
В последние дни приходится давать много интервью. Иногда повторяешься, а где-то – и нет, говоря что-то по-настоящему ценное. И так случилось, что в одном интервью были уж слишком прямые вопросы, и на них были даны лобовые откровенные ответы. Фактически в этом интервью, да и во всех за последние дни именно эти мои слова, моя оценка происходящего с нашей космонавтикой, да и с нашей страной вообще – самая важная и точная.
И как раз вот эти слова не были опубликованы. Пару дней назад “Медуза” стала иностранным агентом, и все остальные СМИ прикусили языки – правду стало говорить еще сложнее. А вот что было вырезано, и понятно – почему:
Вопрос:
– Но если не полетим на Crew Dragon, ведь дураками будем?!
Мой ответ:
– Не все помнят, но в советское время у нас был «железный занавес». Чтобы ты не мог посмотреть, как у них там хорошо. И наш отказ от полёта на Crew Dragon – это такой железный занавес «Роскосмоса», чтобы наш космонавт не видел, насколько у них шикарный корабль по сравнению с нашим «Союзом» (разработка корабля началась в 1962 году под руководством С. П. Королёва – прим.ред.). Наше самоограничение по Crew Dragon, или по проекту Gateway, – это добровольный железный занавес, самоизоляция, которая ни к чему хорошему не приведут. Будем работать с китайцами? Crew Dragon на два поколения современнее «Союза»! «Союз» – одноклассник «Аполлона». Потом у них был Шаттл, у нас «Буран», при том, что мы разрабатывали частично многоразовый восьмиместный корабль «Заря». Это уже был корабль второго поколения. А Crew Dragon – корабль третьего поколения. И наша «Федерация», она же «Орлёнок», она же «ПТК», тоже третье поколение. Но нашего корабля нет.
Вопрос:
– Другими словами, термин «космонавт», к которому сейчас привыкли российские улицы, вряд ли обретёт свой изначальный смысл?
Мой ответ:
– Очень правильный вопрос. Когда мы с вами говорим о том, насколько это трагично, мы отталкиваемся от того, что мы – родина космонавтики. Мы запустили первый спутник, первого человека, первый выход в открытый космос, первая женщина космонавт, первая орбитальная станция. И мы привыкли, что так должно быть всегда. Но на самом деле, это было казусом истории, гримасой истории, зигзагом истории. И вот только сейчас мы возвращаемся в нормальное состояние, в нормальный технологический уровень на фоне других держав. Россия будет иметь не ту космонавтику, которую мы с вами хотим, а ту, которую может позволить современный уровень российской экономики и общественно-политических отношений в нашем обществе. И то, что у нас сейчас «космонавт» – это ОМОНовец – это проявление именно этого. По большому счёту, космонавт-омоновец, который дубасит обычных граждан на улицах, хотя граждане вроде как могут туда выходить, – это и есть образ нашей космонавтики. Если мы говорим о наших космонавтах, то выясняется, что у них в центре подготовки чуть ли ни буза из-за низких зарплат, что им годами не могут достроить дом под жильё, и прочее. Мы не теряем космонавтику. Мы просто обретаем ту, которой достойны. В стране, где только по официальным данным 17 миллионов человек живут ниже черты бедности, где 30 миллионов не имеют тёплого толчка, и так далее… Печально? А я уже переболел этим. Тоже долго думал, что это трагедия. Но на самом деле, мы выздоравливаем. То же самое с промышленностью, выборами, общественно-социальными институтами. У нас такая же Дума. Такой же губернатор ваш питерский. Не может быть другого. Почему при таком губернаторе, при Рогозине должна быть другая космонавтика? Не может быть другой. Не зря же Рогозин сказал, что у него жутчайшие финансовые ограничения по сравнению с СССР. Мы уже имеем и будем иметь ту космонавтику, которой достойны.
Нам до сих просто везло. Повезло с ошибочно переразмеренной ракетой, которая подарила Первый Спутник, Гагарина и Терешкову. Потом возникла МКС, которая не дала нам упасть. Мы не деградируем с заслуженных высот. Нет! Те высоты были исторической случайностью. Сейчас мы возвращаемся в наше нормальное состояние. Мы с вами сейчас вообще говорим по китайским смартфонам! У нас ни ***я нет своего! У меня даже чайник на кухне китайский! Трагедия это? Как посмотреть. И в этом смысле Рогозин на своём месте. И президент у нас правильный. Отсюда и космонавтика соответствующая.