Спейс-шаттл – провал? Буран – достижение?

Steven Lerner

История
17242

Pavel M в обсуждении моей статьи об орбитальных станциях спросил меня: “Спейс Шаттл – удачный проект или неудачный?”
Можно об этом было бы ответить коротко, но в аспекте дискуссий в русскоязычной блогосфере, это было бы односторонним подходом. Именно потому, что в СССР пытались скопировать систему спейс-шаттл, но не получилось. Тем не менее, по сей день, ругательски ругая более, чем успешный проект американского челнока, одновременно, те же люди (или боты) всячески превозносят провальную советскую недо-копию, а заодно, ругают “предателей”, закрывших этот проект.

Начнем с замысла и истории.

Идеи ракетопланов бродили в умах конструкторов, начиная с 30-х годов прошлого века. Так, например, в ГИРДе, Сергей Павлович Королев возглавлял 4-ю группу, которая занималась разработкой именно ракетоплана. Понятно, что, не обладая всей необходимой информацией, не представляя себе всех сложностей создания такого корабля-самолета, это был наивный проект. И не будем за это судить строго.
Реальные проектные работы по теме ракетопланов, наверное надо отнести к американской программе Х-15

Всё началось с концепции Вальтера Дорнбергера о создании исследовательского гиперзвукового пилотируемого аппарата.
30 декабря 1954 года NACA (National Advisory Committee for Aeronautics), предшественник NASA, выдал требования по предложениям на летательный аппарат, а 4 февраля 1955 года – к ракетному двигателю для него. Контракт на двигатель получила компания Reaction Motors, а контракт на летательный аппарат получила знаменитая фирма North American Aviation. Первый полет экспериментального ракетоплана, получившего индекс Х-15 был совершен 8 июня 1959 года, а последний – в декабре 1968.
За это время, 3 построенные машины выполнили более 200 полетов, достигли максимальной высоты 107,8 км (полет №91, пилот Joseph A. Walker, 22 августа 1963 года) и максимальной скорости в горизонтальном полете 7284 км/час (полет №188, пилот William J. “Pete” Knight, 3 октября 1967 года).
Одновременно с этим, с октября 1957 года, по заданию Пентагона, фирмой Боинг, разрабатывался проект X-20 Dyna-Soar.

Изначально, военные стратеги хотели получить пилотируемый орбитальный бомбардировщик, но вскоре они получили межконтинентальные ракеты и смысл в таком бомбере отпал. Его пытались переквалифицировать в орбитальный разведчик, но военные уже понимали, что спутники-шпионы лучше, дешевле и эффективнее.
Проект Х-20 был официально закрыт за ненадобностью министром обороны США Робертом МкНамара в декабре 1963 года.
В те же годы начались работы по концепции несущего корпуса (Lifting Body), в рамках которого было создано несколько летательных аппаратов, у которых подъёмная сила создавалась, в основном, за счет формы фюзеляжа.

Все эти работы, исследования, собранные данные, разработанные материалы сделали возможным задуматься о создании орбитального челнока многоразового использования.
Первые замыслы я встречал в переписке Вернера фон Брауна с его коллегами по НАСА, где шло обсуждение будущих космических программ после окончания лунной программы. Именно тогда впервые мне встретилось упоминание именно space shuttle – космический челнок.
В 1969 году была сформирована комиссия под председательством вице-президента США Спиро Агню (при президенте Ричарде Никсоне), которая приступила к разработке планов и технических концепций космических программ на следующее десятилетие.
Лунная гонка была вызвана соображениями политического престижа в соревновании между СССР и США. Американцы полагали, что, проиграв вчистую лунный этап космической гонки, СССР попробует поднять ставки и взять реванш на “марсианском направлении”. И из этого предположения были разработаны 2 варианта программ.
– Большая программа включала:

  • создание большой орбитальной станции (50-100 человек постоянного экипажа) на орбите Земли
  • создание орбитальных космических челноков для обслуживания и снабжения большой орбитальной станции
  • создание малой орбитальной станции (20 человек экипажа) на орбите Луны
  • постройку на орбите Земли межпланетного пилотируемого корабля с ядерным двигателем для полетов между орбитой Земли и орбитой Марса
  • создание автоматических космических буксиров
  • высадка экспедиции на Марс (конец 70-х или начало 80-х годов)

Малая программа отличалась от Большой тем, что из неё исключалась станция на орбите Луны, а околоземная станция уменьшалась до 20-50 астронавтов постоянного экипажа.
В любом случае, космические челноки являлись одним из ключевых пунктов программы

После высадки экспедиции Аполлон-11 на Луну, стало очевидным, что СССР проиграл лунный этап космической гонки и “советская гордость” была зело ущемлена. Келдыш с Феоктистовым пошли в ЦК и стали просить разрешения развернуть лунную программу СССР по направлению к Марсу. Но на советских олимпах уже знали, что американцы готовы к такому повороту, понимали, что гонка за Марсом не сулит СССР ничего хорошего, а главное, что народное хозяйство СССР просто не выдержит. Косыгин и так уже нервно вздрагивал, едва заслышав про космические амбиции. И всё это на фоне очередных проблем с орбитальными кораблями Союз, с бесконечными отказами и взрывами Протонов, с авариями ракеты Н1.
Решение высшего руководства было предельно ясным и обоснованным. Гонки – закончить. Будем зависать на орбите Земли. Орбитальные станции – наш ответ на американские лунные экспедиции. Всё. Точка.
В США такие вопросы решаются не столь тайно и кулуарно. Вице-президент является, по традиции, куратором и главой космических программ США. Вице-президент вносит на рассмотрение Конгресса предложения по новым программам. Конгресс принимает решение дать ли финансирование на предложенные программы и в каком объёме.
Есть только 2 повода, по которым государство может согласиться расходовать бюджетные средства в космическую пустоту: нужды обороны и политический престиж. После отказа СССР от продолжения космической гонки, у Конгресса не осталось резонов выделять гигантские бюджетные средства на космические программы. А с другой стороны, Конгресс не мог допустить ухода США из космоса.
И тогда был найден минимальный компромисс: оставить из всех программ только систему спейс-шаттл, как самостоятельное и самодостаточное средство продолжения пилотируемых полетов, а также, как средство выведения космических аппаратов на орбиты, систему техобслуживания, дозаправки, ремонта и возвращения с орбиты космических аппаратов. При условии, что система спейс-шаттл будет эксклюзивной системой доступа в космос, шаттлы будут совершать много полетов ежегодно, что должно снизить эксплуатационные расходы и удешевить доступ к орбите во много раз. Со стороны военного ведомства было только одно требование – шаттлы должны иметь грузовой отсек достаточно большой и должны иметь достаточную грузоподъёмность, чтобы выводить на орбиту их спутники оптической разведки серии КН (Замочная Скважина). Кстати, один из таких спутников позже превратился в любимый всеми нами телескоп Хаббл.
В мае 1972 года Конгресс утвердил финансирование программы спейс-шаттл.

Февраль 1972.Администратор НАСА Флетчер презентует Ричарду Никсону макет будущего спейс-шаттла

Созданные по этой программе челноки, совершили в общей сложности 135 полетов (при 2 авариях), перевезли под 9 сотен пассажиров, доставили на орбиту и вернули на Землю тысячи тонн грузов, выводили на орбиту космические аппараты, производили ремонты и техобслуживание КА, включая телескоп Хаббл. В конце концов, шаттлы построили Международную Космическую Станцию (МКС). Именно шаттлы сделали возможным постройку МКС в таком виде и таких размеров, какой мы её знаем.
Спейс-шаттл открыл новую эру в космической экономике. Одноразовые ракетно-космические системы 100% утилизируются в каждом запуске и все расходы, связанные со строительством ракет амортизируются сразу, полностью, на 100%.
В экономике многоразовых систем появилось понятие “добавленные расходы”. Это те средства, которые необходимо потратить для осуществления очередной миссии. К концу полетов спейс-шаттл в 2011 году эта сумма составляла около $450 миллионов.
Что мог делать шаттл за эти деньги?
Шаттл мог доставить на МКС до 28 т грузов в грузовом отсеке и, одновременно, до 7 человек экипажа. На самом деле, максимально доставленный на орбиту груз – 22753 кг, телескоп Чандра в миссии STS-93, а на МКС – около 20 тонн.
Если не говорить о том, что челнок – это не ракета, тупо забрасывающая груз куда-нибудь на заданную орбиту, а космический корабль, доставляющий груз с точностью до миллиметра по адресу, если не вспоминать, что шаттлы могли возить такие грузы по форме и габаритам, как никакие другие средства доставки, например, секции ферм внешней архитектуры станции, то…
Для замены одного рейса шаттла с 7 астронавтами и 20 тоннами груза к МКС, понадобилось бы потратить на 7 билетов (по расценкам не Роскосмоса, а СпейсХ) 55*7=385 миллионов, плюс 8 рейсов Драконов по 120 миллионов за рейс = 960 миллионов. Итого, почти втрое дороже, чем один полет шаттла. Если же считать по расценкам Роскосмоса, то замена одного рейса шаттла обошлась бы НАСА более, чем в 2 миллиарда.
А такие работы шаттлов, как продление жизни телескопа Хаббл – просто бесценны.
Программа шаттл показала себя абсолютно успешной и самой экономически выгодной. Не зря и сейчас в НАСА постанывают, что переход к коммерческому космосу не стал дешевле полетов шаттлов. Да это и невозможно, при той структуре и тех требованиях, которые предъявляет НАСА к коммерческим партнерам.

Почему НАСА закрыла программу спейс-шаттл в 2011 году

В 2005 году президент Джордж Буш потребовал от НАСА объяснить, чем они занимаются на МКС, что это дает США и почему Америка должна ежегодно вливать бесконечные миллиарды в эту программу. Понятно, что вразумительно ответить на поставленный вопрос администраторы НАСА не смогли. Ну не стоят все работы и достижения на МКС тех миллиардов и миллиардов ежегодных вливаний из бюджета.
И тогда Буш решил изменить вектор движения: орбитальный космос отдать коммерческим компаниям, а НАСА заниматься только новыми космическими технологиями и дальним космосом.
С этим связано и решение прекратить полеты челноков, как только строительство МКС будет завершено. Эта станция слишком маленькая, её потребности слишком малы, чтобы гонять к ней гигантские шаттлы даже раз в год. Тем более, что содержание наземной инфраструктуры шаттлов тоже ежегодно требует огромных денег.
Из решения Буша вышли 2 программы – программа Созвездие (благополучно проваленная НАСА и отмененная Обамой) и успешная программа Commercial Orbital Transportation Systems (COTS), которая вывела на свет божий СпейсХ и весь так называемый Новый Космос.

Но хватит об этом. Поговорим про советский проект
БУРАН-ЭНЕРГИЯ

Советский проект Буран-Энергия возник, как “наш ответ Чемберлену”. Как раз, когда в США Конгресс утвердил финансирование программы Спейс-Шаттл, в СССР происходил перелом в ракетно-космической отрасли. В мае 1972 Конгресс выделил деньги на шаттлы, а 23 ноября того же года в очередном, четвертом, запуске опять грохнула Н-1. Терпение властей не выдержало и Мишин был отстранен от руководства королёвским наследием. Вместо ученика и соратника Сергея Павловича, на его наследство был посажен злейший враг Королева, Валентин Глушко. Работы по Н-1 были немедленно прекращены и у Глушко спросили, мол, что-ж мы будем делать теперь? Валентин Петрович ответил кратко “Точно не шаттл”. Но по копированию шаттла уже велись предварительные проработки.
Твердотопливные боковые ускорители “не светили” ни в каком варианте. А у Глушко уже был проект 4-камерного РД-170. И, когда ему подсказали, что его “царь-двигатель” можно использовать для боковых ускорителей, он “сломался”.
Теперь под советский челнок надо было выбить деньги. А деньги для космоса были в руках ВПК (Военно-Промышленного Комитета). Разработчики пошли к Устинову и нарисовали ему страшную картинку, что, на самом деле, шаттл – это орбитальный ядерный бомбардировщик, который может сбрасывать атомные бомбы прямо на дачу Брежневу.
Устинов не шибко понимал в небесной механике, а ему докладывали специалисты. И он поверил. Устинов поддержал проект, как, прежде всего, систему вооружений. Но, потребовал Устинов, советский челнок должен быть таким же по размерам и функциональным возможностям, а также, быть многоразового использования, как у супостатов.
И первый проект советского шаттла был почти точной копией американского. Сам челнок назывался ОС-120 (Орбитальный Самолет 120 тонн). Также, как в американском, в советском челноке предусматривалась установка 3 перспективных многоразовых кислородно-водородных РД-0120 (разработки КБХА), а к внешнему баку цеплялись 4 жидкостных бустера с двигателями РД-170.

Но оказалось, что советский Байконур расположен севернее американской Флориды, а потому, для той же грузоподъёмности нужна несколько большая тяга. К тому же, несмотря на все старания, советская копия американских RS-25 оказалась с чуть меньшей тягой (155,6 тс против 181,4 тс), да и собственный вес потяжелее (3450 кг против 3390 кг). Соответственно, и тяговооруженность хромала (58 против 72). Внешний топливный бак в советском исполнении оказался, при той же вместимости, тяжелее американского.
Подсчитали – прослезились. Трех РД-0120 не хватает, а четвертый в челнок не всадишь, места нет…
Приняли решение.
Двигатели РД-0120 перенести с челнока на внешний бак, превратив его тем самым в ракету-носитель. И поставить все 4 движка.
Это решение стало катастрофой для проекта.
У американцев в каждом запуске теряется только пустой топливный бак. Оболочка. Самая дешевая часть системы. Может и его бы стали как-то возвращать, но он работает до достижения шаттлом первой космической – после этого, для входа в атмосферу, потребовалась бы тяжелая теплозащита. Овчинка выделки не стоила.
Оба боковых ускорителя с твердотопливными моторами, как и челнок с тремя водородными двигателями RS-25, возвращаются и являются многоразовыми.
Топливный бак Бурана превратился в ракету Энергия, невозвращаемую принципиально. 4 дорогущих водородных двигателя – расходный материал.
Кроме того…
Компоновка спейс-шаттл – это челнок со своими двигателями и ТТУ на внешнем баке – центр тяги легко балансируется с центром масс дросселированием водородных движков. Эффективность тяги по-максимуму.
А Буран без двигателей и это боковая нагрузка Энергии. Центр масс с самого начала смещен в сторону корабля, в сторону боковой нагрузки. Балансировать приходится вектором тяги двигателей, снижая, по закону Ньютона, эффективность тяги. Причем, по мере выработки топлива, центр масс смещается в сторону Бурана всё больше и больше, а значит угол вектора тяги должен нарастать, снижая эффективность.
Ключевое требование начальства, сделать аналог шаттла с такой же многоразовостью, оказалось недостижимым.
Движки убрали и ОС-120 превратили в ОК-92

Орбитальный Корабль ОК-92

Дальше – хуже.
ТТУ шаттла спускались с небес на парашютах и достаточно мягко плюхались в воду. При этом, твердотопливный мотор значительно проще ЖРД и не такой хрупкий.
А как сделать жидкостные ракеты многоразовыми? Маск ещё Фальконов не делал…
Для отвода глаз руководства нарисовали картинки – в будущем, когда-нибудь, может быть, мы приделаем к этим ракетам крылышки и они будут садиться по-самолетному.
Зато, у нас есть сверх-тяжелая ракета, способная выводить на орбиту целых 100 тонн! А если добавить боковушек, так и все 200!
Правда, нахрена попу гармонь объяснить не смогли. Если не Буран на боковой подвеске – что выводить на орбиту этой ракетой?
Сверх тяжи – ракеты дорогущие. Просто так, “на вырост” их не делают. Под них нужна какая-то осмысленная программа применения.
И есть ещё одна проблема. Чисто инженерно-техническая.
Никакого Вулкана, просто добавлением боковушек, сделать не получится. Силовой набор каркаса Энергии сделан для боковой, а не осевой нагрузки. Поставь даже 100 тонн на голову Энергии – раздавит, как орех. Если добавить боковые бустеры, то для боковой нагрузки не останется места. Полезную нагрузку придется мастырить сверху. Значит, нужна совершенно другая конструкция силового каркаса, с другими характеристиками и значительно более тяжелая.
То есть, создатели Буран-Энергия погнали туфту.
Военные морщились, но деньги продолжали платить, пока не заинтересовались, а как, собственно, с этого чуда бомбы кидать? Надо же тактику разрабатывать, военные игры играть…

В это-то момент все и обвалилось. Оказалось, кто бы мог подумать, что корабли не зависают над целью, а летают по строго определенным орбитам, да ещё проекции этих орбит на Землю смещаются с вращением нашей планеты. Помните? “А всё-таки она вертится!”. Изменение наклонения орбиты – штука энергоемкая, на боевое маневрирование горючки не напасешься. Зато перехватить корабль на определенной орбите – как 2 пальца об асфальт!
Лозино-Лозинский и Микоян стали впаривать военным старые разработки Спирали, но…
Военные поняли, что их развели как лохов. Что шаттл никакой не бомбер, что из Бурана бомбер не лучше, чем из шаттлов, что система почти полностью одноразовая (кроме самого челнока), безумно дорогая и… Нахрен им такая дура?
Военные в продолжении финансирования отказались, хотя потрачено было уже немеряно. Не говоря уже о том, как ГРУ из кожи вон лезло, добывая “секреты” шаттла.
Оставался последний шанс – “развести комбайнера”. Втюхать недо-шаттл Горбачеву.
В это время, на Байкодроме имелась полностью готовая к полету Энергия и один недостроенный Буран. Там много чего ещё не было достроено. Например, ещё не открывались люки грузового отсека. А на их внутренних поверхностях – радиаторы охлаждения. Электроника, особенно советская, она имеет свойство греться, а при превышении допустимых температур любит портиться. Без работающей системы охлаждения, Буран мог выдержать не больше пары витков вокруг Земли.
Но делать нечего.
Договорились меж собой, прицепили к Энергии недостроенный Буран и позвали Горбачева полюбоваться на их творение.
Пустой челнок взлетел на Энергии 15 ноября 1988 года. Сделал свои пару витков и сел в автоматическом режиме на ВПП космодрома.
Выглядело это как-то не очень убедительно. Развести комбайнера не вышло.
Каждый запуск Энергии стоил безмерно. Экономика страны развалилась, финансы пели романсы. Если бы военные сильно захотели это “чудо-юдо”, то, может быть, ещё что-нибудь бы и выкрутили, но именно военные первыми от него отказались. А гражданскому космосу проект Буран-Энергия был не только не по карману, но торчал как кость в горле – из за него задерживалось и сокращалось финансирование орбитальных станций.
Один полет и закрытый проект – это фиаско. Провал. С треском. Один раз НАСА успешно запустили Арес и закрыли проект. Провалились. По сей день очухаться не могут – всяк им в нос Аресами тычет.

Сын Анастаса Микояна, того самого, что “от Ильича до Ильича без инфаркта и паралича”, Степан Анастасович, был летчиком-испытателем и руководил группой подготовки пилотов для Бурана от “Молнии”, если не ошибаюсь. Он был глубоко, что называется, “в теме”. Степан Микоян в своих мемуарах написал:

Как ни обидно создателям этой исключительно сложной, необычной системы, вложившим душу в работу и решившим массу сложных научных и технических проблем, но, по моему мнению, решение о прекращении работ по теме “Буран” было правильным. Успешная работа над системой “Энергия” – “Буран” – большое достижение наших ученых и инженеров, но стоила она очень дорого и сильно затянулась. Предполагалось, что будет выполнено еще два беспилотных пуска и только потом (когда?) – вывод корабля на орбиту с экипажем. И чего бы мы достигли? Лучше американцев сделать мы уже не могли, а сделать намного позже и, может быть, хуже не имело смысла. Система очень дорога и окупиться не смогла бы никогда, в основном из-за стоимости одноразовой ракеты “Энергия”.

Теперь, про главную гордость – автоматическую посадку.
Системы автоматической посадки пассажирских авиалайнеров начали активно использовать примерно лет за 15 до Бурана. Ничего особо сложного в приводе по радио-маякам нет и давно не было. Американские шаттлы, теоретически, могли садиться автоматически, но утвержденные процедуры безопасности требовали, чтобы пилот отключал автомат управления и брал посадку на себя после прохождения первой трети глиссады. Американцы вообще больше доверяют людям, качественно подготовленным профессионалам. К примеру, НАСА с большим трудом согласилась на автоматическую стыковку Crew Dragon с МКС. В каждой лунной экспедиции проводилось минимум 2 стыковки лунного и командного модулей. И все в режиме ручного управления.
Изначально, в Буране вообще не было ручного управления. Советские конструктора категорически не доверяли “человеческому фактору”. Тот же Степан Микоян в мемуарах вспоминает, какую войну с конструкторами “птички” они выдержали за то, чтобы пилоту все же доверили возможность сажать корабль в ручном режиме.
В своем первом и последнем полете Буран садился автоматически.
С точки зрения автоматики, это гроша ломанного не стоит – посадить планирующую леталку на неподвижную широченную и длиннющую ВПП. Вот попробуйте посадить довольно большой дрон на довольно короткую, неширокую угловую посадочную палубу раскачивающегося на океанских волнах и прущего полным ходом авианосца!!! Вот это задачка для умов! Тем не менее, американцы её решили. Беспилотник типа летающее крыло Х-47В уверенно садился в автоматическом режиме на палубу авианосца.

Беспилотник Х-47В. Первая посадка на авианосец

Помню, как в какой-то телепередаче нам поведали, что, якобы, при посадке Буран отклонился от полосы и уже думали, что автоматика сошла с ума, хотели его подорвать. Но, оказалось, что автоматика учла боковой ветер и корабль четко вышел на полосу.
И я этому восторгался.
Пока не узнал, что эта история цельно-тянутая. Событие действительно имело место, но лет на 30 раньше и не в СССР, а в США.
Это произошло на испытаниях инерциальной системы управления полетом, разработанной в MIT. Для испытаний, они установили эту систему гироскопов с вычислителями в бомбардировщик, который в режиме автопилота пролетел из Нью Йорка в Лос Анжелес. А при заходе на посадку действительно произошла такая вот история. Там дело чуть до мордобоя не дошло, когда массачусетская профессура удерживала пилотов от перехвата управления. Прибор действительно учел сильный боковой ветер и вывел тяжеленную машину точно на ось ВПП.

Идея космопланов, конечно, не умерла. Летают Х-37В, свой челнок строят европейцы и индусы, вроде бы и китайцы делают космоплан. А недавно и в Роскосмосе начали поговаривать о “возвращении к Бурану”.

308 комментариев

Развернуть все

Пожалуйста, в свой профиль, чтобы комментировать сообщения, делать закладки и оценивать других пользователей. Для создания профиля или входа в систему требуется два клика.

Чер 20, 2020 05:33

Жестко… или может даже – жестоко.
Но правдиво…

Ну, держись Steven теперь!

🙂

Чер 21, 2020 06:15

С этим связано и решение прекратить полеты челноков, как только строительство МКС будет завершено. Эта станция слишком маленькая, её потребности слишком малы, чтобы гонять к ней гигантские шаттлы даже раз в год. Тем более, что содержание наземной инфраструктуры шаттлов тоже ежегодно требует огромных денег.
Это признание малой эффективности шаттлов?) Вообще-то, у них был ряд преимуществ.
И самый главный вопрос: автор, что – не отличает ракету от полезной нагрузки? Именно благодаря тому, что “Буран” был просто ПН – “Энергия” была перспективной системой. Теоретически, марсианская программа в 90-х могла быть осуществлена именно благодаря “Энергии.”

Чер 22, 2020 19:46

“могла би бути” – але це не точно…
Грошей витратили багато, головне що з космонавтами так й не злітав(((

Чер 29, 2020 10:59

теоретически и сссрия могла выжить и росия нормальное государство

Чер 20, 2020 05:59

На тот период времени и уровень развития электроники в СССР посадка в авт.режиме была достижением и сравнивать с современными аппаратами не очень …и как написал Микоян решались многие тех.задачи и для того времени это было достижением …

Чер 20, 2020 06:26

Если открыть документацию на шаттл, там мы тоже найдем автопилот посадки.
Вообще такие автопилоты известны с 1930-х годов.

Чер 20, 2020 10:25

Не спорю,возможно с 30 годов,но для СССР этобыло достижение.

Чер 21, 2020 03:38

Подскажите, сколько посадок Шаттл совершил на автопилоте?

Чер 20, 2020 06:17

Да развергнется АД 🙂
PS: хорошая статья, спасибо. В случае, если у кого-то из комментирующих “раскроются бомболюки орбитального бомбардировщика”, то я бы посоветовал остыть и перечитать цитату Микояна.

Чер 20, 2020 07:02

Які шатли, який Буран??? Наддержава автомобіль ніяк зробити не може. Не розумно взагалі такі речі рівняти, для порівняння Буран мав хоча б один пілотований політ виконати. Бідні шизофреніки з манією велечі.
Steven Lerner, Вам котре подякя за матеріал, не перестаєте тішити. Статтю в закладки

Чер 20, 2020 07:13

Спасибо, было очень интересно почитать:)

“Не зря и сейчас в НАСА постанывают, что переход к коммерческому космосу не стал дешевле полетов шаттлов.” – вот тут интересно о чём речь. Неужели действительно были такие разговоры?
Ещё, было бы интересно узнать, сколько тонн в среднем Шаттл доставлял в год.

Мне кажется, что главный недостаток шаттла, в сравнении с текущими методами доставки груза и экипажа, – это более низкая гибкость. То есть шаттл летает 2 раза в год, соответственно за один заход нужно сразу доставить и 7 членов экипажа и все грузы, в то время как доставляя грузы часто, хоть и в меньшем количестве, можно быть более продуктивным в тех же исследованиях(можно менять планы в случае чего – оперативно добавлять новые эксперименты, или подвозить нужные материалы для исследований по мере необходимости, например). Плюс теперь, когда начинают летать драконы(в будущем ещё и старлайнер), можно будет чаще менять экипажы(наверное). Также наличие аварийной системы спасения – это немаловажно, так как крушение шаттла является, буквально, национальной трагедией.

Чер 20, 2020 07:33

< То есть шаттл летает 2 раза в год
Во первых, было построено 5 шаттлов. Каждый шаттл, чисто физически, был способен летать по 3-4 раза в год. То есть, по максимуму, 5 шаттлов могли делать до 20 полетов.

Проблема не в гибкости. Наоборот, гибкость применения шаттлов остается непревзойденной. Они работали сами по себе, выводили на орбиту разнообразные космические аппараты, производили техобслуживание и ремонт спутников, строили МКС, возили экипажи и привозили на МКС грузы снабжения.
Какой ещё космический корабль когда-либо мог выполнять столько разных функций на орбите?

Проблема шаттлов в том, что они исчерпали ресурс задач. К этим великолепным гигантам человечество не смогло дать адекватных нагрузок.
Если бы МКС построили, как планировали в конце 60-х, на 50-100 человек постоянного экипажа, то шаттлы работали бы не покладая рук, а может к 5 построенным добавились бы ещё дополнительно.
Но люди стали строить убогие скворечники на орбите. Это не вина шаттлов или их создателей. Это их беда

Чер 20, 2020 16:51

Я имел в виду не преимущество в мультизадачности современной системы доставки грузов(того же dragon) , шатл тут вне конкуренции, а именно условную “гибкость” в работе с МКС.

“Каждый шаттл, чисто физически, был способен летать по 3-4 раза в год. ” – даже если это и так, то сколько это будет стоить? Тут проблема – зачем так часто менять экипаж, или доставлять по 20 тонн груза? А если исключить экипаж(а ведь без экипажа не хотели летать), или уменьшить груз, то что-то очень сомневаюсь что это может сравниться с современным коммерческим подходом. Поэтому может и могли летать чаще 2 раз, но не летали, ведь это абсолютно нецелесообразно с таким дорогим аппаратом.

“Проблема шаттлов в том, что они исчерпали ресурс задач” – доставка всего необходимого на МКС это разве не входит в ресурс задач? Если использование шаттлов было бы экономически оправданным, то летали б они до сих пор, доставляя грузы на МКС, а иногда ещё и для оборонки что-то делали. Шаттл – избыточен для МКС, поэтому решение оказаться от него и перейти на коммерческих подрядчиков боло правильным.

Чер 21, 2020 06:22

Если бы МКС построили, как планировали в конце 60-х, на 50-100 человек постоянного экипажа, то шаттлы работали бы не покладая рук
Вы немножко забываете низкую надёжность челноков. Стоить удвоить частоту полётов и мы бы потеряли уже не два, а четыре корабля из пяти. Примерно 28 человек экипажа.
Шаттл при всех своих заслугах был ненадёжным средством по меркам пилотируемых полётов.

Чер 20, 2020 08:34

Не смотря на то, что статьи Стивена страдают некоторой однобокостью не в сторону “русской” космонавтики, читать их одно удовольствие.

Чер 20, 2020 08:58

“” …статьи Стивена страдают некоторой однобокостью не в сторону «русской» космонавтики… “” ???

Ну не так! Нет!
Они просто – беспристрастно аналитические….
Как ответ на воображаемое величие.
Их можно охрактеризовать так: “Спуститесь с небес на землю наконец, господа”.. или “Протверeзейте наконец, господа”

Чер 20, 2020 09:07

Все мы субъективны в своих взглядах и оценках.

Чер 20, 2020 11:16

Спасибо! Как всегда, очень интересно.

Чер 20, 2020 11:29

Вообще идея сравнивать Буран с Шаттлом несколько странная, на мой взгляд: Шаттл достроили, Буран нет.

Это как сравнивать Дрэгон после первого беспилотного полёта – ещё до доработок, новых парашютов, взрыва на испытании супердрако и тд – с Союзом: можно, конечно, обсудить дизайн, но и только. ТТХ ещё не финальные, стоимость ещё даже примерно неизвестна, ощущения космонавтов от полёта брать неоткуда… Пустой разговор, “люди полетят – тогда и поговорим”…

Чер 20, 2020 21:09

Так общий дизайн системы и определяющий. Как Буран-Энергию не дорабатывай -водородники терялись. Стоимость в СССР вообще больной вопрос посчитать (допустим, работы, выполняемые стройбатами). Явно получалось не дешевле по трудозатратам, и при меньшем “коэффициенте повторного использования”. А отдельный сверхтяж просто не имел адекватных задач.

Чер 21, 2020 15:43

Сравнение Ориона после двух витков в 2014 году и Аполлона выглядит близким по смыслу

Чер 20, 2020 12:57

Ахаха, очередная “бомба” от Стивена… мне сложно оценить достоверность данных, но то, что у многих “подгорает” от такого текста – к бабке не ходи.

Чер 20, 2020 13:52

Это точно,особенно от С точки зрения автоматики, это гроша ломанного не стоит — посадить планирующую леталку на неподвижную широченную и длиннющую ВПП..

Чер 20, 2020 14:00

Да, всё же такая посадка была лет 5 назад, а не 35. Мощности компьютеров выросли в миллион раз. Поэтому как бы… ну такое себе утверждение, что автоматическая посадка – проще простого.

Чер 20, 2020 21:26

“Развитие космонавтики есть вещь богомерзкая и постыдная. Это классическая глобалистская утопия, предвосхищающая приход антихриста. Космос это иллюзия…” (с) А. Дугин, профессор МГУ. В общем, начали по-тихоньку готовить почву к сливу космонватики в унитаз.

Чер 20, 2020 22:35

Какой шикарный набор слов… Смешались в кучу сразу и религия и “заговор” и просто бред – прямой незамутненный разумом поток сознания. И снова не могу не процитировать ворону – Прелееестно.

Чер 21, 2020 11:09

Зато “скрепы”

Чер 20, 2020 13:24

Як естет, милуюсь красою конструкції “эта история цельно-тянутая”

Чер 20, 2020 20:25

🙂

Чер 20, 2020 13:38

А кто знает, где найти информацию, по сколько раз реально использовались ускорители шаттлов?

Чер 20, 2020 16:45

Пусть меня поправят, если я не прав, но их не “переиспользовали” как это делает SpaceX – их подбирали, разбирали и делали из их частей новые ( recovered, examined, refurbished, and reused.):
Over 5,000 parts were refurbished for reuse after each fligh
https://en.wikipedia.org/wiki/Space_Shuttle_Solid_Rocket_Booster
^^ внизу статьи две ссылки на отчеты НАСА, в tech report приводится список компонентов которые переиспользовались

Чер 20, 2020 19:33

Так… да, типа повторное использование, но работам в 3 раза больше, если делать новое.

Чер 20, 2020 21:03

Попадалась информация, что получалось в среднем (“по повторному использованию элементов”) примерно “5.5 полетов одного SRB”. А SSME в среднем 8.8 раз. Источник не помню, англоязычный околоНАСАвский..

Чер 20, 2020 23:11

recovered, examined, refurbished, and reused
Подобрать, обследовать, восстановить, повторно использовать.

Если вы представляете, там нечего разбирать для того, чтобы повторно использовать отдельные элементы. Сам твердотопливный мотор чрезвычайно примитивен, а всё остальное – просто труба. Собственно, сам двигатель – это устройство зажигания и дырка перед соплом. Что разбирать? Дырку? Там нет клапанов, турбин, трубопроводов и прочего. Именно поэтому ТТУ так хорошо переносят удары при приводнении на парашютах.

Нет, они именно повторно использовались. Я даже не слышал, чтобы что-то там меняли, кроме замены электрических батарей. Ну, может ещё что-то с электропроводкой.

Чер 20, 2020 18:54

всё таки считаю что шатлы рано списали..а буран и так явно был недоделаной жалкой и дорогостоящей копией!

Чер 20, 2020 20:57

…Кстати – и не одной копией, их НЕДОДЕЛАЛИ аж 10-ть кажется.
Сколько бабок вбухали… на ветер… 🙁

Чер 20, 2020 21:16

Стивен, Буран не просто “сел на автопилоте”, он изменил направление. Т. е. это уже не “простая автоматическая посадка”, а довольно непростой для техники тех лет расчет. Хотя, на мой взгляд, совершенно ненужное усложнение, если в кабине есть пилот.

Чер 20, 2020 23:27

Ух ты! Правда изменил направление? Поперек полосы сел?
К вашему сведению, шаттлы тоже меняли направление в режиме автопилота. И все другие леталки на автопилоте меняют направление.
Вы не поняли? Шаттлы шли на автопилоте до первой трети глиссады. Глиссада – это прямолинейное и относительно равномерное снижение перед касанием полосы.
Перед полосой устраивают цепь направленных приводных радиомаяков, по сигналам которой и управляется посадка.
Ничего экстраординарного в этом нет и быть не может.

довольно непростой для техники тех лет расчетНу, если бы в кабине сидел пилот и считал с логарифмической линейкой в руках, то расчет был бы сложным. Но в “те годы” это многие десятки лет делали достаточно простые вычислительные устройства.
Ну, например, на лунном модуле Аполлонов стоял компьютер, который осуществлял, как теперь это называют по-русски, “электро-дистанционное управление”. А по-аглицки – это fly-by-wire”. Пилот действовал джойстиком, указывая чего он хочет, а компьютер все пересчитывал, да ещё и с учетом постоянных изменений положения центра масс (астронавты не стояли неподвижно, топливо вырабатывалось) и отдавал команды разным двигателям. Извините, но это происходило за 20 лет до Бурана.

Ещё раз.
Вы знаете, что самые строгие правила безопасности используются в гражданской авиации. Ещё в 60-х годах системы автоматической посадки были сертифицированы для использования на пассажирских авиалайнерах. Если не ошибаюсь, то аналогичные системы ставились и на советские пассажирские самолеты лет за 10-12 до Бурана. Правда, не все аэропорты имели наземное оборудование для автоматических посадок.

Чер 21, 2020 11:08

Ухты, правда изменил! Сел не поперек полосы, а выбрал один из двух вариантов траектории, дававший более оптимальный результат. Авиационные автопилоты и системы автоматической посадки такого не делают.

Чер 21, 2020 02:26

Я от цього не можу зрозуміти. Як він міг змінити напрямок і зайти на другий круг для посадки якщо в нього не було двигунів для польоту в атмосфері, якщо я правильно поняв у нього взагалі не було двигунів. Про цей маневр згадують майже у кожному відеоролику про Буран.

Чер 21, 2020 03:31

Он не заходил на второй круг.
Он должен был пролететь всю посадочную полосу, развернуться и затем сесть.
Он летел не точно над полосой, а справа от неё (если смотреть на Буран сзади), и ожидалось, что он совершит разворот налево, а потом сядет.
Однако он неожиданно слишком рано повернул налево, а потом совершил разворот направо и сел так.
Вот картинка:
http://buran.ru/images/jpg/shelb2.jpg
Синим показана его реальная траектория, справа на картинке пунктиром кольцо, по которому Буран должен был развернуться согласно мнению центра управления полётом.
Такая траектория абсолютно контринтуитивна, и ни один живой пилот никогда бы так не поступил. Однако, как показал тщательный послеполётный анализ, в тот момент в тех условиях именно такая траектория была наилучшей из всех возможных.

Чер 20, 2020 22:41

Так ведь рисовали-же концепты гениально-коварные англосаксы astronautix.com >>mustard / triamese. Неужели про унификацию никто не думал. Особенно нам актуально, сработавшие этапы не падают, а возвращаются на аэродром. В Харькове/Измаиле. Смещение центровки, при выработке топлива бустеров утилизировать, для маневра “связки”по тангажу. Дорогущий водородник оставить на орбитальной ступени, или обойтись метан-кислородом.

Чер 20, 2020 23:44

Концепты рисовать – это одно. Реальность – она часто другая.
MUSTARD – это концепт 1964-1965 гг. Перед началом работ по шаттлу было рассмотрено порядка 300 разных концептов, а самые первые как раз и были самолеты-разгонщики с челноками на горбу. Вариант воздушного старта.
Это очень интересные проекты, очевидные решения, но нереализуемые. Воздушный старт приемлем при весе полезной нагрузки менее 1 тонны. Дальше – начинает геометрически взмывать вес и габариты самолета-разгонщика. Ну, вы же знаете про Stratolaunch Systems.

Чер 22, 2020 14:22

В чем не реализуемость? Вот mustard / triamese, на ваш взгляд? Оптимизация и сокращение затрат. Унифицированный конструктив этапов/ступеней, ЖРД – разрабатывать/отрабатывать один! 70-80% от всех затрат, это затраты на разработку носителя воздушного старта. А указанные выше варианты – разрабатываем носитель? в рамках создания орбитера. Такой себе пере-осмысленный 11К68 на метан/кислороде или высококипящих к.т. ВКПВ /этанол 98%.
В перспективе полная многоразовость. Для большинства прикладных применений НОО = 1000 кг, более чем достаточно. Вместо этого КБЮ рисует Циклон-1М… 3 разных ступени, 3 разных ЖРД… Консерваторы туевы…

Чер 21, 2020 03:48

Баланса ради. Ну а чего нет, кликбейтовский заголовок располагает…

Пожалуй, этот отрывок из статьи “SRB Evolution & Lessons Learned During Shuttle” (https://ntrs.nasa.gov/archive/nasa/casi.ntrs.nasa.gov/20120003006.pdf) можно использовать, как эпиграф ко всей программе: “Although the reusability of the SRB has been highly successful, it never fulfilled the program’s original goal of “wash, dry and fly”… Refurbishment included significant disassembly, inspection, reassembly and bench tests…”

Вкратце спейз-шаттл – несчастное дитя бюджетных секвестров и неловких компромиссов в угоду пресловутой универсальности, которая оказалась никому не нужна. Мысль подтверждается просто: они больше не летают вовсе не из-за выработки ресурса. Попутно шаттл – прекрасная иллюстрация тому, что сначала ставятся конкретные цели в рамках конкретной космической программы, а потом под неё создаётся носитель. И никак не наоборот. Наоборот получился чемодан без ручки, который изо всех сил старались наполнить достойным содержимым, чтобы не жалко было тащить, но… Те же бесспорно потрясающие миссии по обслуживанию “Хаббла” делали погоду, но не климат. И да, спасая пилотируемую космонавтику страны и рабочие места изначально нарисовали некие сферические и прекрасные Нью-Васюки, но сова страшно кричала, когда её натягивали на глобус.

Денег после золотого дождя времён “Аполло” всю дорогу катастрофически не хватало, прагматики кругом показывали дулю. Бухнулись в ноженьки ВВС, из-за требований которых он получился совсем уж монструозным. Вот только ВВС в конечном итоге решили, что “такая дура” им не нужна. В результате в процессе разработки, ужимаясь в доступный бюджет, экономили даже на том, на чём экономить не следовало. Как следствие: из-за прогоревшей однажды резинки и куска отвалившегося теплоизола вдругорядь – 14 жмуров, распылённых в атмосферу. 355 запущенных в космос на 14 жмуров = 1 к 25. Уровень безопасности: просто космос. Американ, етить её, дрим. От шлюпок на “Титанике” больше толку было, чем от пресловутых режимов аварийного прекращения полёта – шлюпки хоть кого-то спасли.

Ну а то, что на бумаге было reusable оказалось по факту настолько refurbished, что на SLS и адаптированные RS-25, и SRB летят в одноразовом исполнении. Финита. Мыши больше не хотят кушать кактус, а чужие хотелки им неинтересны. И никакое “а вот если бы” (летал чаще) тут не аргумент ни разу, поскольку история, как известно, сослагательного наклонения не терпит, сразу переводя сослагательные измышления в досужие домыслы.

Но именно поэтому, по совокупности вышеизложенного, про единственный и последний полёт “Бурана” и говорить как-то неловко. Хотя это нам задним числом сейчас очевидно, что мертворожденный проект в рамках эдакого культа карго, по психологическому профилю очень похожий на хрущёвскую кукурузу. Но вот во времена всяких там СОИ и должного градуса взаимной паранойи видение могло быть совсем-совсем другим. И неплохо бы держать сие в уме. И вряд ли стоит отрицать, что проект имел и свои сильные стороны: вспомнить ту же близкородственную связь бокового ускорителя “Энергии” и первой ступени “Зенита”, а набившие оскомину РД-180 – прямое наследие РД-170 – хоть и доживают (судя по всему) свои последние годы, но отработали верой и правдой во многих интересных миссиях.

А в заключение можно использовать цитату из статьи “Why Doesn’t NASA Develop Reusable Rockets?” ( https://www.forbes.com/sites/quora/2017/01/05/why-doesnt-nasa-develop-reusable-rockets/amp/): “NASA doesn’t use enough rockets to make reusability worthwhile…” Такова паскудная реальность.

Дополнительно по теме:
“The Space Shuttle Decision” (https://history.nasa.gov/SP-4221/contents.htm)
“Is It Worth It? The Economics of Reusable Space Transportation” (https://ntrs.nasa.gov/archive/nasa/casi.ntrs.nasa.gov/20160013370.pdf)

Чер 21, 2020 09:24

(модераторское)
из-за обилия ссылок спам-фильтр задержал ваш комментарий. Я одобрил, но с большим сомнением. Говорить о погибших астронавтах как о “распыленных в космосе жмурах “- это отвратительно.

Чер 21, 2020 10:44

Я вас услышал.
Согласен: увлёкся формой в ущерб содержанию. Жаль только, что закрывать глаза на конструктивные дефекты, приводящие к гибели людей, намного отвратительней.

Чер 21, 2020 11:02

Вообще-то, если считать погибших, то 14 надо делить на 852. В этом отношении показатели Шаттлов хуже показателей Союзов в 1.6 раза (4 погибших на 373), но одного порядка.

Чер 21, 2020 11:20

Вообще-то считать надо по числу запусков. Иначе получается такая картина: при равно м числе запусков одна катастрофа гипотетического корабля с гибелью 50 астронавтов загонит надежность – или что там вы считаете, – ниже, чем 10 катастроф с гибелью 20 человек в общей сложности.

Чер 21, 2020 13:58

Справедливое замечание.

Чер 21, 2020 03:56

я хз о чем спор идет – Стивен высказал свою мысль о том, что Буран был хуже Шаттла, при этом привел тонну интересных аргументов. Я не могу согласиться в основном посыле (хотя бы потому, что среди инженеров строивших Буран были люди у которых я учился, а их я очень уважаю), но в то же время статья сильная, мнение имеет место быть, а на Бураны упал ангар и их уже просто не существует – даже в музее. Шаттлы тоже остались только в енскольких музеях.
PS: Если такие умные – могли бы написать ответную статью в которой бы объяснили почему Энергия-Полюс-Буран были конфеткой по сравнению с шаттлами.
PS: я думал больше ада будет 🙁 а тут всего два бота с методичкой пришло.

Чер 21, 2020 04:26

Как можно сравнивать Буран и шатлы,если Буран летал 1 раз а Шатлы много лет?Для СССР того времени Буран был вершиной,и смысла их сравнивать нет.

Чер 21, 2020 10:22

Ну почему же- нельзя сравнивать надёжность, выполняемую работу, стоимость и частоту запусков, поскольку Буран просто не летал больше и работы не совершал. Но поскольку это был уже готовый образец, продемонстрировавший работоспособность, то можно сравнивать конструкцию и характеристики. и делая это мы видим, что несмотря на внешнее сходство- аппараты совсем разные.

Чер 21, 2020 09:42

А зачем умным тратить свои силы на то, чего уже нет?
Для того чтобы давать корм эмигрантскому троллю?
🙂

Чер 21, 2020 09:57

Ну вот видите- таки образом его точка зрения существует и подкреплена весомыми аргументами, а Ваша точка зрения, только у Вас в голове, а публике представлен только ваш неадекват в сторону эмигрантов. Улавливаете, чья позиция выгоднее?

Чер 21, 2020 11:31

А зачем устраивать ад? В целом, автор приводит много весомых аргументов, его выводы имеют место быть. Как в этой, так и предыдуших статьях. И более того, я склонен согласиться с большинством их, если убрать эмоциональную составляющую. Что мне не нравится, это сама подача материала. Она несет оскорбительный оттенок по отношению к конкретным людям, не будучи мотивированной ничем, кроме видимо общей неприязни автора к советской системе и российской пропаганде. В чем ни “пустой орех” Циолковский, ни Королев “с низкими моральными принципами”, ни иные создатели советских “говно-проектов”, которые при этом нередко оказывались первыми в истории, даже будучи простым развитием чего-то предыдущего, никак не виноваты. Упомянутые здесь слова Микояна ближе к объективной оценке Бурана на мой взгляд. В итоге и складывается впечатление, что главная цель автора – не восстановить историческую истину, а использовать фактическую базу, чтобы подвести к тому, что весь труд, проделанный на территории бывшего СССР за последние этак лет 100 – ничтожен, а все люди, этим занимавшиеся, ничего не стоят.

Чер 21, 2020 11:39

Насчет ада я имел в виду массовый приход ботов, но пришло только два 🙂 я был неправ.
Лично я при прочтении отфильтровал эмоциональную составляющую для себя – аргументы у автора хорошие (хотя меня тоже бомбануло вначале от пары вещей). Выводы- это его выводы, имеет человек право.
Ставил ли перед собой автор цель “восстановить историческую истину”? ХЗ, тут скорее вопрос к нему чего он добивался, я предполагаю, что человек просто писал статью и делился своими мыслями, без каких то высоких целей. К сожалению все кто тут выступил его оппонентами только либо обиженно поджали губу процедив “сам дурак-эмигрант” либо прицепились к автопилоту и для постороннего наблюдателя позиция автора более аргументирована.

Чер 21, 2020 16:26

Есть неточности,довольно заметные! Некоторая тенденциозность,истеричность! Ну и 90% информации общеизвестно. А с расценками у Маска,на полеты астронавтов и грузы,в сравнении с Шатлами,так вообще ложь!

Чер 21, 2020 16:38

Неточности – на стол. Цифры, даты, имена, факты.
Тенденциозность – ваша оценка..
Ложь разоблачайте. Цифры на стол. Источники данных – на стол.

Чер 21, 2020 19:34

Если рассматривать миссии снабжения, то шаттл доставлял на мкс 7 членов экипажа и до 10 тонн полезной нагрузки в многоцелевых модулях снабжения(это те, которые Донателло, Леонардо и Рафаэль). Для этих же целей нужно два пуска драгон v2 (7×55=385 млн) и два грузовых дррагона (грузоподьемность до 6 тонн-данные из википедии) 2×120=240. Итого 240+385=625 млн. В 2010 году стоимость пуска шаттла была 775 млн ( тоже из википедии). Т.е. после завершения строительства мкс, шаттл реально стал слишком дорогим

Чер 21, 2020 16:52

Поддерживаю Стивена. Аргументируйте – это интересно.

Чер 21, 2020 18:18

А можно поподробнее – что где и как?

Чер 21, 2020 16:45

Про многоразовость ускорителей автор сильно приукрасил – ни одного повторного использования не было – ломались из-за удара и нахождения в воде. Поэтому SpaceX приходится сажать ЖРД-ступень при помощи движков на баржу. Ну и автопосадка планера с орбиты всё таки посложнее посадки обычного самолёта. Автор приводит интересные факты о конструктивных и функциональных особенностях, но разочаровывают эти “приукрашивания”(и наоборот).

Чер 21, 2020 17:24

Про многоразовость ускорителей автор сильно приукрасил — ни одного повторного использования не было
Докажите. По моим сведениям, всего было произведено около 50 бустеров, включая испытательные. Там сложный подсчет, поскольку ТТУ состояли из отдельных сегментов, которые компоновали под каждый запуск отдельно. Некоторые сегменты использовали чаще, некоторые не так часто, но в целом, это выходит на примерно 50 ТТУ. Известно, что при аварии Колумбии были потеряны 2 ускорителя. Ещё 6 были потеряны при испытательных прогонах.
К примеру, головных обтекателей сделали 57. Они сбрасывались до раскрытия парашютов и падали отдельно – не всегда их успевали спасать. Некоторые изготовленные сегменты не использовались никогда. Например, из произведенных 148 сегментов AS1 или AS2 (на каждом бустере по 2 таких), использовались только 34.
Из 226 произведенных сегментов верхних цилиндров FA, FCA, или ACA (3 на каждом ускорителе), были использованы около 70.
Сейчас, многие сегменты, которые не были использованы в программе шаттл, используют для новых бустеров SLS.
Всего запусков шаттлов было, как вам известно, 135.

Чер 21, 2020 18:23

Ну и автопосадка планера с орбиты всё таки посложнее посадки обычного самолёта.Можете пояснить чем и насколько? Или по вашему уравнения движения челнока на концевом участке траектории чем-то отличаются от самолетных?

Чер 21, 2020 19:20

Шаттл ввиду большого веса и относительно малой площади крыла, имеет низкое аэродинамическое качество(в отличии от самолетов). Также скорость захода на посадку значительно выше

Чер 21, 2020 22:08

Круто! Жестко! с юморком…
про трансформацию бака в Энергию честно не знал. Всегда как то думал что установить ПН под обтекатель – плевое дело, но то что она, Энергия, под это и не расчитывалась для меня откровенно новость
Далее про автоматическую посадку – все так. сам удивлялся почему это приподносят как достижение
Огромное спасибо за статью!

Чер 22, 2020 03:20

Добрый день, Steven Lerner!
В https://thealphacentauri.net/57331-speys-shattl-proval-buran-dostijenie/#comment-20889 высказал некоторое свое мнение и задал вопрос. Не хотелось рвать обсуждение, но пара пунктов адресовывалать персонально Вам. Поэтому обращаю внимание.

С уважением. D.E.

Чер 22, 2020 04:24

Вопросы я видел. Отвечать не вижу смысла.

Чер 22, 2020 04:31

Ок. Думаю, что согласен с вами. Вопросы риторичиские.

Чер 22, 2020 09:26

Стоило бы отдельно отметить тот факт, что систему space-shattle сразу запустили с экипажем без предварительного тестового безпилотного орбитального пуска. До того были только испытания прототипа (только атмосферные) который отсоединялся от специально оборудованного боинг 747, сначала без экипажа (да, в этих испытаниях 1977 года прототип садился полностью автоматически), а затем и с пилотами. Факт сам по себе удивительный.

Чер 22, 2020 10:06

Факт сам по себе удивительный.Шанс на потерю экипажа был 1/9. У Дракона – 1/270. Они очень сильно рисковали.

Чер 22, 2020 10:44

Кстати интересно было бы почитать об оценке этих рисков. Как и об оценке риска для системы Аполлон в целом и Сатурн 5 в частности. Что касается соотношения для Crew Dragon vs Space Shuttle, то, конечно, разница и должна составлять порядки с учетом системы спасения экипажа и без таковой.
Но примечателен уже тот факт, что удалось создать систему с таким фактором риска, который оказался приемлимым для первого запуска с экипажем, без тестового.

Чер 22, 2020 12:09

В статье говорится, что нашим не светил ТТУ. А почему? Они же конструктивно простые.

Чер 22, 2020 13:44

Это отдельная история. У американцев огромный опыт твердотопливных ракет. Твердотопливные Минитмены начали летать в 1961.
В СССР опыта и технологий было кот наплакал. Была одна твердотопливная МБР Королева РТ-2, да и та не очень пошла. В 1976 её сняли с вооружения, не выработав даже гарантийного срока.
Технология топлива до сих пор проблематична.
Вот почему в СССР делали гигантские ракетные АПЛ типа Тайфун? Потому, что ракеты были жидкостные. А американские аналоги были значительно меньше, несли больше (24 вместо 16) ракет Трайдент с лучшими характеристиками.
Помните, сколько проблем было с твердотопливной Булавой?
А мы говорим о 70-х/80-х годах.

Чер 26, 2020 13:57

Thiokol и РДТТ слова синонимы. Простые? 8( Дьявол в нюансах

Чер 22, 2020 18:33

Не согласен с автором, во-первых многие его положения касательно энергии-буран не являются верными, не понятно на какие он источники ссылается, во-вторых автор явно восхваливает шаттл не указывая его недостатков такие как отсутствие систем аварийного спасения экипажа, во многих случаях совершенно ненужная привязанность систем жизнеобеспечения к средству выведения, отсутствие гибкости системы, так как для обычного вывода полезной нагрузки мы тащим с собой не нужную массу(челнок), которую можно было бы “променять” на массу полезной нагрузки, как раз такие недостатки были исправлены в системе энергия-буран. Так же хочу обратить внимание на негативный характер статьи касательно космонавтики СССР. На основании этого я считаю, что выводы сделанные автором не основаны на фактах и логике, а являются результатом личной неприязни ко всему “советскому”

Чер 22, 2020 18:39

во-первых многие его положения касательно энергии-буран не являются верными, не понятно на какие он источники ссылаетсяможно развернуть мысль с примерами?
как раз такие недостатки были исправлены в системе энергия-буранопять же – можно развернуть на примерах что и как было исправлено?
На основании этого я считаю, что выводы сделанные автором не основаны на фактах и логике, а являются результатом личной неприязни ко всему «советскому»Т.е. вы опять же не приводя ни фактов ни источников делаете выводы и обвиняете в этом автора – “Прелееестно”

Чер 23, 2020 21:42

Этот “товарищ”, не может писать объективно, Космонавтика СССР для него миф, и какие бы не были достижения Советской космонавтики для него не приемлемы, ЯРЫЙ противник реальных достижений. А программу БУРАНа, продажное США руководство СССР а именно Горбачев, остановил Эту программу, Выдающийся конструктор Лозино-Лозинский, Глеб Евгеньевич, Руководитель проекта аэрокосмического истребителя-бомбардировщика «Спираль».https://ru.wikipedia.org/wiki/Спираль_(авиационно-космическая_система)#Орбитальный_самолёт

Ведущий разработчик МТКК «Буран».

Руководитель проекта многоразовой авиационно-космической системы «МАКС».

Автор десятков других проектов. Доктор технических наук. Генеральный конструктор ОАО НПО «Молния»
Это своровано и используется США, а Steven Lerner пишет так как ему заказали

Чер 27, 2020 12:36

Полностью согласен. Я кстати в своем посте обьяснил автору что можно сделать с ракетой которая виводит 100т нагрузки. Также обьяснил что что основной полезный груз Энергии даже не Буран а военные лазерные спутники Скиф-М от которых у запада был страшный дристомет.

Чер 27, 2020 13:01

Если бы она хоть раз вывела хоть что-то кроме бурана, был бы разговор, но …
Так что “выводит” – это не про нее.

Чер 27, 2020 12:31

Автор где данные что Энергия не могла нести 100т по причине слабости конструкции https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B8%D1%8F_(%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%B0-%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C). Зачем носитель со 100т полезной нагрузки. 2-3 таких старта это человека можно на Марс послать. И почему автор не упомянул что основное назначение Энергии это ракета носитель для военных тяжелых спутником https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%81_(%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B0%D0%BF%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82). Привет звездные войны. Ох как автор любит американцев славить. Как оказалось ещо в 90-е СССР мог отправить человека на Марс то что америка до сих пор не может. Просто смешная статья с жестким перекручиванием фактов и все.

Чер 27, 2020 12:38

Дополню. Думаю что лутше, летающий бак с Шатлом или ракета с Бураном уже всем понятно.

Чер 27, 2020 12:42

Педивикия это действительно серьйознй источник… мдя…
Видимо в школе прошли МИМО кабинета физики, ни разу туда не заглянув, т.к. не в состоянии построить вектора нагрузок на силовой каркас

Чер 27, 2020 13:32

Вы факты предьявите факты. Кстати диаметр 16м неужели силовая конструкция в самом деле такая слабая при таком диаметре?

Чер 27, 2020 17:47

Ну и ещо одно дополнение. Почему автор не говорит что успешных полета было 2. Почему автор не говорит что максимальная масса (тоисть с полной грузовой нагрузкой) Бурана аж целых 105 тонн. Он говорит что при 100 тоннах будет разрушение а тут целых 105. И да Буран так и полетел с нагрузкой.

Чер 27, 2020 18:39

Полет Бурана был один. Первый запуск Энергии был с макетом боевой лазерной платформы Скиф.
При запуске, Энергия так вильнула, что в Скифе, не рассчитанном на такие нагрузки, произошла поломка. Получился пшик. Супостатов не напугали, а сами выбросили в мусор огромные деньни.

Буран в полной загрузке мог весить до 105 тонн. Но я говорю, что даже 100 тонн, установленных сверху, было бы достаточно, чтобы корпус Энергии раздавило, как орех.
Хочу вам напомнить, что во время запуска бывают перегрузки. Иногда даже больше 3 G. 100-тонная ПН, при такой перегрузке, будет давить на корпус ракеты с силой более 300 тонн. А силовой каркас Энергии вообще не был рассчитан на осевую нагрузку. Для этого нужен совсем другой силовой набор каркаса, причем, для алюминиевого корпуса, стальной.
Вот в СпейсХ сейчас эту проблему решают. Их Старшип очень большой и тяжелый. Поэтому и стальной Суперхэви требует особо прочного каркаса, а перегрузки должны быть очень ограничены.

Чер 27, 2020 18:29

Простите, а где данные, что могла? Их нет. Ничего, кроме бла-бла-бла.
Как инженер, могу со всей ответственностью сказать, что Энергия была рассчитана только на боковую нагрузку.
СССР не мог отправить не то, что на Марс, но даже на Луну.
Во-первых, такие задачи даже не ставились.
Во-вторых, кроме носителя, надо ещё иметь корабль для межпланетных перелетов и нужен посадочный модуль. Ни того, ни другого в СССР не разрабатывалось и задачи такие не ставились.
В третьих, кранты Энергии наступили тогда, когда именно военные от неё отказались. У них не было и не предвиделось космических аппаратов такого веса и такой стратегической ценности, чтобы содержать Энергию. Так что, успокойтесь, военных спутников для запусков с помощью Энергии, как тогда не было, так и сейчас нет. Это ваши персональные галюцинации.
История со Скифом – это был политический блеф, чтобы “напугать” Рейгана. Оказалось, мало того, что Скиф сломался при запуске, так и американцы ничуть не напужались.

Автор не только любит американцев, но ещё и разбирается в технике, технологиях и хорошо знает историю.
А вот распальцованных совков автор действительно не любит.

Чер 27, 2020 18:37

Да игнорируйте это ***. Если он путает pH (степень кислотности) и РН (ракетоноситель). А нагрузки на ступень у него описываются формулой гидростатического давления – это диагноз.
Да и запускали там не скиф а его динамический макет.

Чер 27, 2020 19:11

Имея ракету с полезной нагрузкой 100 тонн СССР не мог построить на орбите ничего масой тонн так 400?
У военных не было грузов. Та военные хотели иметь лазерную орбитальную группировку это не то слово. Вы даже не читали что я писал? А как же боевые станции Скиф-М? Грузы были и много. Вот только руководство страны предало разработчиков http://buran.ru/htm/34-3.htm. Именно Горбачем закрыл все эти разработки.

Чер 27, 2020 19:18

Как оказалось ещо в 90-е СССР мог отправить человека на Марс От создателей “слава совецкой науки!” %))) Заакажу-ка доставку попкорна…

Чер 27, 2020 21:32

Ну что? Поел попкорн?

Чер 27, 2020 17:08

ОГРОМНОЕ спасибо, побольше таких статей

Лип 04, 2020 17:45

Не очень понимаю восторгов от статей автора. Да, поднимаются дискуссионные темы, но какой смысл собственно в самой статье, если каждый тезис нужно перепроверять за автора и подвергать критике за автора.

Вот в чём глубокий смысл сравнения цен в долларах 2011 года за отработанный промышленностью шаттл в момент, когда программа закрылась и никаких инвестиций не осуществлялось, с ценами в долларах 2020 года за услуги СпейсИкса, в которых заложено финансирование амбиций Маска? А ведь на основе этого сравнения автор делает основополагающий вывод о прорывности и дешевизне шаттлов.

Практика – основной критерий эффективности космических систем. Практика показала, что шаттлы имеют неустранимые, идеологические проблемы в безопасности полётов. Поэтому десятки лет безопасно летает архаичный Союз, летает создаваемый по концепции Востока-Восхода-Союза-Джемени Крю Дрэгон, готовится аналогичный корабль Боинга, а орбитальный самолёт Virgin продолжает убивать членов экипажа при авариях.

Проблема в концепции, которая не предусматривает ультимативной безопасности. Поэтому шаттлы и их советские наследники-бураны – это уже давно история, а орбитальные самолёты успешно летают только в беспилотном исполнении.

Если признать это и идти дальше, то мы избежим многих жертв в будущем.

Лип 04, 2020 18:14

Какой интересный коммент… 🙂
с ценами в долларах 2020 года за услуги СпейсИкса, в которых заложено финансирование амбиций МаскаА можно подробнее про влияние амбиций Маска на расценки по контрактам SpaceX и NASA? Желательно с прямым указанием на то что амбиции повлияли на ценообразование.
орбитальный самолёт Virgin продолжает убивать членов экипажа при аварияхВроде бы разбился только один SpaceShipTwo VSS Enterprise и из-за ошибки второго пилота (раньше времени разблокировал хвостовое оперение). Может у вас есть сведения о других авариях с жертвами?

Ультимативная безопасность (отсутствие угрозы жизни) – это на кладбище, т.к. там уже все неживые. В реальности это утопия. И даже переход улицы по зебре на зеленый свет тебе не гарантирует отсуствие угрозы.

В общем – винигрет головного мозга заправленный набором штампов.

Лип 04, 2020 20:59

Маск сам пишет, что сейчас прибыль от дрэгонов идёт на бокачиковские разработки. Или вы считаете, что деньги на них даёт Аллах?

Что до вирджина, то аварии с жертвами ещё до начала эксплуатации – такого не было со времён аполлонов. Прорыв, что уж говорить. Под “продолжает”, я имел в виду продолжение традиций шаттлов – хотя, конечно, испытания шаттлов прошли без жертв и тут они явно лучше выглядят.

Вы можете рассказывать себе и окружающим про утопии сколько захотите, но практика говорит сама за себя. Космические самолёты – в лучшем случае экономных туристов, у которых не хватает на нормальный полёт. На орбиту в ближайшие десятилетия человек будет летать на принципиально иных машинах. И не потому что совки тупые, королев не бартини или ещё что-то.

Кстати, переход на личности в отсутствии аргументов засчитан. Впрочем, если тут клуб фанбоев и я своим мнением оскорбляю религиозные чувства, прошу простить.

Жов 02, 2020 20:14

Я помню тот полет и очевидную гордость за страну…помню как искал в киоске марки,посвященные этому событию.До сих пор,я считал “энергия-Буран” достаточно успешным достижением,однако прочитав статью узнал много нового,вывод теперь созвучен автору статьи,однако все же жалко,жалко что все потраченные усилия ушли в песок,а нынешней России нечем гордиться,все что было достигнуто,фактически розвалено и будущего у отечественной космонавтики нет..печально.