Брат, подкинь рубль? – Опасная стыковка модуля «Наука» вызывает обеспокоенность относительно будущего МКС

Kirill Pol

Статьи

Автор книги “Liftoff” об успехе SpaceX и редактор сайта arstechnica.com Эрик Бергер написал статью о туманных перспективах сотрудничества NASA и Роскосмоса после инцидента с модулем “Наука”. Взгляд на эту печальную ситуацию с той стороны океана.

6273

«Все шло хорошо, но имел место человеческий фактор»

Модуль “Наука” пристыкованный к МКС. Credit: arstechnica.com

В прошлый четверг новый большой российский модуль «Наука», столкнувшийся с некоторыми техническими трудностями по пути на орбиту, наконец пристыковался к МКС. Тем не менее, проблемы на этом не кончились. Примерно через 3 часа после стыковки «Наука» стала внепланово запускать свои двигатели, что отразилось на положении станции.

Эта ситуация заставила ЦУП NASA в Хьюстоне запустить процедуры, проводимые в случае потери контроля за положением станции в пространстве, которые неоднократно отрабатывалась астронавтами и операторами на Земле. Позже, во взаимодействии с ЦУПом в Москве, операторы запустили двигатели на российском сегменте станции и пристыкованном к ней грузовом корабле «Прогресс». Эти действия удерживали станцию от чрезмерного вращения, пока «Наука» не израсходовала свои запасы топлива.

Сразу после этого инцидента, NASA спешно собрало пресс-конференцию с участием главы программы пилотируемых космических полетов NASA Кэти Людерс и главы программы МКС в NASA Джоэлем Монталбано. И NASA, и Роскосмос заявили, что ситуация была под контролем и пытались приуменьшить риски для станции и экипажа на борту.

Однако, эта пресс-конференция оставила неотвеченными множество вопросов, касающихся технических проблем Роскосмоса, который в свою очередь давал весьма противоречивые комментарии. Высокопоставленный чиновник Роскосмоса, бывший космонавт Владимир Соловьев, официально заявил, что «из-за кратковременного сбоя программного обеспечения была ошибочно реализована прямая команда на включение двигателей модуля на увод, что повлекло за собой некоторое видоизменение ориентации комплекса в целом».

То есть проблема – в программном обеспечении. Позже, глава Роскосмоса, Дмитрий Рогозин, признал, что ошибку мог совершить наземный персонал. «Все шло хорошо, но имел место человеческий фактор», заявил он в интервью российскому изданию, как сообщило агентство Рейтерс. «То есть была такая эйфория, люди в каком-то смысле расслабились».

Сейчас, когда непосредственная опасность миновала, остались наиболее актуальные вопросы: что вообще произошло и что это значит для продолжения участия России в программе МКС? Основная цель NASA – обеспечить присутствие человека на низкой околоземной орбите (далее – НОО), а это, в свою очередь, означает продолжение эксплуатации станции до конца 2020-х годов.

Надежный партнер?

Поскольку возможной причиной несанкционированного срабатывания двигателей Науки стала ошибка оператора, этот случай может считаться уже третьей серьезной проблемой, возникшей из-за некачественной работы за последние 3 года. В октябре 2018 года запуск на орбиту корабля с экипажем из космонавта Алексея Овчинина и астронавта NASA Ника Хейга был прерван из-за нештатной ситуации с ускорителем ракеты «Союз», а экипаж совершил аварийную посадку на Землю. (с использованием системы САС – прим. пер.). Дальнейшее расследование показало, что боковой ускоритель был неправильно подсоединен к центральному блоку «Союза».

Примерно в это же время Россия заявила о наличии небольшого отверстия на борту другого корабля «Союз», находящегося на МКС. «Мы можем сократить версию: что это какая-то технологическая ошибка какого-то специалиста.» – прокомментировал Рогозин проблему.

Эти технические ошибки происходили по той причине, что Роскосмос с трудом выплачивает своим инженерам и техническим специалистам зарплаты в размере прожиточного минимума. И сейчас бюджет российской космической отрасли столкнется с еще большими трудностями, ввиду того, что NASA больше не нужно покупать места на «Союзах» для доставки астронавтов на МКС благодаря наличию у них корабля «Crew Dragon» и, надеюсь скоро, «Starliner».

Несмотря на все это, NASA продолжает публично поддерживать совместную с Роскосмосом программу. С облегчением можно сказать, что, независимо от проблем, с которыми столкнулся модуль по дороге на орбиту, «Наука» сейчас там и она работоспособна. Это важно, ибо таким образом, вероятно, закрепляется участие России в проекте МКС до конца десятилетия.

Тем не менее, твердых гарантий этому нет. В течение нескольких последних месяцев российские высокопоставленные чиновники начали делать заявления о том, что оборудование и модули Роскосмоса, находящиеся на орбите и большинство из которых возрастом более 20 лет, постепенно стареют без ремонта. Россияне также предполагали выйти из программы (МКС – прим.пер.) к 2025 году и построить новую станцию. И действительно, в прошедшую субботу, через два дня после проблемной стыковки «Науки», Роскосмос опубликовал заявление, согласно которому они продолжают изучать проект новой станции на НОО – Российской орбитальной служебной станции. Все это больше похоже на позерство, так как у России нет ни денег, ни возможности быстро построить новую космическую станцию.

Теперь появляются вопросы к NASA о том, как долго агентство планирует полагаться на партнера, который явно имеет технические проблемы у своего персонала, всегда просит денег и кричит на каждом углу о своем желании выйти из программы МКС, существующей уже почти три десятилетия.

NASA заявило о намерении сохранить свое присутствие на НОО. К 2028 году или около этого времени агентство надеется иметь на орбите коммерческие космические станции. Но до этого времени МКС останется единственным вариантом для NASA. И даже если русские станут еще менее надежными партнерами, у космического агентства США есть варианты, хотя для их реализации потребуется время.

NASA могло бы заплатить какой-нибудь компании, вроде Axiom Space, чтобы ускорить создание ее коммерческого модуля, который можно будет пристыковать к станции и который смог бы взять на себя роль двигательной установки МКС. Сейчас эту роль играет российский служебный модуль в составе МКС. Или можно было бы заключить соглашение с компанией вроде SpaceX, чтобы она пристыковала к МКС свой Starship для поддержания высоты станции.

На данный момент не похоже, что отношения NASA и Роскосмоса находятся в критической точке, но, как и на стареющей космической станции, у них есть признаки износа и трещин. Роскосмос мог бы укрепить их, будучи более откровенным с NASA относительно ситуации с “Наукой” и взяв на себя обязательства по перспективам их совместного партнерства.

ERIC BERGER – 02.08.2021

Источник: www.arstechnica.com/science/2021/08/nauka-modules-near-miss-raises-concerns-about-future-of-space-station/

Ссылка на статью Alexandr Tarlakovsky на АЦ о книге “Liftoff” Эрика Бергера: https://thealphacentauri.net/82078-liftoff-novaya-kniga-erika-bergera-o-spacex-i-ilone-maske/

269 Comments

Show All

Please, into your profile to comment posts, make bookmarks and rate other users. It takes two clicks to create a profile or log in.

Сер 03, 2021 15:59

Эти технические ошибки происходили по той причине, что Роскосмос с трудом выплачивает своим инженерам и техническим специалистом зарплаты в размере прожиточного минимума.
Бергера уважаю, но вот это – развесистая клюква.

Сер 03, 2021 16:04

Да, звучит не очень, но в статье именно так. Я думал, он имел в виду “низкие зарплаты”, но не похоже. Возможно, имелся в виду не официальный прожиточный минимум, а средства необходимые на нормальную жизнь.

Сер 03, 2021 16:06

А как в оригинале?

Сер 03, 2021 18:11

Да, нормальные там з/п. За запуск Науки нормальные премиальные получили.

Если это не сарказм, то за что премиальные? Штатный запуск – зарплата. Запуск с косяками – спасибо, что не штраф или увольнение. За какие заслуги премия?

Сер 03, 2021 21:34

Да, нормальные там з/п. За запуск Науки нормальные премиальные получили.
Зарплата и премиальные это как бы две разные вещи. К тому же люди там находятся как бы на переднем крае науки, а значит зарплаты должны быть не то что нормальные, а гораздо лучше.

Сер 03, 2021 21:47

А які зарплати?

Сер 03, 2021 21:48

А які там зп?

Сер 05, 2021 00:40

На данный момент в Москве для трудоспособного населения прожиточный минимум составляет 20 589 рублей.
Активная вакансия в РКК “Энергия”:
Электромонтажник специзделий от 30 000 руб. до вычета налоговПосле вычета налогов будет уже “от 26 100 руб.”…

Да, безусловно, я специально искал вакансию с минимальной зарплатой. Есть вакансии с зарплатой в 2-3 и даже 4-5 раз выше. Причём и тут сумма выше прожиточного минимума.
Но, тем не менее, фраза про “выплачивает своим инженерам и техническим специалистом зарплаты в размере прожиточного минимума” если и не верна в точности, то как минимум имеет под собой определённые основания.

Сер 06, 2021 11:34

Развесистая клюква? У вас есть пруфы? Или просто за державу обидно?

Сер 06, 2021 11:50

Злобному Буратине не нужны ссылки. )
Он добрее от них не станет.

Сер 03, 2021 19:39

Я проглянув оригінал, автор влучно адаптував назву, класний переклад.
Збережена та атмосфера, яка закладена в статті. Видно, що їх вже це просто достало.

Сер 03, 2021 19:44

Спасибо за поддержку!)

Сер 04, 2021 22:19

А вот заголовок очень рискованный. Я, например, сюда прибежал потому, что решил речь пойдет о свежей статье про TESS, которая доступна только патронам.

Сер 04, 2021 22:57

Про телескоп статья отличная

Сер 05, 2021 05:18

Статья доступна не только нашим спонсорам, но и первой сотне пользователей в рейтинге нашего сайта (в это число входите и вы 🙂 )

Сер 03, 2021 22:07

Спасибо за перевод! Действительно хорошая статья.

Сер 03, 2021 22:41

Спасибо! Рад, что понравилось)

Сер 04, 2021 01:50

Дякую за переклад! Дійсно цікава стаття! Дає розуміння як на ситуацію, що скала дається, дивляться за океаном

Сер 04, 2021 01:59

Не знаю украинский, но нема за що)) и спасибо за хороший отзыв!

Сер 05, 2021 13:37

В правом верхнем углу есть кнопочка “Т” — она позволяет переводить комментарии 😉

Сер 04, 2021 02:59

Спасибо за перевод!

Сер 04, 2021 07:07

Пожалуйста! Рад, что понравилась статья!

Сер 04, 2021 21:27

Хороший перевод, Кирилл.
Одно замечание, в выделенной цитате making noises можно перевести как “шумит”.

Сер 04, 2021 21:36

Спасибо! Вне контекста да, именно так я бы и перевел. Но в контексте решил сделать так. Потому что “шумит о своем желании выйти из проекта” на мой взгляд звучит менее по-русски, чем “кричит на каждом углу о своем желании выйти из проекта”. Мне показалось, я тут не исказил смысл)

Сер 04, 2021 22:07

Тут дело вкуса. Главное, “повсюду шумит” передает негативное отношение автора также хорошо как “кричит на каждом углу”.

Сер 05, 2021 04:55

По факту имеем успешно пристыкованный новый модуль и вполне ожидаемый вой с известной стороны.
Вот это раздувание проблем с наукой весь её полёт совершенно не оправдано.
Кратко перечислю – ужас ужас! топлива нет! модуль неуправляем! Болты вылетают!

Проблемы в такой работе конечно есть это не рядовой запуск.

Аплодисменты российским специалистам за проделанную работу.
А тем кто смаковал проблемы – позор.

Сер 05, 2021 08:18

По факту имеем успешно пристыкованный новый модуль и вполне ожидаемый вой с известной стороны.Успешность можно будет оценить после 10 ВКД. Вполне ожидаемый молчок и затыкание ртов тем, кто говорит, что есть проблемы.
Вот это раздувание проблем с наукой весь её полёт совершенно не оправдано.Совершенно неоправданно говорить о том, что всё идёт по плану, хотя это вранье.
Кратко перечислю — ужас ужас! топлива нет! модуль неуправляем! Болты вылетают!Краткий пересказ. Всё по плану, проблем никаких не было и нет.
Проблемы в такой работе конечно есть это не рядовой запуск.Это понятно и логично, только почему-то говориться, что проблем нет.
Аплодисменты российским специалистам за проделанную работу.Да, благодаря спецам и вопреки менеджменту.
А тем кто смаковал проблемы — позор.Тем, кто скрывал даже намёки на проблемы или сложности – позор.

Сер 05, 2021 08:48

Контент видалено за запитом автора

Сер 05, 2021 09:51

Можно было просто сослаться на одного известного персонажа:
“Те, кто зат. затевают эту русофобию, русофобию затевают, вот это вот, вот этоаа затевают всё вот это, этооо я им этим людим это адресовываю: “доиграетесь вот с этой русофобией, которую вы, которую вы затеваете”.

Сер 05, 2021 17:57

Проблемы в такой работе конечно есть это не рядовой запуск.А в чем же он такой нерядовой? Маск раз в неделю по 16 тонн на орбиту забрасывает.

А тем кто смаковал проблемы — позор.Больно много чести: смаковать. Для этого есть более достойные объекты – Безос, SLS, etc. Было сочувствие к той части сотрудников Роскосмоса, которые, вопреки всему, довели этот гроб до цели, и брезгливое отвращение к той части, которая, пытаясь в очередной раз утаить шило в мешке, строчила победоносные реляции.

Сер 06, 2021 04:03

>А в чем же он такой нерядовой? Маск раз в неделю по 16 тонн на орбиту забрасывает.
Вот вы Маска и спросите. Как ни странно, в отличие от толп его фанатов он вполне положительно относится к российской космонавтике. Берите пример со своего кумира.

https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRXFxWNiBmVGB7nvSp_NHoYqwM8MjXJ5hr2XQ&usqp=CAU

Сер 06, 2021 11:40

Ну да, это конечно успешный запуск, без всяких сомнений. То что топлива нет, это фигня, то что люди допускают все более серьезные ошибки это тоже фигня. То что узнаем об этом из Американских источников, это вообще нормально. В чем собственно проблема? Очевидно, общая тенденция – всё идет к успеху.

Сер 06, 2021 11:48

Ну да, это конечно успешный запуск, без всяких сомнений. То что топлива нет, это фигня,
Запуск успешный. Остальное фигня вы правы. И никто не обязан отчитываться когда шла напряжённая работа. Когда всё закончилось всё рассказали – претензии не обоснованы. То что кто-то свои домыслы раньше времени выливал Роскосмос не виноват.