспортным кораблем и ракетой-носителем тяжёлого класса”. Почему там появляется сверхтяжёлая ракета понять как-то трудно. Ещё более удивительно то, что есть “комплекс с пилотируемым транспортным кораблем”, но вот самого пилотируемого корабля, не малого, нету… Возможно, что это просто ошибка, забыли прописать.

Помимо проработки техзадания для высадки на поверхность, также должны быть проработаны вопросы создания орбитальной станции, а именно техзадания на:

  • космический комплекс «Российская орбитальная станция»
  • орбитальный комплекс «Российская орбитальная станция»
  • космический комплекс «Российская орбитальная станция со свободно летающим модулем»
  • транспортно-грузовой корабль-модуль со шлюзовым модулем
  • ракетно-космический комплекс с транспортно-грузовым кораблём-модулем и шлюзовым модулем
  • базовый блок Российской орбитальной станции
  • ракетно-космический комплекс с Базовым блоком Российской орбитальной станции
  • транспортно-грузовой корабль-модуль с трансформируемым модулем
  • ракетно-космический комплекс с транспортно-грузовым кораблём-модулем и трансформируемым модулем
  • бортовая центрифуга короткого радиуса
  • свободнолетающий модуль
  • ракетно-космический комплекс со свободно летающим модулем
  • лабораторный модуль
  • ракетно-космический комплекс с лабораторным модулем
  • транспортно-грузовой корабль-модуль с универсальным узловым модулем
  • ракетно-космический комплекс с транспортно-грузовым кораблём-модулем и универсальным узловым модулем
  • транспортно-грузовой корабль-модуль и модуль-стапель
  • ракетно-космический комплекс с транспортно-грузовым кораблём-модулем и модулем-стапелем

Пожалуйста, не спрашивайте, чем отличаются два первых пункта в списке, самому интересно… Ещё заинтересовал пункт про “центрифугу короткого радиуса”: видимо предполагается, что спать (“короткий радиус” конфликтует с возможностью ходить, заниматься на тренажёрах и т.д.) на станции космонавты будут при искусственной гравитации. Разумеется, многообещающе звучит “модуль-стапель”. И ещё интересный момент, что тут нигде прямым текстом ничего не сказано про Луну, хотя, казалось бы, всё это идёт в подпункте “Разработка проектов тактико-технических заданий на опытно-конструкторские работы по созданию космических средств пилотируемой инфраструктуры в обеспечение реализации пилотируемых полётов на Луну”… Учитывая, что работы эти имеют шифры ОКР «КК РОС», «ОК РОС», «КК РОС – СЛМ», «Союз – ТГКМ – ШМ», «ББ РОС», «Союз 5 – ББ РОС», «Союз – ТГКМ-ТМ», «Союз – СЛМ», возникают подозрения, что речь о той самой национальной орбитальной станции, которая должна быть на околоземной, а вовсе не окололунной, орбите.

Далее идут работы по лунному скафандру:

  • разработка предложений по проектно-конструкторскому облику и техническим характеристикам скафандра для внекорабельной деятельности на поверхности Луны
  • разработка дорожной карты ключевых технологий создания скафандра для внекорабельной деятельности на поверхности Луны
  • экспериментальные исследования с использованием вентиляционного макета скафандра с целью уточнения проектно-конструкторского облика и технических характеристик скафандра для внекорабельной деятельности на поверхности Луны
  • разработка проекта тактико-технического задания на опытно-конструкторскую работу «Скафандр для внекорабельной деятельности на поверхности Луны»

Следом у нас начинается луноход:

  • разработка основных технических требований к пилотируемому луноходу для использования на различных этапах исследования и освоения Луны
  • разработка предложений по составу и основным техническим характеристикам пилотируемого лунохода для использования на различных этапах исследования и освоения Луны
  • разработка основных технических требований к космической инфраструктуре, обеспечивающей функционирование пилотируемого лунохода для использования на различных этапах исследования и освоения Луны
  • разработка проекта дорожной карты развития ключевых технологий создания пилотируемого лунохода для решения задач исследования и освоения Луны
  • разработка предложений по решению проблемных вопросов создания пилотируемого лунохода для решения задач исследования и освоения Луны
  • разработка проекта тактико-технического задания на опытно-конструкторскую работу «Луноход пилотируемый негерметичный»

Замахиваются тут и на частично многоразовые аппараты:

  • разработка предложений по номенклатуре частично многоразовых средств и основным тактико-техническим требованиям к частично многоразовым средствам космической инфраструктуры для реализации пилотируемых полётов на Луну, в обеспечение безопасного пребывания и работы космонавтов на окололунной орбите и на поверхности Луны
  • разработка проекта дорожной карты ключевых технологий создания частично многоразовых средств космической инфраструктуры для реализации пилотируемых полётов на поверхность Луны
  • разработка предложений по решению проблемных вопросов создания частично многоразовых средств космической инфраструктуры для реализации пилотируемых полётов на поверхность Луны
  • исследование проблемных вопросов утилизации отработавших элементов транспортной космической инфраструктуры

Почему вопросы утилизации поднимаются именно в разделе про многоразовость – это вновь вопрос не ко мне, самому интересно.

Ну и в конце дело доходит до медицинских вопросов:

  • разработка проекта тактико-технического задания на опытно-конструкторскую работу «Медицинские лечебно-диагностические укладки, в том числе неотложной помощи, предназначенные для эксплуатации в составе ПТК-М, ЛВПК-М, ПТК и ЛВПК (ОКР «Укладка»)
  • разработка требований к средствам диагностики состояния здоровья и работоспособности членов экипажей лунных экспедиций в обеспечение решения задач исследования и освоения Луны
  • разработка проекта технического задания на средства профилактики последствий воздействия вредных факторов космического пространства при реализации пилотируемых лунных экспедиций

Отдельно хотелось бы отметить такой пункт документа:

ТРЕБОВАНИЯ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НИР
Не предъявляются.

Т.е. можно надеяться, что работы эти будут более или менее открытыми, что не может не радовать.

Все эти данные взяты отсюда:

https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ok504/view/documents.html?regNumber=0995000000221000062

Что же, выглядит так, будто бы российская лунная пилотируемая программа сейчас начинается практически с нуля. Из уже готового прослеживается только ракета-носитель Ангара, а вот, например, космический корабль Федерация нигде не мелькает. Ещё чуток промелькнули в шифрах ОКР Союзы, правда в том числе и ещё не готовый Союз-5, но только в отношении орбитальной станции, которая, по всей видимости, будет околоземной.

В целом лично мне ситуация видится так:

  • на околоземной орбите планируют создать новую орбитальную станцию;
  • на этой станции постепенно будут копить запасы топлива и собирать аппараты для полёта на Луну;
  • по мере готовности аппараты (пилотируемые, грузовые, взлётно-посадочные) будут стартовать с орбитальной станции к Луне.

Если предположить, что работы, связанные со сверхтяжёлой ракетой, добавлены в список “до кучи”, типа “пусть там за одно глянут, что по чём с ней выйдет”, то такая программа выглядит реально разумной и обоснованной. Создание сверхтяжёлой ракеты, которая будет летать “раз в год, два в пятилетку” – это дорого и малоэффективно. А вот создание орбитальной верфи, где можно будет постепенно собирать как крупные пилотируемые корабли, так и, например, самые обычные спутники – это уже более интересное и потенциально экономически оправданное дело.

Впрочем, тут встаёт вопрос с наклонением орбитальной станции… Мы много слышали про наклонение около 98 градусов, т.е. про пилотируемую станцию на ретроградной солнечно-синхронной орбите. Для старта к Луне такая орбита выглядит не самым лучшим выбором. Тяжёлые геостационарные спутники на ней собирать и с неё отправлять на геостационар тем более не выйдет. Хотя вот спутники дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) с неё было бы отправлять идеально. Но такие спутники зачастую не так уж велики, непонятно, есть ли смысл собирать их в космосе. Так что для станции-верфи разумнее будет “не выпендриваться” и оставить наклонение 51,6 градуса, как у МКС, т.е. минимальное доступное с российских космодромов.

97 коментарів

Розгорнути всі

Будь ласка, у свій профіль, щоб коментувати пости, робити закладки та оцінювати інших користувачів. Це займає всього два кліки.

Вер 24, 2021 14:12

Фикция -фрикция -умирающей отрасли, зачем размышлять над бреднями больного?

Вер 24, 2021 14:15

Контент видалено за запитом автора

Вер 24, 2021 14:27

Список того что нужно разработать такой большой и мудренный.. Ели дочитал, про понял и не говорю.Полностью согласен. Некоторые вещи настолько непонятны, что даже вставил своё негодование в текст публикации.

1 734 764 300 рублей~ = 24 000000 в американских рублях. Ну.., глядя на список там не одна «кантора»(КБ) будет этим заниматься..Всё-таки там на весь этот безумный список всего одна реальная, а не бумажная, работа: “исследования с использованием вентиляционного макета скафандра”. Причём бумажная работа – это разработка технических заданий, требований и т.п., а не собственно самих кораблей, станций и т.д. Так что сумма выглядит не такой уж и маленькой. Честно говоря, на мой взгляд этого хватит не только реально выполнить работу (ещё раз, только техзадания и требования), но ещё “распилить” 2/3…

Вер 24, 2021 15:22

Контент видалено за запитом автора

Вер 24, 2021 16:18

Документ похож на оправдание в бюрократически-эффективно-менеджерском стиле. Признаться, что лунная программа, включая свертяж и федерацию орел провалена не могут, так как емнип был даже указ путина о создании сверхтяжа.

Вер 24, 2021 14:28

Спасибо за анализ! С удовольствием ознакомился.

Вер 24, 2021 15:52

А рогозмосу больше ничего и не остается кроме как тратить мильёны на всякие талмуды, которые вероятней всего так и останутся в архивах…

Вер 24, 2021 17:13

От якби не пояснення пана автора по ходу переліку, точно застопорився на першій дюжині пунктів, гречно дякую. А загальне враження – взяли кілька кубиків гральних, написали на гранях всякі штуки, реальні і потенційно реальні, та й заходился іх кидати, записуючи цікаві комбінаціі. Благо, це ж тільки пре-ТЗ, грошей трохи дадуть, а там подивимось, мовляв

Вер 24, 2021 17:18

Побольше бы таких статей. Спасибо.

Вер 24, 2021 17:40

Честно говоря, я бы хотел побольше совсем других статей – тех, которые рассказывают о уже изготавливаемых вещах, а не о заказах на разработку технического задания на разработку аппарата, который быть может когда-нибудь начнут делать.
Но, увы, времени писать сейчас крайне мало, и если со статьёй, посвящённой одному документу, можно справится за два часа, то статья про какую-нибудь серьёзную вещь, типа такой, занимает уже две недели.

Вер 24, 2021 18:25

И таких, и таких хотим! Разбор заказа тоже полезен, мне интересно было почитать.

Вер 24, 2021 18:57

И то, и другое содержит собственную мысль автора и дает полезное знание об отрасли.

Вер 24, 2021 19:51

Статті такого плану більш “значущі” ніж переклади. Ніяких своїх думок в перекладах передавати не можна, тож вміння самостійно написати матеріал та структуровано висловити думки багатого вартує.

Вер 24, 2021 17:23

Какой же это громоздкий план!

Вер 24, 2021 17:48

Да вообще жесть… А ведь я всё ОЧЕНЬ сократил!

Например, в разделе “3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НИР” у нас есть пункт “3.2.1.3 Разработка проекта тактико-технического задания на опытно-конструкторскую работу «Малый пилотируемый транспортный корабль»”. Листаем до раздела “4 ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ НИР” и видим там “… должны быть получены следующие результаты… 4.2.1.3 Проект тактико-технического задания на опытно-конструкторскую работу «Малый пилотируемый транспортный корабль» (ОКР «ПТК-М»)”.
Т.е. почти весь раздел 4 – бессмысленное повторение раздела 3 без каких-либо уточнений.

На мой взгляд, там раза в три всё короче изложить можно было бы.

Сорян случайно на минус попал. Так задача была не короче, а туманней).

Вер 24, 2021 17:54

Якби на паперових літачках можна було б дістатися до космосу, Роскосмос був би уже на Місяці.

Вер 24, 2021 18:25

малый пилотируемый транспортный корабльРабочее название Орел (зачёркнуто), Орлёнок (зачёркнуто), Цыпленок…

Вер 24, 2021 19:52

Просто “Яйцо”…

Вер 24, 2021 18:27

Согласно техническому заданию работы ценой 1 734 764 300 рублей…
Странно что копеек нет. Создаётся впечатление что в Рогозмосе бухгалтерия на высочайшем уровне. Это всякие буржуйские НАСЫ миллиардами раскидываются, а тут… 300 рублей! Всё тютелька в тютельку. 🙂
будут осуществляться с 1 января 2022 по 14 ноября 2025. В рамках этих работ должны быть составлены технические задания (но не более того!)
То есть к 2026 будет готова только бумажная работа. До “яблонь на Марсе” оставалось… 800 лет.
выглядит так, будто бы российская лунная пилотируемая программа сейчас начинается практически с нуля.
Именно такие же мысли возникли и у меня.
Планов конечно громадьё, но… хоть сумма в 1 734 764 300 рублей и выглядит устрашающей и солидной, это всего лишь $23М. Рогозмосу нужно создавать видимость бурной деятельности чтобы продолжать получать финансирование, вот они и суетятся. Столько времени и человеческого труда(ведь там есть и те кто действительно РАБОТАЕТ) уйдёт в песок. Печально.

PS: Автора статьи не хотел обидеть или как то зацепить. Более того с его мыслями/рассуждениями/выводами в конце статьи полностью согласен.

Вер 24, 2021 19:07

Согласно техническому заданию работы ценой 1 734 764 300 рублей будут осуществляться с 1 января 2022 по 14 ноября 2025. В рамках этих работ должны быть составлены технические задания (но не более того!)
«Провести в жизнь. Полыхаев».

ТРЕБОВАНИЯ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НИР Не предъявляются.
«Не возражаю. Полыхаев»

Вер 24, 2021 22:10

В отвєт на злобньіє проіскі…

Вер 25, 2021 01:29

“Уплочено. Бегемот” 🙂

Вер 27, 2021 00:41

“Носорог”. Потрачено)

Вер 24, 2021 20:11

Ну а что. Давайте две станции забабахаем.

Вер 24, 2021 21:16

Космический комплекс это и средства запуска тоже. Орбитальный комплекс это сама станция. Со свободнолетающим модулем это другой вариант.

Вер 24, 2021 20:12

Комлекс “РОС” это и объекты рядом со станцией – свободно летающие модули. А станция – это сама станция.

Вер 25, 2021 04:25

Орбитальный комплекс «Российская орбитальная станция» (ОКР «ОК РОС») «Базовый блок Российской орбитальной станции» (ОКР «ББ РОС»)Выглядит так, что РОС – это именно станция, её базовая часть… А модули, в том числе свободнолетёщие – могут её дополнять.

Вер 24, 2021 20:47

Рогозин: Та-ак, коллеги, пилить уже нечего. Кораблей и ракет уже наобещали, че еще придумать на распил?
Из зала: А давайте прикладные исследования предложим.

Вер 24, 2021 21:11

Корабля без малого не существует? Как же он в контрактах появляется. Орион тоже же как то появлялся когда не существовал? Немного не верное определение дано ещё в одном месте. Косм. комплекс это и средства запуска и выведения, и сборочные площадки, и все все все. А орбитальный комплекс (указанно 2 варианта) это станция

Вер 25, 2021 15:41

Нужно отменить этот тендер. Роскосмос надо распустить и набрать новый персонал. В противном случае растрата бюджетных средств на “исследования проблемных вопросов” и т.п. будут продолжаться бесконечно. Подпишите петицию: https://chng.it/MD7xX58x

Вер 25, 2021 16:55

переставити кроваті?

Вер 25, 2021 17:35

емнип там предлагали как раз менять шлюх, а не кровати 🙂

Вер 25, 2021 17:14

“Нужно отменить этот тендер. Освободившиеся финансовые средства направить на лечение детей” – серьёзно?.. Давайте ещё астрономов всех уволим, а то смотрят там свои звёзды без всякой пользы, зарплату почём зря получают, а в это время в Африке дети голодают.

Вер 25, 2021 17:34

Ну так вон и генсек ООН туда же
UN Secretary-General António Guterres criticized “billionaires joyriding to space while millions go hungry on earth” during a speech at the UN Generla Assembly Sept. 21.

Вер 25, 2021 17:43

Речь идет конкретно об этом тендере. Это явный распил. Бросаться в крайности не надо. Космос нужен, но не с помощью того персонала в руководстве Роскосмоса, который есть сейчас. Или надо перечислить все “достижения” Роскосмоса за последние 20 лет и сколько при этом средств “освоено”?

Вер 26, 2021 00:23

Ну и канцелярит) зачем они создают такие нелепые формулировки.

Вер 26, 2021 06:02

Хрен бы с ними. Самое фиговое, что нет никаких пояснений, что под ними скрывается… Например, мы понимаем, что должно быть рассмотрено два варианта: малый корабль для полёта на Луну и какой-то большего размера. Но малый – это насколько? Если он будет одноместный, как в советской лунной программе – это нормально или “да вы там вообще охренели”?
Да что уж там: мои выводы о том, что орбитальная станция должна быть на околоземной орбите, сделаны на основе заявлений руководства Роскосмоса для прессы, а не следуют из документа! Т.е., по идее, исполнители, которые чисто сам документ читают, потенциально могут воспринять его так, как необходимость сделать станцию на окололунной орбите, подобно американской концепции.
Скорее всего авторы документа просто сами плохо понимают, чего же они, блин, хотят…

Вер 26, 2021 09:53

Скорее всего авторы документа просто сами плохо понимают, чего же они, блин, хотят…Это как раз очень похоже на то, о чем я писал выше:https://thealphacentauri.net/98971-prikladnye-issledovaniya-problemnyh-voprosov-realizacii-pilotiruemyh-poletov-na-lunu/#comment-83591
Руководство, прикрывая свои провалы дает указание исполнителю сочинить этот документ, причем исполнитель не инженер, а “эффективный менеджер”.

Вер 26, 2021 10:51

В соседней новости НАСА выделяет на те же сроки 400 млн баксов на разработку нескольких вариантов орбитальных станций. Это примерно 30 млрд. руб. Вот у них это даст результат. А в РФ все уйдет в бумагу, и не потому, что денег нет, нет желания. Денег как раз хватает, на 22-24 годы (т.е. на меньший срок) 120 млрд. Руб выделяют в качестве доп. финансировантя бесполезной пропагандистской инфопомойке раша тудей. П – приоритеты.

Вер 26, 2021 10:57

На проработку ТЗ больше денег и не нужно.

Вер 26, 2021 11:13

А чем они с 2015 года занимались? Если не ошибаюсь, текущая целевая программа идет 15-25 годы. Или для кого-то новость, что с МКС во второй половине 20х сваливать придется? Это изначально было известно, 30й год всегда был максимально оптимистичным прогнозом. Хотя для тех, кто такие документы выдает, это, наверное, действительно новость.
Но в любом случае ТЗ надо в сжатые сроки готовить, к концу 22, чтобы с 23 начать уже проектную деятельность. Смотрим, опять-таки, на NASA, там не будут бумажки до 25 года перекладывать, там уже через год выберут финалистов, которые пойдут уже в реальную разработку.

Вер 26, 2021 16:00

Ура нашему Путину нашему вождю! А остальных всех на трудовоспитание.

Вер 29, 2021 09:28

Замінусовав бо це пропаганда або культ особистості космічного рівня

Жов 01, 2021 03:14

Это троллинг)

Вер 26, 2021 23:14

Вообще, какая-то картина грустная вырисовывается… Прочитал Чертока (очень интересные книги, рекомендую) Так вот там он описывает конфликты между главными конструкторами (Королев, Челомей, Янгель, Глушко и т.п.). Причина конфликтов – разное видение путей развития (иногда принципиально разное) и ограниченность ресурсов. Т.е. был избыток идей, идей структурных, комплексных… Сейчас такое ощущение, что нет визионера у Роскосмоса, задачи – чисто военные. Ну или просто рисование каких-то достижений (Робот Фёдор, фильм на орбите и т.д.). Рогозин – это отдельный симптом российской действительности. У американцев как-то тоже с этим проблема, но там большой пласт научных задач является драйвером новизны в отрасли. А визионерами становятся частники (многоразовые ракеты, печать ракет, полёт на Марс, космический туризм). Корабль Боинг, лунная программа – как раз пример того, что при отсутствии чёткой цели даже с большими финансами процесс может идти вяло.