SpaceX успешно запустила и впервые посадила корабль Starship SN10. А потом он взорвался

Полным успехом основной программы испытаний завершился 10-километровый полёт Starship SN10 в ночь с 3-го на 4-е марта.

8299

Полным успехом основной программы испытаний завершился 10-километровый полёт Starship SN10 в ночь с 3-го на 4-е марта.

Сперва тест был перенесён из-за программных ограничений Starship: суммарная тяга двигателей в момент зажигания превысила лимит, установленный инженерами. SpaceX решила проблему в своём стиле, просто подняв этот лимит до необходимого уровня.

В назначенное позже время, около полуночи по UTC, прототип таки оторвался от стартового стола. Он успешно последовательно отключил двигатели, повернулся на бок и начал снижение к площадке, помогая себе аэродинамическими поверхностями.

SpaceX учла опыт испытаний SN9: теперь в момент перехода из горизонтального состояния обратно в вертикальное зажглись все три двигателя Raptor. Аппарат сбросил скорость, два двигателя отключились и Starship завис над посадочной площадкой на тяге одного Raptor’a.

Отчётливо видно, что во время посадки возникла какая-то проблема с посадочными опорами. Они явно не выдвинулись полностью.

Возможно, именно это послужило причиной возгорания около одной из аэродинамических поверхностей. Однако с этим «пожаром» прототипу всё же удалось не особо жёстко сесть на площадку. Если вы участвовали в нашем бинго и выбрали клетку D2, то победили.

Однако спустя всего несколько минут после посадки пожар таки добрался до баков, метан возгорелся и взорвался, подбросив Starship на добрых 70 метров над площадкой. Обломки корабля рухнули около места посадки.

Момент взрыва. Credit: LabPadre

Наверняка SpaceX проведёт расследование и опубликует причину взрыва, а пока мы можем только поздравить компанию с первой успешной посадкой. Это — важный шаг к созданию полноценного корабля.

Запись нашей 5-часовой трансляции доступна на YouTube:

https://youtu.be/kWWem9VPCAg?t=18314

А отдельно посмотреть моменты старта, посадки и взрыва первого корабля SpaceX, слетавшего дважды в течение 20-ти минут, вы можете здесь:

Следующий прототип, SN11, уже собран. Однако неизвестно, сколько времени может занять подготовка к его тесту. По опыту предыдущих испытаний можно ожидать около месяца работ, расследований и проверок.

94 коментарів

Розгорнути всі

Будь ласка, у свій профіль, щоб коментувати пости, робити закладки та оцінювати інших користувачів. Це займає всього два кліки.

Бер 04, 2021 03:25

Если брать последние два запуска Starship, то в плане успешности имеется явная положительная динамика 😉

Бер 04, 2021 03:41

Контент видалено за запитом автора

Бер 04, 2021 03:46

він зміг.. Сів таки зараза перната 
🙂

Бер 04, 2021 04:20

Контент видалено за запитом автора

Бер 04, 2021 03:59

На видео отчетливо видно, что пожар начался, еще во время посадки. Ждем информацию, что было причиной.

Бер 04, 2021 05:22

мне еще показалось, что при посадке работали только два двигателя, хотя должны были все три
PS: вру, все три включились, так что норм. А вот подпрыгнул он при посадке “стремновато”

Бер 05, 2021 15:32

Пожар был и при посадке SN6. Это не критично само по себе. Проблема была все-таки в жесткой посадке. На некоторых видео видно, что 2 ноги просто не раскрылись как надо, от того он и сел чети как, отпружинил, и шмякнулся повторно. В итоге под ним почти не было места, чтобы пары метана выдувались это раз, и вполне могла начаться протечка – это два.

Бер 05, 2021 16:13

О, класне відео. Його б в текст статті добавити.

Бер 05, 2021 16:44

Пожар был и при посадке SN6. Это не критично само по себе. Пожар в двигателе не может быть некритичным. Двигатели, тем более в многоразовом аппарате должны работать очень надежно.

Бер 04, 2021 07:28

С FAA они вроде все утрясли, надеюсь больше залупаться особо не будут. Время между sn8 и 9 – 2 месяца без одной недели, между sn 9 и 10- ровно месяц, так что возможно мы вправе расчитывать на две недели до sn 11. Выкатить на площадку , криотест, статик фаер без замены двигателей и вперед

Бер 05, 2021 10:25

Ну то, что вы заметили тенденцию, не значит, что она будет продолжаться. SN9 мог лететь где нибудь спустя 6 недель, если бы не ффа, и 5, если бы не так много прожигов, не имеющих особой надобности к пуску. Всё конечно возможно, но я бы не ожидал ближайшие 3 недели пуска (надо разобрать обломки + подготовить орбитальный стол, ведь там скоро уже 1-ая ступень готовенькая будет + там в общем идут обильные работы (при работах на площадке понятно, испытаний не будет))

Бер 05, 2021 19:45

Задрало ждать месяцы, хочу пуски каждую неделю!

Бер 04, 2021 07:34

А ще, один із двигунів мав колір вихлопу на старті не такий як у інших. І кілька разів двигуни давали димок як камаз. Можливо, вони гралися з сильним дроселюваням, при якому пропорції суміші були далекі від ідеала.

Бер 04, 2021 07:40

Теж звернув на це увагу…

Бер 04, 2021 12:48

Также!

Бер 04, 2021 08:53

учитывая что почти во всех прототипах возникали возгорания в кольце двигательного отсека, от завихрений остаточного пламени или газов, есть резон, закрывать оборудование и кабеля общей крышкой.

Бер 04, 2021 09:22

Вообще эта “юбка” внизу абсолютно закрытая с боков мне кажется не очень удачным конструкторским решением, наверное там есть какие-то плюсы, но вот например сразу после посадки образуется практически замкнутое пространство (посадочные опоры совсем низенькие и к тому же легко сминаются) внутри которого раскалённые сопла только что работавших двигателей, сверху стенка бака с кислородом и рядом снаружи выход вентинга того же кислорода, который кажется загорелся при посадке. По моему или надо делать какие-то прорези в юбке по бокам, чтобы быстрее остужались двигатели и не скапливалась горючая газовая смесь, или закачивать в эту зону азот сразу после посадки, сбивать огонь.

Бер 04, 2021 09:29

Поставить газоанализатор, при приближении к взрывоопасному порогу сделать вентиляцию путем продувки азотом, чтобы полностью заполнить придонное пространство.

Бер 04, 2021 10:40

Верно, думаю с азотом взрыва бы не случилось. Посадочные ноги короткие, а при этой жесткой посадке стали еще короче и в юбке скопилось газов). Причем рвануло не сразу концентрация росла несколько минут.

Бер 04, 2021 14:09

согласен. если взять Фелкон9 то у него все защищено, торчат одни двигателя. а на старшипе все открыто. согласен, чтоб не нарушать прочность кольца, прорезать окна,

Бер 04, 2021 20:00

или закачивать в эту зону азот сразу после посадки, сбивать огонь.
Тут есть один существенный недостаток, а именно тот что азот, ёмкость для него, трубопроводы и насосы имеют приличный вес. А значит это минус полезная нагрузка.

Бер 04, 2021 10:09

от завихрений остаточного пламени или газовНе факт, что это причина. Возможно проблема в трактах самих двигателей.
Есть информация о тестах двигателей на стенде в разных режимах: с несколькими вкл/выкл, с поворотами всего двигателя из вертикального в горизонтальное положение и обратно и т.п. ?

Бер 04, 2021 09:43

Как по мне его специально взорвали… Грубая посадка много чего повредить могла и подпускать людей было бы опасно. Вот и подорвали

Бер 04, 2021 14:39

А мені здається це тупо, підірвати вцілілий прототип.

Бер 04, 2021 14:44

Може хотіли щось приховати? Вкрали якісь деталі дефіцитні, або кольоровий метал…

Бер 04, 2021 15:28

Вряд ли. Насколько я помню, говорилось о том, что заряды расположены по центру корпуса, а тут взрыв был четко снизу

Бер 04, 2021 18:20

Брызгалка пожарная у них почему-то не обливала саму ракету, когда она горела. Лили воду на пол. Странно это… Длительное горение всегда опасно. Почему они позволили это?

Бер 04, 2021 20:56

потому что забили на технику безопасности. вот и не додумали иметь мобильные автономные машины, или понастоящему мощные водометы. бьющие на сотню метров.

Бер 05, 2021 03:40

Как я по видео видел, брызгалка просто не могла достать струёй до самой ракеты, т.к. она села с заметным отклонением от центра площадки, и отклонением вдаль от брызгалки. Лили на землю в надежде, что хоть по земле поток воды дотечёт до ракеты и как-то её там снизу будет охлаждать.

Бер 06, 2021 01:17

Из-за взрыва следующий прототип запустится позже.Какой главный критерий для Маска? Время! Так что очень маловероятно,что взрыв был по команде.

Бер 04, 2021 09:47

З цього вибуху зберуть масу інформації про міцність та інші характеристики корпусу, це дуже цінний досвід, який однозначно вартий тих декількох мільйонів долларів, яких коштував прототип. Отже це дуже, дуже плідні випробовування.

Бер 04, 2021 10:06

Это сарказм? А то я как Шелдон не всегда догоняю.
Изучить впервые севший без разрушения прототип наверно было бы гораздо позеленнее чем его обломки. Мне опять больше всего жалко плитки термоизоляции.

Бер 04, 2021 13:36

Мабуть, всеж вивчити цілий екземпляр було б краще, згоден. Тим не менш, кожний інцедент – це попередження подібного в майбутньому. Не рвануло б зараз – можливо, той дефект виявив би себе пізніше, з більшими наслідками. Крім того, аналізуючи записи швидкісних камер з моменту вибуху, можна виявити слабкі місця, побачити де пішов розрив металу і все таке. Я просто впевнений, що з цього інциденту розробники дістануть гори інформації.

Бер 04, 2021 10:38

Жалко что Илон Маск не читает всех этих комментов. Почерпнул бы для себя очень много полезной информации и уже решил бы все технические проблемы. Тут же всё так просто на самом деле!
Кто-то знает, может ему можно как-то линк скинуть? Пусть зайдёт да почитает…

Бер 04, 2021 14:19

“Что было после 2-й неудачной попытки посадки? Было предложение зажигать 3 Раптора, а потом отключать те, что не вышли на расчётную тягу. Маск еще сказал, что они поступили глупо, что так не делали”
https://thealphacentauri.net/78589-posadka-starship-sn-10-po-sravneniyu-s-drugimi-prototipami-sn-8-i-9/
Маск — не Боженька, не забуваймо цю просту істину

Бер 04, 2021 14:23

Так отож. Краще б читав, що мудрі люди кажуть, та не марнував наш час та свої гроші.

Бер 04, 2021 21:01

давайте просить Пашу, пусть сделает подборку всех предложений и выставит за бугор. у него есть подвязки для стрима. Да и наши коменты пусть разберет в следующим ролике.
ПАША помоги МАСКУ!!!!!!!

Бер 04, 2021 12:58

Я не спав, дивився. І тим більш прикро, що як з’ясував зранку, вимкнувся секунд за 35…40 до БадаБуму. Це жах. Життя зруйноване на пару днів. Як-так? Що за страхітливо несправедливий Всесвіт!?
А вимкнувся тоді, коли побачив, що водяною гарматою почали гасити залишки полум’я, яке вирувало з боку апарату останню сотню метрів.
Гадаю, їм доведеться щось робити зі “спідницею”, бо вона ідеальний колокол-накопичувач “гримучої суміші” залишків стравлювання кисню та метану. Майже впевнений, що то саме гримучка наостанок бабахнула

Бер 04, 2021 14:35

Зате ви пішли спати в прекрасному настрої. Мабуть снились польоти на Марс.

Бер 04, 2021 14:38

З ранку був розлючений, що найвидовищне так бездарно проґавив

Бер 04, 2021 20:15

Да вы не расстраивайтесь так. На местной трансляции Паша тоже поторопился на радостях и включил повтор полёта, покайфовать, и мы так и не увидели как оно рвануло. После смотрели в записи.
Ох уж этот Паша 🙂

Бер 04, 2021 20:20

Та отож, як побачив, що почали смакувати повтори — так і пішов спати 🙂

Все будет хорошо !!!

Бер 04, 2021 14:18

Були люди, які хотіли побачити посадку. Були ті, хто хотів побачити вибух. SpaceX задовольнила всіх.

Бер 04, 2021 14:20

все было бы хорошо, если была оборудована наземная служба.
когда заливали второй слой бетона, необходимо было проложить трубы с форсунками как в супермаркетах на потолках. пускать воду или азот, углекислый газ…

Бер 04, 2021 14:25

Це набагато більше часу в будівництві і грошей. І довелось би вести по всьому майданчику (старшипи не сідає поки так точно в яблучко, як фалкони). Тай не впевнений , що так просто це зробити, щоб труби не руйнувались реактивним струменем двигунів.

Бер 04, 2021 14:34

После первого же взрыва форсунки забъются и поломаются. К тому же такая разветвлённая сеть снизит прочность покрытия площадки.
Та ничего, отладят они свои движки и программы, и все эти ухищрения не понадобятся уже. Будут летать и садиться как часы.

Бер 04, 2021 21:07

с форсунками я образно. хорошие трубки накрытые лючками, от давления они вылетят сами. а насчет дорого, думаю три раптора дороже. Это испытательный полигон, но все ожидать

Бер 04, 2021 14:43

Попытки потушить были.

Бер 04, 2021 16:31

Да, это было круто. Поздравляю SpaceX.

Бер 04, 2021 19:02

Найти антидот для метана, современная химия в помощь.

Бер 04, 2021 19:00

А вообще-то в первом прототипе старшипа были такие прикольные нижние крылья-опоры. В стале старых комиксов. Странно, почему от них отказались? Вроде было бы гораздо легче на них садиться. И для двигателей они создавали нормальный зазор до поверхности

Бер 04, 2021 20:18

Потому что те были стационарными, а Старшипу нужны “рули”.

Бер 04, 2021 20:39

А одних верхних рулей было бы недостаточно? Ну, или на нижних какие-то закрылки сделать. Хотя, чего уж теперь… Отказались от этого

Бер 05, 2021 06:09

Кто скажет как вели съёмку? Сильно быстро ракета поднимается, а съемка ведётся параллельно…. что параллельно флакон запускают для съёмки?))))

Бер 05, 2021 10:10

Фалконы для съемки – это что-то новое.

Бер 05, 2021 13:59

При запуску SN8, точніше при переносах, проскакувала інфа, що “літак NASA”, який повинен був знімати політ на висоті, зламався і не вилетів.
Припускаю, що на цей раз літак NASA нарешті зробив свою роботу.

Бер 05, 2021 14:10

Самолёт НАСА даже не пытался взлетать. К тому же, НАСА ведёт запись для себя, а не для онлайн стримов СпейсЭкс.

Бер 05, 2021 06:55

Кто знает как веласть съемка? Корабль поднимался быстро и съемка велась практически параллельно…флакон что ли параллельно запускали? ))

Бер 05, 2021 07:59

скорее всего подобным девайсом:
https://youtu.be/BlPfHV36G-g?t=499 (телескопы установленные на турель от зенитного орудия)
но возможно и на дрон умудрились хорошую оптику водрузить (чего только сейчас не делают)

Бер 05, 2021 08:54

А как тогда на высоте в 10км велась почти параллельная съемка? …как будто не с земли…

Бер 05, 2021 20:48

Кстати, получается, что я выиграл тотализатор на AC. На вопрос: “на какую клетку сядет?” я ответил: “размажется по всей площади”. Что, в итоге, после взрыва и получилось 😀